РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ
УНИВЕРСИТЕТ ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО
С. М. Толстая
ОБРАЗ МИРА
В ТЕКСТЕ И РИТУАЛЕ
Университет Дмитрия Пожарского
Москва
2015
Стр.1
УДК 81+82.3
ББК 39; 398; 81
Печатается по решению Ученого совета
Университета Дмитрия Пожарского
Толстая С.М.
Образ мира в тексте и ритуале. – Москва: Русский фонд содействия образованию
и науке, 2015. – 528 с.
ISBN 978-5-91244-132-5
Книга включает работы, относящиеся к области славянской этнолингвистики — дисциплины,
изучающей язык, традиционную духовную культуру (обряды, обычаи, верования)
и фольклор в их неразрывном единстве. Первый раздел книги посвящен теоретическим
аспектам этнолингвистики и основным этапам ее формирования в отечественной
науке и в польской этнолингвистической школе. Во втором разделе обсуждаются вопросы
взаимодействия язычества и христианства в славянской культурной традиции и анализируются
тексты, отражающие это взаимодействие. Третий раздел посвящен анализу структуры
и поэтики фольклорных текстов разных жанров: пословиц, свадебных и похоронных
причитаний, заговоров — и некоторых поэтических приемов: антитезы, отрицания, ритмических
фигур и др. В четвертом разделе рассматриваются верования как особый жанр народной
культуры и способы их выражения в слове, тексте, обряде, повседневной практике.
Книга рассчитана на фольклористов, преподавателей и студентов филологических и
этнографических специальностей и всех интересующихся традиционной народной культурой
славян.
ISBN 978-5-91244-132-5
© Толстая С.М., текст, 2015
© Русский фонд содействия
образованию и науке, 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От автора .............................................................................................................................. 5
I. ФОЛЬКЛОР И ЭТНОЛИНГВИСТИКА
Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин .......................................................... 9
Никита Ильич Толстой и его путь к этнолингвистике ..................................................... 18
Мир и человек в словаре «Славянские древности» .......................................................... 29
Этнолингвистика Ежи Бартминьского ............................................................................... 45
Стереотип и картина мира ................................................................................................... 54
К прагматической интерпретации обряда и обрядового фольклора ............................... 65
Устный текст в языке и культуре ....................................................................................... 76
Категория оценки в языке и тексте ..................................................................................... 80
Аспекты, критерии и признаки славянской культурной общности ................................ 98
II. ФОЛЬКЛОР И КНИЖНАЯ ТРАДИЦИЯ
Христианство и народная культура: механизмы взаимодействия ................................. 111
О нескольких ветхозаветных мотивах в славянской народной традиции ..................... 121
Город Иерусалим, гора Сион и царь Давид ..................................................................... 138
«Самарянка»: баллада о грешной девушке в восточно- и западнославянском
фольклоре ................................................................................................................ 151
Три мира польских колядок .............................................................................................. 169
Почему люди не знают срока своей смерти? ................................................................... 179
Рассказы о посещении «того света» в славянской устной традиции
в их отношении к книжному жанру «видений» ................................................... 189
Следы древнеславянской апокрифической традиции в полесском фольклоре:
«Сказание о12 пятницах»........................................................................................ 200
«Повесть чисел» в письменной и устной традиции ........................................................ 215
Стр.3
III. СТРУКТУРА И ПОЭТИКА ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕКСТА
Предметные оппозиции и их символические функции ...................................................235
Антитеза и антонимия (на материале сербских пословиц) .............................................243
О прагматической семантике пословиц (на материале сборника Вука Караджича).....254
Многомерность текста (о семантической структуре балканской баллады
«Братья и сестра») ...................................................................................................262
Мотив расставания с волей (крáсотой) в свадебных причитаниях Русского Севера ...271
Семантика места и времени в севернорусской свадебной причети ...............................278
Заметки о языке севернорусских причитаний ..................................................................298
Аксиология родства в свадебном фольклоре (русско-сербские сопоставления) ..........306
Ритм и инерция в структуре заговорного текста .............................................................314
Из наблюдений над сербскими заговорами ......................................................................333
Магические функции отрицания в сакральных текстах ..................................................343
Формула самоотречения в заговорах ................................................................................349
Структура текста «Тетралогии» из Новгородского кодекса ...........................................356
Языковая игра и вербальная магия (этнолингвистическая заметка) ..............................372
IV. ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯД
Полесские поверья о ходячих покойниках .......................................................................379
Мотив посмертного хождения в верованиях и ритуале ..................................................421
Обычай «вторичного погребения» на Балканах ..............................................................445
Дождь в фольклорной картине мира .................................................................................452
Иномирное пространство сна ............................................................................................463
Несколько русско-сербских параллелей из области народного правосудия .................473
Этнографические наблюдения в записках иностранных путешественников
о России ....................................................................................................................486
Литература и сокращения ................................................................................................491
Библиографическая справка ...............................................................................................524
Стр.4
ОТ АВТОРА
Книга включает работы, относящиеся к области славянской этнолингвистики
— дисциплины, изучающей язык, традиционную духовную культуру
(обряды, обычаи, верования) и фольклор славянских народов в их неразрывном
единстве. Исходные понятия и методы этой дисциплины в отечественной науке
сформулированы ее основателем акад. Н. И. Толстым (см. Н. И. и С. М. Толстые.
