ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УДК 378 ВЕСТНИК ВГУ ЛИЧНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛА КАК ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Н. А. <...> Лызь, А. Е. Лызь Южный федеральный университет И. О. Нещадим Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана Поступила в редакцию 11 марта 2016 г. Аннотация: статья посвящена выявлению целевых ориентиров высшего технического образования с нескольких позиций: реализации миссии образования, требований профессиональной деятельности, тенденций перехода к инновационной экономике. <...> Показано, что противоречия различных подходов и разногласия источников целеполагания снимаются, если в центр системы целевых ориентиров высшей технической школы помещается личность профессионала, развитие которой является ценностью более высокого уровня по сравнению с компетенциями и функциональностью. <...> Проблема целевых ориентиров высшего образования всегда будет оставаться дискуссионной, поскольку, во-первых, существует множество источников целеполагания – тех сфер, чей заказ выполняет образование, и их представления об идеале молодого профессионала могут противоречить друг другу, во-вторых, образование всегда должно быть направлено в будущее и учитывать тенденции цивилизационного развития, которые представлены вероятностно и неоднозначно. <...> Если рассматривать образование с позиции систем более высокого иерархического уровня и тех функций, осуществлению которых оно служит, то необходимо, как минимум, учитывать требования, связанные с трансляцией культуры и цивилизационным прогрессом, развитием производственной (экономической) сферы и интересами личности, получающей образование [1]. <...> Здесь может встать вопрос о приоритетности источников целеполагания. <...> Как указывает Е. Ю. Игнатьева, «функция полезности, долгое время стоявшая первой среди функций образования, начинает отодвигаться, уступая место функции гуманизации, ибо только через образование <...>