Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Основы профессионально формирующей системы физического воспитания: монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторГолубина О. А.
АвторыМакеева В. С., Пушкина В. Н., Кочнев А. В.
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц144
ID530994
АннотацияВ монографии представлены материалы по результатам исследования системы физического воспитания студенток высшего учебного заведения (специальность «Химик-технолог»), а также особенности факторов и условий, определяющих эффективность профессиональной подготовки специалиста. Определены сущность, основные понятия, факторы и условия профессионального развития девушек. Выявлены возможности физического воспитания в управлении профессиональной подготовкой студенток технического вуза на основе учета стохастической природы воздействующих факторов внешней среды. Представлена модель профессионально формирующей системы физического воспитания и модульная технология ее эффективной реализации.
Кому рекомендованоИздание предназначено для специалистов в области физической культуры и спорта, а также студентов, занимающихся физической куль-турой в вузе
ISBN978-5-261-01080-7
Голубина, О.А. Основы профессионально формирующей системы физического воспитания: монография / В.С. Макеева, В.Н. Пушкина, А.В. Кочнев; О.А. Голубина .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2015 .— 144 с. — ISBN 978-5-261-01080-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/530994 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-261-01080-7 В монографии представлены материалы по результатам исследования системы физического воспитания студенток высшего учебного заведения (специальность «Химик-технолог»), а также особенности факторов и условий, определяющих эффективность профессиональной подготовки специалиста. <...> Выявлены возможности физического воспитания в управлении профессиональной подготовкой студенток технического вуза на основе учета стохастической природы воздействующих факторов внешней среды. <...> 8 Факторы и условия, определяющие эффективность профес сиональной подготовки специалиста технического профиля . <...> Психофизиологическое исследование студенток в вузе технического профиля Организация и методы проведения исследования . <...> 47 Психофизиологическое состояние и биоэнергетический статус студенток на начальном этапе исследования в динамике сезонов года . <...> 69 Физическое развитие и динамика эффективности управления двигательными действиями . <...> Профессионально формирующая система физического воспитания студенток в вузе технического профиля Реализация модели профессионально формирующего физического воспитания в учебном процессе вуза . <...> 78 Содержание, структура, критерии и показатели профессионально формирующего физического воспитания студенток . <...> В то же время результаты исследования показали, что только 15,5% специалистов технического профиля используют физкультурно-спортивные и оздоровительные средства в профессиональной деятельности. <...> 4 В настоящее время занятия по физической культуре в вузах осуществляется на основе учебной программы дисциплины «Физическая культура», которая рекомендована Министерством образования России и соответствует Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по соответствующим направлениям. <...> Содержание же раздела профессиональной физической подготовки (ППФП) передано для самостоятельной разработки кафедрам физического воспитания <...>
Основы_профессионально_формирующей_системы_физического_воспитания_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт физической культуры, спорта и здоровья Кафедра физической культуры Основы профессионально формирующей системы физического воспитания Монография Архангельск ИД САФУ 2015 1
Стр.1
УДК 378796 ББК 744875 О753 Авторы: О.А. Голубина, В.С. Макеева, В.Н. Пушкина, А.В. Кочнев Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Калашников; доктор педагогических наук, доцент Е.Ю. Васильева Основы профессионально формирующей системы физическоО753 го воспитания: монография / О.А. Голубина [и др.]; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2015. – 145 с. ISBN 978-5-261-01080-7 В монографии представлены материалы по результатам исследования системы физического воспитания студенток высшего учебного заведения (специальность «Химик-технолог»), а также особенности факторов и условий, определяющих эффективность профессиональной подготовки специалиста. Определены сущность, основные понятия, факторы и условия профессионального развития девушек. Выявлены возможности физического воспитания в управлении профессиональной подготовкой студенток технического вуза на основе учета стохастической природы воздействующих факторов внешней среды. Представлена модель профессионально формирующей системы физического воспитания и модульная технология ее эффективной реализации. Издание предназначено для специалистов в области физической культуры и спорта, а также студентов, занимающихся физической культурой в вузе. УДК 378796 ББК 744875 ISBN 978-5-261-01080-7 2 © Голубина О.А. и др., 2015 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2015
Стр.2
Оглавление Введение ............................................................................................ Глава 1. Теоретико-методологические основы профессионального развития студентов Сущность, основные понятия и методология исследования профессионального развития ................................................................... 8 Факторы и условия, определяющие эффективность профес сиональной подготовки специалиста технического профиля .............. 18 Студент как субъект учебного труда. Особенности профессиональной подготовки ....................................................................... 26 Роль физической культуры в профессиональной подготовке студентов .................................................................................................... 41 Глава 2. Психофизиологическое исследование студенток в вузе технического профиля Организация и методы проведения исследования .......................... 47 Психофизиологическое состояние и биоэнергетический статус студенток на начальном этапе исследования в динамике сезонов года ........................................................................................................ 56 Динамика показателей функционального состояния студенток ... 69 Физическое развитие и динамика эффективности управления двигательными действиями ............................................................... 72 Глава 3. Профессионально формирующая система физического воспитания студенток в вузе технического профиля Реализация модели профессионально формирующего физического воспитания в учебном процессе вуза ...................................... 78 Содержание, структура, критерии и показатели профессионально формирующего физического воспитания студенток ................ 92 Психоэмоциональное, физическое и функциональное состояние студенток после коррекции процесса физического воспитания .... 105 Заключение ........................................................................................... 123 Список сокращений ............................................................................. 126 Библиографический список ................................................................ 127 Приложения .......................................................................................... 137 3 4