Славянская этнолингвистика. Вопросы теории. М., 2013). Они нашли
практическое воплощение в пятитомном этнолингвистическом словаре «Славянские
древности» (М., 1995–2012. Т. 1–5) и большой серии исследований (монографий
и тематических сборников), принадлежащих ученикам и последователям
Н. И. Толстого (см. Славянская этнолингвистика. Библиография. М., 2013.
Изд. 4).
В настоящей книге внимание автора сосредоточено на проблемах изучения
текста, причем имеется в виду не только (хотя и прежде всего) текст в его традиционном
филологическом понимании (т. е. вербальный текст), но и текст в
семиотическом смысле слова, т. е. последовательность знаков разной субстанциональной
природы (слово, действие, ментальный образ, изображение и т. п.),
имеющая смысловую завершенность, жанровую определенность и коммуникативную
функцию, подобно вербальному тексту.
Книга состоит из четырех разделов. Первый раздел посвящен теоретическим
аспектам этнолингвистики и основным этапам ее формирования в отечественной
науке и в близкой к ней по подходу польской этнолингвистической
школе, возглавляемой проф. Е. Бартминьским. Во втором разделе обсуждаются
вопросы соотношения и взаимодействия двух главных составляющих славянской
культурной традиции — язычества и христианства, и анализируются тексты
(баллады, колядки, сказки, «народная Библия», духовные стихи и др.), возникшие
в результате этого взаимодействия. Третий раздел посвящен анализу
структуры и поэтики фольклорных текстов разных жанров: пословиц, свадебных
и похоронных причитаний, заговоров, а также некоторых поэтических
приемов — антитезы, отрицания, ритмических фигур и др. В четвертом разделе
рассматриваются верования как особый жанр народной культуры и способы их
выражения в слове, тексте, обряде, повседневной практике.
Приношу глубокую благодарность Е. Л. Березович за неоценимую помощь
в подготовке книги к печати и М. Н. Толстой за ее щедрые советы и помощь в
технических вопросах оформления текста.
Стр.5
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
525
Pod red. J. Bartmińskiego i M. Jasińskiej-Wojtkowskiej. Lublin, 1995. S. 38–46; 3) Христианство
и народная культура: механизмы взаимодействия // Славяне и их соседи. Славянский
мир между Римом и Константинополем. Средние века — раннее новое время.
Сб. тезисов. М., 2000. С. 120–126; 4) Христианство и народная культура: механизмы
взаимодействия // Годишњак Филозофског факултета у Новом Саду. 2006. Бр. XXXI.
С. 5–20.
О нескольких ветхозаветных мотивах в славянской народной традиции — 1) О
нескольких ветхозаветных мотивах в славянской народной традиции // От Бытия к Исходу.
Отражение библейских мотивов в славянской и еврейской народной культуре.
М., 1998. С. 21–37; 2) «Человек из теста» (фольклорные мотивы и семантические модели)
// Русский язык в его функционировании. Тезисы докладов междунар. конференции
(Третьи Шмелевские чтения). М., 1998. С. 99–100; 3) Бренное тело, или Из чего сотворен
человек // Jужнословенски филолог. Београд, 2000. Књ. LVII/3–4. Посвећено Павлу
Ивићу. С. 1191–1199.
Город Иерусалим, гора Сион и царь Давид // Живая старина. 1997. № 3. С. 31–35.
«Самарянка»: баллада о грешной девушке в восточно- и западнославянском
фольклоре — «Самарянка»: баллада о грешной девушке в восточно- и западнославянской
традиции // W zwierciadle języka i kultury / Pod red. J. Adamowskiego i S. Niebrzegowskiej.
Lublin, 1999. S. 58–81.
Три мира польских колядок // Текст славянской культуры. К юбилею Л. А. Софроновой.
М., 2011. С. 24–34.
Почему люди не знают срока своей смерти? // Ethnolinguistica Slavica. К 90-летию
академика Н. И. Толстого. М., 2013. С. 253–266.
Рассказы о посещении «того света» в славянской устной традиции в их отношении
к книжному жанру «видений» // Jews and Slavs. Vol. 10. Semiotics of Pilgrimage.
Jerusalem, 2003. P. 43–54.
Следы древнеславянской апокрифической традиции в полесском фольклоре:
«Сказание о 12 пятницах» — 1) Трагови старе српске и старе руске апокрифне традициjе
у фолклору Полесjа // Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1985.
Књ. 14. С. 237–247; 2) Следы древнеславянской апокрифической традиции в полесском
фольклоре: «Сказание о 12 пятницах» // С. М. Толстая. Полесский народный календарь.
М., 2005. С. 543–562.
