ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора ................................................................................................. 6
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Власова Е.З., Власов Д.В. Большие данные в анализе IT-успешности преподавателей
университета ..................................................................................................................................... 7
Мойсеенко С.С. Структурирование проблем устойчивого развития
образовательных систем ................................................................................................................ 13
Тамарская Н.В., Пищелко А.В., Еремин Е.В., Хлап А.А. Педагогические основы
формирования ценностных ориентаций обучающихся в условиях транзитивного общества:
на примере предметной области ОДНКНР .................................................................................. 18
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Пельменев В.К., Улисский Е.В. Пути повышения духовно-нравственного воспитания
личности в процессе профессиональной подготовки студентов ............................................... 22
Бабулевич В.Ю. Структура функционально-прагматической компетенции
лингвистов-переводчиков: анализ опыта отечественных и зарубежных исследований ..................... 29
Бакиева О.А., Бузолина А.Н. Современные проблемы формирования профессиональной
культуры студента педвуза средствами традиционного искусства ........................................... 35
Володина Е.В., Савельева О.А., Муртазина Н.Д. Педагогическое проектирование
смешанного иноязычного обучения магистрантов в вузе ......................................................... 38
Гуральник Б.С., Тимофееев В.К. О формировании компетенций судоводителя .................... 45
Гущин А.В., Цибуцинина И.Е., Шеленина О.В. Инновационные технологии
профессионального обучения ....................................................................................................... 51
Лапшова А.В., Земляницына Е.А., Сидоров А.Н. Содержание и особенности
профессиональной деятельности педагога высшей школы ....................................................... 56
Скрыпник В.П. Актуальные аспекты повышения эффективности внеучебной деятельности ......... 61
Филатова О.Н., Барабашкина Е.В., Трифанова А.А. Наставничество
в профессиональном образовании ................................................................................................ 66
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Рудинский И.Д., Ахмедова Э.И. Детский коллектив как среда
этнокультурного воспитания в учреждении дополнительного образования ........................... 69
Шобонов Н.А. Практика наставничества в России: исторический аспект ............................... 76
Кадырова Р.Г., Бабаева Т.Т. Молодежь о межкультурном многообразии:
психологический аспект ................................................................................................................ 80
Гладкова М.Н., Шагалова О.Г., Лебедева А.А., Ляпин И.Л. Мотивация обучающихся
в цифровом образовательном пространстве ................................................................................ 88
Гордин А.В. Педагогические аспекты профессиональной деятельности специалиста
по социальной работе в рамках проекта «Московское долголетие» ......................................... 92
Дерендяева Т.М., Киракосян М.Ж. Дидактические аспекты применения кейс-метода
в профессиональном обучении персонала современной организации ..................................... 98
Дорофеева Е.В. Патриотические представления студентов и курсантов:
результаты мониторинга .............................................................................................................. 105
Зайцева А.А. Современный подход к построению профориентационных моделей
профессий ...................................................................................................................................... 112
Зель А.В. Формирование компетенций безопасности жизнедеятельности
в условиях контекстного обучения ............................................................................................. 120
3
Стр.3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Чуксина И.Г. Терминология специальности в процессе обучения русскому языку
как иностранному в морском вузе .............................................................................................. 124
Бакиева О.А., Комарова А.А. Методика развития композиционных умений
обучающихся в ходе выполнения пейзажа ................................................................................ 129
Беклемешева Е.В. Использование интерактивных технологий проведения
лекционных занятий со студентами технических направлений подготовки .......................... 133
Букша Л.Ф., Горчакова Е.С. Моделирование процесса формирования нравственных
представлений у младших школьников во внеурочной деятельности .................................... 142
Мухаметчина Г.З. Формирование этнохудожественных компетенций студентов
средствами керамики ................................................................................................................... 147
Овсянникова О.А., Бессонова Е.О., Вишнякова Д.Е. Разработка диагностического
инструментария исследования уровня художественного восприятия
средствами синестезии................................................................................................................. 150
Пустовик Л.В, Сарана И.А., Лунев А.Н. Мозговой штурм как интерактивная технология
проведения занятий по дисциплинам «Химия», «Взрывчатые вещества и боеприпасы» .... 156
Яковлева С.И.,Чеберева О.Н. Использование курса «Digital art»
в современной профессиональной подготовке дизайнеров ..................................................... 163
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ
Булан И.Г. Цифровые возможности повышения эффективности
обучения математике ................................................................................................................... 167
Ваганова О.И., Кириллова И.К., Мельникова А.Я., Булаева М.Н.
Профессиональная ориентация студентов в условиях цифровизации .................................... 172
Дмитроченко Н.А., Яковлева Л.А. Преподаватель и студент
в эпоху цифровизации высшего образования ............................................................................ 176
Швецова Т.В., Шахова В.Е., Дулова С.А., Кольцов В.В. История
о мезенских промысловиках в контексте проблемы цифровизации образования
на Русском Севере ........................................................................................................................ 187
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Серых А.Б., Полторацкая А.С. Девиантное поведение в среде детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.......................................................................... 196
Альшевская М.Н., Кочина А.А. Анализ типичных пищевых практик питания
как фактор здоровьесбережения студенческой молодёжи Калининградской области ......... 199
Бугадинова Р.А. Особенности психологического воздействия семейных проблем
на подростков и молодежь .......................................................................................................... 207
Герасимова А.В., Бовыкина Н.А., Прозоров А.В. Детерминанты выбора стратегий
поведения в конфликте менеджерами среднего звена .............................................................. 215
Головина Е.А., Гуренко Ю.В., Шершова Л.В., Томашевская О.Б.
Влияние цифровой среды на физическое состояние студентов .............................................. 220
Даниленкова В.А. Суверенность личностного пространства
и стратегии копинг-поведения студентов технического вуза .................................................. 228
Рожкова О.Е., Семёнова Е.П. Нейропедагогика как комплексная система
интенсификации когнитивного подхода к обучению иноязычной лексике ........................... 235
Старостина С.В. Профилактика наркомании в процессе изучения
химико-биологических дисциплин программ среднего полного образования
и программ бакалаврата ............................................................................................................... 240
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Корнев К.П., Куценко С.С. Повышение уровня самостоятельности студентов
в ходе исследовательски-ориентированного обучения физике ............................................... 244
Корнева И.П. Формирование навыков проектной работы в рамках обучения физике
студентов технического вуза ....................................................................................................... 248
Малыхина В.В., Кваша И.Н., Таратина Е.Р. Стереометрические задачи
как средство развития пространственного мышления старшеклассников ............................. 254
Ткачева Т.М., Чечеткина Н.В. Формирование универсальных компетенций
в процессе обучения физике в техническом университете ...................................................... 261
Шинкарёва Н.В., Шелухина С.Ф. Некоторые методические аспекты
довузовской подготовки иностранных военнослужащих по физике в военном вузе ............ 274
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Ермолина А.В. Формирование компетенции школьника в области геометрии
как педагогическая проблема ...................................................................................................... 279
ABSTRACTS. Information about the author ............................................................................... 283
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ............................................................................................. 298
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА .................................................................................. 303
5
Стр.5