№3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ С.Д. <...> Смирнов (кафедра психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; email: sd.smirnov@mail.ru) В статьеанализируются психологическиефакторы успешности обу чения студентов, оцениваемые как с помощью психометрических мето дов, так и приемов прямой внешней оценки и самооценки. <...> На основе современных методов организации эксперимента и обработки данных (лонгитюд, структурное моделирование, метаанализ и др.) получены ре зультаты, позволяющиесделать вывод о возможности использования психологических показателей в качестве предикторов успешности обу чения в различных ее аспектах и на разных этапах обучения. <...> Ключевые слова: предикторы, успешность обучения студентов, пси хометрические методы, внешняя оценка и самооценка, психологические факторы успешности обучения. <...> На успешность обучения студентов в высших учебных заве дениях влияют многиефакторы—внутренниеи внешние(соци альные, экономические, медицинские, собственно педагогические и другие): материальное положение, состояние здоровья, возраст, се мейное положение; уровень довузовской подготовки, владение навыками само организации, планирования и контроля своей деятельности (преж де всего учебной); мотивы выбора вуза, адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения, форма обучения (очная, вечер няя, заочная, дистанционная и др.), наличиеплаты за обучениеи ее величина; организация учебного процесса в вузе, материальная база вуза, уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала, престижность вуза; 19 индивидуальныепсихологическиеи психофизиологические особенности студентов (часто называемые внутренними фактора ми). <...> Настоящая работа посвящена описанию новых результатов, полученных в рамках большого цикла исследований <...>