«Повесть чисел» в письменной и устной традиции — 1) «Повесть чисел» в южнославянской
устной и письменной традиции // Восток и Запад в балканской модели
мира. Памяти В. Н. Топорова. М., 2007. С. 214–226; 2) Об одной числовой модели в
фольклорных текстах // Фольклор, постфольклор, быт, литература. Сб. статей к 60-летию
А. Ф. Белоусова. СПб., 2006. С. 12–20.
III
Предметные оппозиции и их символические функции // Славянский и балканский
фольклор. [Вып. 11.] Виноградье. К юбилею Л. Н. Виноградовой. М., 2011. С. 9–
18.
Стр.525
526
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Антитеза и антонимия (на материале сербских пословиц) // Jужнословенски
филолог. Београд, 2008. LXIV. С. 497–507.
О прагматической семантике пословиц (на материале сборника Вука Караджича)
— печатается впервые.
Многомерность текста (о семантической структуре балканской баллады «Братья
и сестра») // Jезик, књижевност, култура: Новици Петковићу у част. Зборник радова
/ Уред. J. Делић, А. Jовановић. Београд, 2011. С. 281–294.
Мотив расставания с волей (крáсотой) в свадебных причитаниях Русского Севера
— Мотив расставания с волей, красотой в севернорусских свадебных причитаниях
// «Уведи меня, дорога». Сб. памяти Т. А. Бернштам. СПб., 2010. С. 149–158.
Семантика места и времени в севернорусской свадебной причети // Пространство
и время в языке и культуре. М., 2011. С. 323–344.
Заметки о языке севернорусских причитаний // Язык и прошлое народа: сб. научных
статей памяти проф. А. К. Матвеева / Отв. ред. проф. М. Э. Рут. Екатеринбург,
2012. С. 464–475.
Аксиология родства в свадебном фольклоре (русско-сербские сопоставления) //
Категория родства в языке и культуре. М., 2009. С. 148–158.
Ритм и инерция в структуре заговорного текста // Заговорный текст. Генезис и
структура. М., 2005. С. 292–308.
Из наблюдений над сербскими заговорами // Етно-културолошки зборник. Сврљиг,
1999. Књ. 5. С. 155–160.
Магические функции отрицания в сакральных текстах // Славяноведение. 1996.
№ 1. С. 39–43.
Формула самоотречения в заговорах // Кирпичики. Фольклористика и культурная
антропология сегодня. Сб. в честь С. Ю. Неклюдова. М., 2008. С. 382–389.
Структура текста «Тетралогии» из Новгородского кодекса — 1) Структура
текста «Тетралогии» из Новгородского кодекса // Russian Linguistics. 2004. Vol. 28. № 1.
P. 29–41; 2) К реконструкции скрытых текстов «Новгородского кодекса» // Власть, общество,
культура в славянском мире в средние века. К 70-летию Б. Н. Флори. М., 2008.
С. 408–415.
Языковая игра и вербальная магия (этнолингвистическая заметка) // Фонетика
и нефонетика. К 70-летию Сандро В. Кодзасова. М., 2008. С. 717–721.
IV
Полесские поверья о ходячих покойниках // Восточнославянский этнолингвистический
сборник. М., 2001. С. 151–205.
Мотив посмертного хождения в верованиях и ритуале // Славянский и балканский
фольклор. Семантика и прагматика текста. М., 2006. С. 236–267.
Обычай «вторичного погребения» на Балканах — Обычай «вторичного погребения»
в зеркале археологии и этнографии // Ученые записки Российского православного
ун-та св. ап. Иоанна Богослова. М., 1998. Вып. 4. С. 118–125.
Стр.526
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
527
Дождь в фольклорной картине мира — Дождь в фольклорной модели мира // Исследования
по славянскому фольклору и народной культуре / Под ред. А. А. Архипова и
И. Полинской [Berkley Slavic Specialties], 1997. Вып. 1. С. 105–119.
Иномирное пространство сна // Сны и видения в народной культуре. М., 2002.
С. 198–219.
Несколько русско-сербских параллелей из области народного правосудия //
Spomenica Valtazara Bogišića. Beograd, 2011. Knj. 2. S. 383–394.
Этнографические наблюдения в записках иностранных путешественников о
России в XVI–XVII вв. // А. М. Панченко и русская культура. СПб., 2008. С. 790–810.
.
Стр.527
Научное издание
С. М. Толстая
ОБРАЗ МИРА В ТЕКСТЕ И РИТУАЛЕ
Редактор М.Н. Толстая
Дизайн обложки Е.А. Горева
Дизайн макета и верстка М.Н. Толстая
Подписано в печать 24.11.2014 г. Формат 60 Ч 100 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Объем 32 п. л.
Тираж 1000 экз. Первый завод 500 экз. Заказ №
Русский Фонд Содействия Образованию и Науке
Университет Дмитрия Пожарского
119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 13
www.s-and-e.ru
121099, Москва, Шубинский пер., д. 6
ППП ≪Типография “Наука”≫
Стр.528