Московского университета Вестник Cерия 20 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Актуальный вопрос Морев И.А. <...> Роль фундаментальной науки в развитии общества . <...> Технолого-инструментальные основания проектирования методической системы преподавания с наперед заданными свойствами в условиях ФГОС III поколения . <...> Технологический мониторинг как средство управления качеством образовательного процесса в вузе при переходе на компетентностно-контекстный формат обучения . <...> Сделаны выводы об организации системы образования, при которой фундаментальная наука сможет выполнить социальные роли в обществе. <...> Он писал: “Где общечеловеческое образование уже просветило все классы общества, там может развиться и самый утонченный — гуманный и реальный — специализм; там просвещенное общество сумеет уже само отличить истинного, научного специалиста от шарлатана, которому специализм служит только вывеской. <...> Конечно, самую реальную и насущную, т.е. такую, которая, требуя как можно меньше общечеловеческого образования, обещает как можно более прибыли и выгод. <...> . Обратим внимание на то, как Пирогов охарактеризовал отношение российского общества к науке: приоритет всему, что, “требуя как можно меньше общечеловеческого образования, обещает как можно более 7 прибыли и выгод”. <...> Ведь общечеловеческое образование не имеет шансов просветить наше общество, поскольку специалитет изгоняет его из наших школ и вузов, хорошо понимая, кто его главный враг. <...> В этих условиях желательно иметь короткий текст, предназначенный для заучивания, в котором общедоступным образом объяснено, зачем нужна фундаментальная наука и что все потеряют, когда она у нас совсем захиреет. <...> Сейчас мы имеем все, что нужно, чтобы выяснить роль фундаментальной науки в развитии общества: историю, философию, законы. <...> В четвертом разделе разъяснены роли, которые фундаментальная наука играет в обществе. <...> В каждой из них <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№1_2012.pdf
Московского
университета
Вестник
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Морев И.А. Декамерон о пользе учения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Педагогические размышления
Кириллов А.И. Роль фундаментальной науки в развитии общества . . . . . . . 16
Сулейманян А.Г. К вопросу об основных принципах реформы отечественной
системы образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Реалии педагогического образования
Монахов В.М. Технолого-инструментальные основания проектирования
методической системы преподавания с наперед заданными свойствами
в условиях ФГОС III поколения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Бахусова Е.В. Технологический мониторинг как средство управления качеством
образовательного процесса в вузе при переходе на компетентностно-контекстный
формат обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
МГУ в истории образования
Леонова Л.С. Московский университет в годы Великой Отечественной войны
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Слово мэтра
Моисеев Н.Н. Гуманизм – заслон против надвигающегося Средневековья 1100
Голоса молодых
Бородулина М.Г.И.И. Давыдов об образовании ума и воспитании сердца 106
Лесите Э.Ю. Толерантность в среднем медицинском профессиональном
образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Лю Сюйян. Философско-педагогический анализ феномена университетской
среды как фактора развития инновационного потенциала молодежи
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
В перерывах между лекциями
Язык поколения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 1 • 2012 • ЯНВАРЬ—МАРТ
Выходит один раз в три месяца
Стр.1
CONTENTS
Matter of Topical Interest
Morev I.A. Dekameron about profit of studies . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Pedagogical Ideas
Kirillov A.I. The role of fundamental science in the development of society . . . . . 16
Suleimanian A.G. On the general principles of national education reform . . . . . 137
Reality of Pedagogical Education
Monakhov V.M. Construction of methodical system of teaching with beforehand
set properties . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Bahusova E.V. Technological monitoring as mean of quality of educational process
management in institute of higher in transition on competents-context format
of teaching . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
MSU in the History of Education
Leonova L.S. Moscow University during the Great Patriotic War (1941–1945) . . . 178
The Word of Master
Moiseev N.N. Humanism – a barrier against impending the Middle Ages . . . . . 1100
Voices of Youth
Borodulina M.G. I.I. Davydov: on the education of mind and heart . . . . . . . . . 1106
Lesite E.U. Tolerance in medicine secondary professional education . . . . . . . . 1111
Liu Xuyang. Philosophical and pedagogical analysis of the phenomenon of university
environment as a factor in the development of innovative potential of
youth . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1118
During the Intervals
Language of generation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
© Издательство Московского университета,
“Вестник Московского университета”, 2012
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012. № 1
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
ДЕКАМЕРОН О ПОЛЬЗЕ УЧЕНИЯ
(Как меня учили английскому языку)
И.А. Морев
(кафедра технологий открытого образования Дальневосточного федерального
университа; e-mail: morev@vido.dvgu.ru)
Философов много. От одного из них я узнал, что человечество появилось
на Земле единственно для того, чтобы развеять все ископаемые,
сжечь весь уголь, весь газ и всю нефть. Трудно спорить. А еще я разделил
бы человечество на два лагеря: одни стараются достичь этой цели пошустрее,
их фамилии мы знаем, а другие этому мешают.
Шесть лет меня учили английскому в средней школе. В не самой
плохой школе. Дюжина учителей, учившихся, как меня учить, в не
самых плохих институтах. И результат получился не самый плохой: я
мог блестяще произнести десяток фраз из иностранных песен и фильмов;
рассказать пару коротких рассказов про “пенсил”, “таун” и “тэйбл”;
сносно перевести что-то из “MoscowNews”; отбарабанить неправильные
глаголы. Норматив отличника. Цену ему назначил первый же попавшийся
мне ровесник — настоящий иностранный школьник. Бегло общавшийся
на трех языках.
Русское чудо. Безобразие, которое мы наблюдаем ежедневно. Тысячи
профессоров учат будущих учителей английского языка, десятки
тысяч учителей учат миллионы школьников в течение сотен миллионов
человеко-часов, лесорубы рубят леса, издательства выпускают все новые
поколения (тонны) учебников, защищаются диссертации… А перед заграничной
поездкой мы все равно записываемся на курсы “по объявлению”,
где один-единственный, имеющий отдаленное отношение
к педагогике, человек в течение пары недель легко делает то, что не
удалось всей этой вышеперечисленной компании в течение десяти лет.
Переведите фразу: “Зря вы учили английский”. Получилось? Нет?
Это — одна из “коронок” (задание на троечку) нашего физфаковского
“англичанина” Леонида Ивановича Ильяшенко. Об этой личности сложено
немало легенд: он был и разведчиком в отставке и пр.
На занятиях Леонид Иванович не заморачивался неправильными
глаголами и прочей мишурой из учебников. Да и учебники ему были
не нужны. Презрение к учебникам он прививал и студентам, тыкая
пальцем в страницы и объясняя, где там глупости написаны.
3
Стр.3