№ 1 К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ РЕФОРМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ А.Г. Сулейманян (кафедра педагогической психологии МГППУ; e-mail: hur-777@mail.ru) Кто мы, какова наша цивилизационная идентичность и что должно стать фундаментом реформы отечественной образования? <...> Краткому освещению этих трудных и не решенных окончательно вопросов и посвящена эта во многих отношениях проблемная и полемическая статья. <...> Ключевые слова: реформа образования, классическое наследство, традиционная педагогика, культурные заимствования, цивилизационная идентичность. <...> Из этого с необходимостью следует, что при создании концепции реформ идеология государства и мировоззрение авторов нововведений имеют решающее значение. <...> Обсуждая ту или иную систему просвещения, надо всегда иметь в виду, что ее назначение, ее конечный продукт — личность, которая будет осуществлять те или иные жизненные стратегии. <...> Особую важность этот вопрос имеет в переломные эпохи: в частности, вряд ли кто будет возражать, что Россия начала третьего тысячелетия не преодолела смутное время, и устойчивое развитие в первую очередь зависит от духовных и интеллектуальных качеств граждан. <...> Очевидно, что система образования непременно должна иметь стержень — национальную идеологию, прочную, целостную и свободную от политической конъюнктуры сегодняшнего дня. <...> Отставшая от Ев37 ропы “неразумная овца”, как полагают либералы, добавляя, что нам необходимо вернуться в “цивилизованное общество”? <...> 1Или, напротив, как полагали “евразийцы” — осколок “золотой дремотной Азии”, по несчастливому стечению обстоятельств подвергающийся “тлетворному дыханию Запада”? <...> 2 Наконец, существует и третья позиция, до сих пор не получившая всестороннего научного обоснования и практического применения во всех сферах общественной жизни. <...> Впервые эта точка зрения была высказана А.С. Пушкиным: “Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальной Европою <...>