Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Философия науки: методические материалы для аспирантов. Ч. IV: Введение в философию физической культуры и спорта (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
ИздательствоМ.: Физическая культура
Страниц176
ID543045
АннотацияГенетические корни философской рефлексии над ФКС уходят в глубокую древность. Имеется в виду не использование термина «философские исследования ФКС» и не специальную философскую дисциплину, анализирующую ФКС, а характер исследовательской проблематики. Так, уже Платон обращался к теме смысла гимнастического воспитания, спортивного зрелища и ценностей телесности. Но, естественно, в данном случае речь не идет о возникновении развитой теории, имеющей статус философии ФКС. Это были некоторые философские идеи, вплетенные в общую концепцию мира и человека. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
Столяров, В.И. Философия науки: методические материалы для аспирантов. Ч. IV: Введение в философию физической культуры и спорта / В.И. Столяров .— Москва : Физическая культура, 2010 .— 176 с. — URL: https://rucont.ru/efd/543045 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия ФКС: история формирования, объектная область и предмет исследования… <...> Логико-методологические проблемы введения, оценки и унификации понятий в процессе научного познания ФКС………. <...> Проблема единства логического и исторического в процессе научного исследования ФКС…………. <...> Философия ФКС: история формирования, объектная область и предмет исследования Сначала остановимся на истории формирования философии ФКС. <...> Имеется в виду не использование термина «философские исследования ФКС» и не специальную философскую дисциплину, анализирующую ФКС, а характер исследовательской проблематики. <...> Философия ФКС не сразу сформировалась и в рамках наук, изучающих физическое воспитание и спорт. <...> Все более важное значение приобретали также культурологические и логикометодологические проблемы ФКС. <...> Наряду с этим все более осознавалось, что анализ философскосоциально-философских, культурологических, мировоззренческих, эстетических, этических, гносеологических и логико-методологических проблем ФКС в рамках научных дисциплин, имеющих другой предмет исследования, – малоэффективный путь. <...> Формировалось и крепло убеждение в необходимости специального философского анализа ФКС, так как он дает возможность при решении философских проблем ФКС использовать опыт решения аналогичных проблем, накопленный за всю историю человеческого познания в различных науках. <...> Об этом свидетельствует хотя бы библиография зарубежных работ по этой проблематике [см. например: DeSensi Joy T., 1985–1987; Osterhoudt, 1998; Osterhoudt, Simon, Volkwein, 2000]. <...> Цайглер [Zeigler, 1964, 1968, 1977], а также коллективные труды: «Философия спорта» [The philosophy of sport, 1973], «Философия, теология и история спорта и физической активности» [Philosophy, Theology…, 1978], «Основные проблемы философии спорта» [Topical problems…, 1983], «Философские исследования спорта» [Philosophic inquiry, 1995], «Философия физической культуры» [Filozofia kultury fizycznej, 1990; Philosophy of Physical Culture, 1997], «Аксиологические параметры спорта» [Axiological Dimensions of <...>
Философия_науки_методические_материалы_для_аспирантов._Ч._IV_Введение_в_философию_физической_культуры_и_спорта.pdf
Столяров В.И. (2010). Философия науки: методические материалы для аспирантов. – Ч. IV: Введение в философию физической культуры и спорта. – М.: Физическая культура, 2010. – 76 с. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта СОДЕРЖАНИЕ Раздел I. Философия ФКС: история формирования, объектная область и предмет исследования….…………………...…….…………………….……97 1.1. История формирования философии ФКС…….………….….…….97 1.2. Объектная область исследования философии ФКС..………..…..101 1.2.1. Постановка проблемы…….……..……………............………101 1.2.2. Понятия, характеризующие объектную область исследования философии ФКС……….….……………………....……………………….…..106 1.3. Предмет философии ФКС……….……………………...…..……..130 Раздел II. Философские проблемы ФКС…….…………..………..…..135 2.1. Гносеологические, логико-методологические и онтологические проблемы ФКС………….………………………….…………...…..…………135 2.1.1. Общая характеристика…….……………………...………….135 2.1.2. Логико-методологические проблемы введения, оценки и унификации понятий в процессе научного познания ФКС……….………..141 2.1.3. Проблема единства логического и исторического в процессе научного исследования ФКС………….…………………….………….…….154 2.1.4. Методологические проблемы дифференциации и интеграции наук о ФКС………….……….…………………………….………….……….174 Раздел I. Философия ФКС: история формирования, объектная область и предмет исследования Сначала остановимся на истории формирования философии ФКС. 1.1. История формирования философии ФКС Исторические причины и особенности философской рефлексии спорта. Факторы, содействовавшие становлению философии ФКС Научные публикации и отечественная философская школа ФКС /4/ Генетические корни философской рефлексии над ФКС уходят в глубокую древность. Имеется в виду не использование термина «философские исследования ФКС» и не специальную философскую дисциплину, анализирующую ФКС, а характер исследовательской проблематики. Так, уже Платон обращался к теме смысла гимнастического
Стр.1
воспитания, спортивного зрелища и ценностей телесности. Но, естественно, в данном случае речь не идет о возникновении развитой теории, имеющей статус философии ФКС. Это были некоторые философские идеи, вплетенные в общую концепцию мира и человека. Вопросы о социальной природе и социальном значении физических упражнений и спорта обсуждались в трудах социалистов–утопистов и философов эпохи Возрождения, а также в работах таких классиков социологии, как Г. Спенсер, Г. Зиммель, М. Вебер, М. Шелер, Ф. Знанецкий и др. И все же в течение длительного времени спорт в основном развивался стихийно или с опорой лишь на практический опыт, обыденное сознание, восприятие непосредственно данного. Философская рефлексия спорта и других, связанных с ним социальных явлений находилась на низком уровне, поскольку они рассматривались в философии как поверхностные, тривиальные и несерьезные аспекты социальной жизни в отличие от экономики, политики, профессиональных занятий, которые считались важными, серьезными и существенными. Поэтому они не составляли предмет самостоятельной философской науки, а изучались в рамках других дисциплин – таких, например, как социология культуры, социология свободного времени, социология юношества, теория социального конфликта и др. Отдельные социально-философские проблемы игры и спорта затрагивали в своих работах и представители других общественных наук, например, культурной и социальной антропологии. В первую очередь речь шла об изучении игры и так называемого «примитивного спорта», их религиозных функций в примитивных культурах и обществах, о вкладе игры в культуру и т. п. [см., например: Ортега-и-Гассет, 1991; Хёйзинга, 1992; Bowen, Mitchell, 1927]. Философия ФКС не сразу сформировалась и в рамках наук, изучающих физическое воспитание и спорт. В течение длительного времени в научном анализе этих социальных явлений на первом плане находились биологические, физиологические, анатомические и педагогические проблемы. В некоторой степени это было оправдано логикой реального развития сферы физического воспитания и спорта, а также логикой их познания. /5/ Пока спорт имел локальную сферу действия, а стихийное его развитие проходило в границах, в которых им можно было управлять без специальных знаний, создавалось впечатление, что можно обойтись без научного анализа связанных с ним социальных и других философских проблем или в лучшем случае ограничиться отдельными рассуждениями по поводу этих проблем. Ситуация стала меняться по мере все более широкого развития физического воспитания и спорта и научных исследований в этой сфере. Превращение спорта в конце XIX – начале XX века в социальное явление мирового масштаба, рост его авторитета и влияния в мире, различные связанные с ним кризисные ситуации все более настоятельно требовали
Стр.2

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.