Столяров В.И. (1975). Диалектика как логика и методология науки.
М., Политиздат, 1975. – 247 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
В работе доктора философских наук В. И. СТОЛЯРОВА раскрывается специфический подход диалектики
к исследованию форм и методов мышления, выясняется ее взаимоотношение с другими науками о познании.
Автор анализирует конкретный механизм применения диалектики при решении методологических
проблем.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся вопросами марксистско-ленинской
философии, логики и методологии современной науки.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Суть проблемы и задачи исследования
Трудности решения проблемы
Подход к решению проблемы
ОПЕРАЦИИ, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ
Познавательные действия с объектом
Приемы и методы диалектического
мышления
Эволюция приемов и методов мышления
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ПОЗНАНИЯ
Две концепции диалектических законов познания
Связи и зависимости между познавательными операциями
Законы познавательного движения по объекту
ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
В ИСТОРИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Развитие познания «вширь»
Развитие познания «вглубь»
История научного познания в свете законов
диалектической логики
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ КАК СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ 146
Постановка проблемы
Основные задачи и принципы анализа категорий
как ступеней познания
ПРАВИЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА
Постановка проблемы
Какие
правила
диалектика
Как сформулировать правила диалектического метода
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ФОРМАЛЬНОЙ
И ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
О содержательном подходе к познанию в формальной
логике и диалектике
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ
ДИАЛЕКТИКИ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Постановка проблемы
Возможность и необходимость применения
диалектики в научном исследовании
Основные аспекты диалектического метода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
241
191
Различие предмета диалектической и формальной логики
191
205
218
218
223
237
познания
формулирует
175
179
148
174
174
3
4
9
31
34
34
40
59
86
86
90
105
119
120
124
136
146
Стр.1
Введение
/3/ В современную эпоху исключительно быстрого научнотехнического
прогресса наука гигантскими шагами движется вперед добиваясь
все новых и новых успехов в познании самых различных явлений. Вместе
с ростом знании происходит коренная ломка научных понятии и всего
строя мышления, усложнение процесса познания. В связи с этим существенно
усиливается интерес к закономерностям функционирования и развития
познавательной деятельности. Люди самых различных специальностей в своей
работе непосредственно сталкиваются с особенностями развития современной
науки, со спецификой научных понятий и теорий, с вопросом об истинности
знаний и путях ее установления, с проблемой сущности и достоинства
различных форм и методов познания, условий и границ их применения.
Специально
все эти вопросы рассматриваются в таких, имеющих длительную
историю областях исследования, как логика, теория познания (гносеология)
и методология. /4/ Однако качественно новый этан в их развитии
связан с возникновением материалистической диалектики. Именно в
трудах классиков марксизма-ленинизма был поставлен и всесторонне обоснован
вопрос о разработке материалистической диалектики как логики и методологии
науки. Этой теме и посвящена настоящая работа.
Суть проблемы и задачи исследования
В работах Маркса, Энгельса, Ленина и их учеников материалистическая
диалектика была развита прежде всего как наука о наиболее общих свойствах,
связях и отношениях, о всеобщих законах, имеющих место в любой
области действительности – в природе, в обществе и в мышлении. По их
мнению, она есть наука «об общих законах движения как внешнего мира, так
и человеческого мышления»1, наука о всеобщих связях2, «самое всестороннее,
богатое содержанием и глубокое учение о развитии...» 3.
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 302.
2 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч.,
3 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 26, стр. 53.
Вместе с тем классики марксизма-ленинизма неоднократно указывали
т.
20, стр. 384.
на то, что материалистическая диалектика изучает мышление, процесс познания
в целом, анализирует методы науки и потому выступает как логика
(диалектическая логика), теория познания и методология науки. /5/ Положение
о том, что диалектика является логикой и теорией познания, с особой силой
подчеркивал Ленин. В непонимании этой «сути дела» он видел, в частности,
главный недостаток интерпретации диалектики Плехановым, приводящий
неизбежно к превращению ее в простую «сумму примеров», иллюстраций
давно известных диалектических истин.
Развитие материалистической диалектики в функции логики, гносеологии
и методологии науки – одно из важнейших и наиболее актуальных
направлений ее разработки. Важность этого направления определяется прежде
всего той идеологической борьбой, которая происходит в настоящее вре
Стр.2