Стр.3
ввеДение В настоящее время профессиональная деятельность не рассматривается специалистами профессиональной подготовки как совокупность многих составляющих, в результате учет ее особенностей носит фрагментарный характер. Важнейшим направлением исследований является усиление профессиональной направленности подготовки специалистов в вузе. В.К. Бальсевич (2000), А.А. Деркач, Ю.Д. Железняк (1995, 2000), В.И. Ильинич (2005), А.В. Лейфа (2007) и мн. др. считают, что важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры в сохранении и укреплении здоровья, физического и духовного развития, функциональной подготовленности как важнейших составляющих профессионализма. В противном случае сильное и выраженное переутомление обучающихся может явиться основой формирования психосоматических заболеваний и как результат – снижение качества образования. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее эффективным и доступным средством должна стать разработка психофизических методик коррекции и реабилитации студентов, обеспечивающих расширение функциональных возможностей организма, развития профессиональноважных качеств. В то же время результаты исследования показали, что только 15,5% специалистов технического профиля используют физкультурно-спортивные и оздоровительные средства в профессиональной деятельности. Как отметили 95% экспертов, причинами являются слабая разработанность концептуальных подходов по использованию средств физической культуры в учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов на этапе профессиональной подготовки, слабая междисциплинарная связь общепрофессиональных и специальных дисциплин с физической культурой. 4
Стр.4
В настоящее время занятия по физической культуре в вузах осуществляется на основе учебной программы дисциплины «Физическая культура», которая рекомендована Министерством образования России и соответствует Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по соответствующим направлениям. Однако ее содержание ориентировано, прежде всего, на решение задачи общей и двигательной подготовки. Содержание же раздела профессиональной физической подготовки (ППФП) передано для самостоятельной разработки кафедрам физического воспитания вузов (Примерная программа дисциплины «Физическая культура» для студентов вузов, 2000). Так, в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности химик-технолог предписывают «осуществлять преподавание дисциплины «Физическая культура» по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим профессиональную специфику специальности, устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, содержание которых должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач их профессиональной деятельности». В этом плане уже давно получило научное обоснование использование различных прикладных эффектов физической культуры: формирование профессионально значимых двигательных и других умений и навыков, физических качеств и психофизических функций, психических способностей и личностных свойств; содействие в развитии общей и профессиональной работоспособности; регулирование оперативной работоспособности; профилактики и коррекции воздействий на организм профессиональных вредностей и заболеваний (Ильинич В.И., Раевский В.И., 1990 и мн. др.). Физическая подготовка к трудовой деятельности современного специалиста чрезвычайно сложное и трудное для реализации дело. Оно требует учета многих «если», и не только особенностей профессиональной деятельности, но и в частности, индивидуальных особенностей студентов, их места проживания и особенностей реагирования организма на климатогеографические факторы и сезонные ритмы, использования современных информационных и технологических подходов. Вместе с тем, программы, рассчитанные на среднестатистические данные о физическом состоянии и развитии студента без учета их динамики, создают проблемы в 5
Стр.5
формировании личности и профессиональной готовности будущего специалиста. По целому ряду профессий разработаны соответствующие программы профессионально-прикладной подготовки, основанные на классификации Ф.Т. Ткачева (1977), которая носит обобщающий характер и включает в себя 15 групп профессий (Ильинич В.И., 1990). Данные программы приносят реальный положительный эффект при подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. Но вместе с тем, активно изменяющаяся учебно-профессиональная среда и профессиональная деятельность, требует внесения корректировки в модели (системы) профессиональной подготовки студентов технического вуза, в том числе: детерминации связи физической подготовки с сезонной динамикой психофизического и биоэнергетического состояния для обеспечения условий профессиональной успешности. В связи с этим, мы предположили, что взаимоотношение студента как субъекта учебно-профессионального процесса с пространственными и временными параметрами жизнедеятельности (климатическими условиями определенной географической среды и сезонными ритмами) влияют друг на друга и совместно детерминируют личностное, профессиональное и физическое развитие студента. В настоящем исследовании мы рассматриваем образовательную среду физической культуры как фактор, условие и средство формирования профессионального и личностного развития студенток технического вуза. В этом плане задача физического воспитания на этапе профессиональной подготовки – выбор эффективных педагогических приемов воздействия на возможные механизмы обеспечения оптимального развития двигательной сферы студенток в определенное время года, расширения их психофункциональных возможностей. В быстро меняющихся условиях внешней среды важным становится способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие высокую умственную и физическую работоспособность, проявление которых характеризуют эффективность и развитие личности в профессиональной подготовке. Обеспечение обратной связи обуславливают необходимость создания медико-педагогического контроля, который бы способствовал дифференциации педагогических задач и их решению в процессе физического воспитания каждого отдельного студента. 6
Стр.6
Необходим целый комплекс организационно-методических условий, которые следует рассматривать как чрезвычайно важный элемент всей системы исследований. Это предполагает разработку модели функционирования физической культуры с включением ряда компонентов, составляющих портрет профессиональной подготовки студента. Отсутствие научно-методической литературы и методических рекомендаций по данной проблеме, программ профессиональной физической подготовки, основанных на сезонной динамике, затрудняет управление системой физического воспитания в годичном цикле подготовки, существенно снижает результативность профессиональной подготовки будущих специалистов технических вузов. Важно, что развитие профессионально формирующей системы физического воспитания становится все более актуальной, т.к. она педагогически обусловлена, поскольку посредством целенаправленного применения методов и средств физического воспитания может быть достигнуто ее существенно более высокий уровень. 7
Стр.7