Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Диалектика как логика и методология науки (240,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
ИздательствоМ.: Политиздат
Страниц115
ID543056
АннотацияВ работе доктора философских наук В. И. СТОЛЯРОВА раскрывается специфический подход диалектики к исследованию форм и методов мышления, выясняется ее взаимоотношение с другими науками о познании. Автор анализирует конкретный механизм применения диалектики при решении методологических проблем. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся вопросами марксистско-ленинской философии, логики и методологии современной науки. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
Столяров, В.И. Диалектика как логика и методология науки / В.И. Столяров .— Москва : Политиздат, 1975 .— 115 с. — URL: https://rucont.ru/efd/543056 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. В работе доктора философских наук В. И. СТОЛЯРОВА раскрывается специфический подход диалектики к исследованию форм и методов мышления, выясняется ее взаимоотношение с другими науками о познании. <...> Содержание ВВЕДЕНИЕ Суть проблемы и задачи исследования Трудности решения проблемы Подход к решению проблемы ОПЕРАЦИИ, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ Познавательные действия с объектом Приемы и методы диалектического мышления Эволюция приемов и методов мышления ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ПОЗНАНИЯ Две концепции диалектических законов познания Связи и зависимости между познавательными операциями Законы познавательного движения по объекту ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В ИСТОРИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Развитие познания «вширь» Развитие познания «вглубь» История научного познания в свете законов диалектической логики КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ КАК СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ 146 Постановка проблемы Основные задачи и принципы анализа категорий как ступеней познания ПРАВИЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА Постановка проблемы Какие правила диалектика Как сформулировать правила диалектического метода К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ФОРМАЛЬНОЙ И ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ О содержательном подходе к познанию в формальной логике и диалектике МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ Постановка проблемы Возможность и необходимость применения диалектики в научном исследовании Основные аспекты диалектического метода ЗАКЛЮЧЕНИЕ 241 191 Различие предмета диалектической и формальной логики 191 205 218 218 223 237 познания формулирует 175 179 148 174 174 3 4 9 31 34 34 40 59 86 86 90 105 119 120 124 136 146 Введение /3/ В современную эпоху исключительно быстрого научнотехнического прогресса наука гигантскими шагами движется вперед добиваясь все новых и новых успехов в познании самых различных явлений. <...> Специально все эти вопросы рассматриваются в таких, имеющих длительную историю областях исследования, как логика, теория познания <...>
Диалектика_как_логика_и_методология_науки.pdf
Столяров В.И. (1975). Диалектика как логика и методология науки. М., Политиздат, 1975. – 247 с. (Над чем работают, о чем спорят философы). В работе доктора философских наук В. И. СТОЛЯРОВА раскрывается специфический подход диалектики к исследованию форм и методов мышления, выясняется ее взаимоотношение с другими науками о познании. Автор анализирует конкретный механизм применения диалектики при решении методологических проблем. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся вопросами марксистско-ленинской философии, логики и методологии современной науки. Содержание ВВЕДЕНИЕ Суть проблемы и задачи исследования Трудности решения проблемы Подход к решению проблемы ОПЕРАЦИИ, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ Познавательные действия с объектом Приемы и методы диалектического мышления Эволюция приемов и методов мышления ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ПОЗНАНИЯ Две концепции диалектических законов познания Связи и зависимости между познавательными операциями Законы познавательного движения по объекту ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ В ИСТОРИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Развитие познания «вширь» Развитие познания «вглубь» История научного познания в свете законов диалектической логики КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ КАК СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ 146 Постановка проблемы Основные задачи и принципы анализа категорий как ступеней познания ПРАВИЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА Постановка проблемы Какие правила диалектика Как сформулировать правила диалектического метода К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ФОРМАЛЬНОЙ И ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ О содержательном подходе к познанию в формальной логике и диалектике МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ Постановка проблемы Возможность и необходимость применения диалектики в научном исследовании Основные аспекты диалектического метода ЗАКЛЮЧЕНИЕ 241 191 Различие предмета диалектической и формальной логики 191 205 218 218 223 237 познания формулирует 175 179 148 174 174 3 4 9 31 34 34 40 59 86 86 90 105 119 120 124 136 146
Стр.1
Введение /3/ В современную эпоху исключительно быстрого научнотехнического прогресса наука гигантскими шагами движется вперед добиваясь все новых и новых успехов в познании самых различных явлений. Вместе с ростом знании происходит коренная ломка научных понятии и всего строя мышления, усложнение процесса познания. В связи с этим существенно усиливается интерес к закономерностям функционирования и развития познавательной деятельности. Люди самых различных специальностей в своей работе непосредственно сталкиваются с особенностями развития современной науки, со спецификой научных понятий и теорий, с вопросом об истинности знаний и путях ее установления, с проблемой сущности и достоинства различных форм и методов познания, условий и границ их применения. Специально все эти вопросы рассматриваются в таких, имеющих длительную историю областях исследования, как логика, теория познания (гносеология) и методология. /4/ Однако качественно новый этан в их развитии связан с возникновением материалистической диалектики. Именно в трудах классиков марксизма-ленинизма был поставлен и всесторонне обоснован вопрос о разработке материалистической диалектики как логики и методологии науки. Этой теме и посвящена настоящая работа. Суть проблемы и задачи исследования В работах Маркса, Энгельса, Ленина и их учеников материалистическая диалектика была развита прежде всего как наука о наиболее общих свойствах, связях и отношениях, о всеобщих законах, имеющих место в любой области действительности – в природе, в обществе и в мышлении. По их мнению, она есть наука «об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления»1, наука о всеобщих связях2, «самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии...» 3. 1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 302. 2 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 3 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 26, стр. 53. Вместе с тем классики марксизма-ленинизма неоднократно указывали т. 20, стр. 384. на то, что материалистическая диалектика изучает мышление, процесс познания в целом, анализирует методы науки и потому выступает как логика (диалектическая логика), теория познания и методология науки. /5/ Положение о том, что диалектика является логикой и теорией познания, с особой силой подчеркивал Ленин. В непонимании этой «сути дела» он видел, в частности, главный недостаток интерпретации диалектики Плехановым, приводящий неизбежно к превращению ее в простую «сумму примеров», иллюстраций давно известных диалектических истин. Развитие материалистической диалектики в функции логики, гносеологии и методологии науки – одно из важнейших и наиболее актуальных направлений ее разработки. Важность этого направления определяется прежде всего той идеологической борьбой, которая происходит в настоящее вре
Стр.2

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.