При организации спортивной работы с детьми и молодежью обычно используется традиционная модель спорта (спортивных соревнований и подготовки к ним), которая, предполагая жесткую конкуренцию, соперничество спортсменов, изоляцию спорта от других видов творческой деятельности, в том числе искусства и т.д., во многом является антигуманной. <...> В 1990 г. автором данной работы был разработан и изложен в публикациях, выступлениях на симпозиумах, конференциях и конгрессах [ cм. Столяров, 1990–1997; Столяров, Ипатов, 1996; Столяров, Самусенкова, 1996; Stolyarov, 1991, 1995, 1996 ] новый гуманистический проект под названием «СпАрт» («SpArt»). <...> Предусматривается использование спартианских средств для решения и таких важных социально-педагогических, культурных задач, ориентированных на определенные группы населения, как: – создание возможности для детей и подростков, которые только начинают свой путь в жизни и должны сделать выбор, определить сферу своей будущей деятельности, попробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности – в спорте, искусстве, техническом творчестве и т.д., с тем, чтобы определить свои «плюсы» и «минусы», выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности, наметить программу самосовершенствования и т.д.; – выявление творчески одаренных детей и подростков, обладающих уникальными физическими, двигательными или художественными, творческими способностями, содействие полному раскрытию и применению этих способностей в спорте, искусстве и других видах деятельности; – социальная реабилитация и интеграция, преодоление социального отчуждения лиц с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями (инвалидов), детей-сирот, детей и подростков с отклоняющимся поведением и других лиц, нуждающихся в социальной помощи и защите; – спортивно-гуманистическое и олимпийское образование детей <...>
Спартианские_игры_и_клубы_в_системе_организации_досуга,_образования_и_воспитания_детей_и_молодежи__Монография.pdf
Столяров В.И. Спартианские игры и клубы в системе организации
досуга, образования и воспитания детей и молодежи. – М.: РГАФК,
1997. – 141 с.
Стр.1
2
Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК
В.И.Столяров
СПАРТИАНСКИЕ ИГРЫ И КЛУБЫ
В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА, ОБРАЗОВАНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Москва – 1997
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................................................................................... 3
I. «Спартианские» средства организации досуга,
образования и воспитания детей и молодежи .......................11
1.1. Спартианские Игры .................................................... 11
1.1.1. Общая характеристика Спартианских Игр ............
11
1.1.2. Формы организации Спартианских Игр и их
типология ......................................................................... 30
1.1.3. Спартианские Игры и другие модели игр и
соревнований .................................................................. 35
1.2. Спартианские Клубы ..................................................... 42
1.3. Спартианское движение ................................................. 49
II. Место «спартианской» системы в общей системе
организации досуга, образования и воспитания детей
и молодежи ............................................................................ 55
2.1. Возможные направления и социальный эффект
использования «спартианских» средств .........................55
2.2. Особенности «спартианской» системы ............................. 60
2.3. Взаимоотношение «спартианских» и других средств
организации досуга, образования и воспитания детей
и молодежи ..................................................................... 62
III. Первые итоги и перспективы ...............................................63
ПРИЛОЖЕНИЯ ...............................................................................75
БИБЛИОГРАФИЯ ..............................................................................132
Стр.3
4
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современном обществе происходят глубокие, фундаментальные изменения. Они
связаны со стремлением не только провозгласить, но и реализовать на практике идеи
гуманизма. Идея гуманизации, "очеловечивания" системы общественных отношений,
различных сфер деятельности людей лежит в основе большинства тех социальных
программ обновления, которые разрабатываются и реализуются в настоящее время.
Эта идея является центральной и в процессе перестройки всей системы образования,
воспитания и организации досуга детей и молодежи. Ставится задача повышения
гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности этой системы и ее
отдельных элементов.
В связи с этим ученые и специалисты все более склоняются к выводу о том, что
физическое воспитание и физкультурно-спортивная работа с детьми и молодежью,
являющиеся важной составной частью системы их образования, воспитания, организации
досуга, должны быть перестроены на основе принципов гуманистической педагогики
и психологии. Важнейшими из этих принципов являются: усиление внимания к
личности каждого человека как к высшей социальной ценности; превращение ученика
из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой
деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию
и самопреодолению; демократизация в отношениях преподавателя с учениками;
формирование у человека мотивации на разностороннее и гармоничное развитие и т.п.
[ см. Бальсевич, 1988, 1993; Бальсевич, Лубышева, 1995; Виленский, Литвинов, 1990;
Егоров, 1991; Лебедев, Филиппова, 1992; Лубышева, 1992; Столяров, 1993 а; Суворов,
1996; Филиппова, Лебедев, 1991 и др. ].
В соответствии с этими принципами важное значение придается переходу от такой
системы физического воспитания, которая ориентирована на формирование у
детей и молодежи лишь определенных физических качеств, жизненно необходимых
двигательных умений и навыков, спортивного мастерства, к системе, дающей также
серьезное физкультурное образование, формирующей потребность в активных занятиях
физкультурой и спортом, в физическом и духовном самосовершенствовании на основе
этих занятий. При этом подчеркивается, что даже самый богатый запас двигательных
умений не вызывает автоматически потребность в самостоятельных занятиях, не обеспечивает
верной оценки роли физкультурно-спортивной деятельности в жизни общества
и развитии личности, ее культурного и воспитательного потенциала, в удовлетворении
потребностей в общении и эмоциональной разрядке, в получении эстетического
удовлетворения, обеспечении творческой активности, здоровья и т.д. [ см. Бальсевич,
1988; Виленский, Литвинов, 1990; Лубышева, 1992; Столяров 1993 а ].
К числу перспективных направлений в совершенствовании организации физического
воспитания детей и молодежи относят также переориентацию "целевых установок
физического воспитания на максимально возможное удовлетворение интересов
каждого занимающегося, на возможно более полный учет его индивидуальных морфофункциональных
и психологических особенностей, на обязательное соответствие содержания
физической активности ритмам возрастного развития человека и фундаментальным
закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала"
[ Бальсевич, Лубышева, 1995, с. 3 ]. Считают, что такая переориентация предпо
Стр.4