Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Образ мира в тексте и ритуале (486,00 руб.)

0   0
Первый авторТолстая Светлана Михайловна
АвторыРоссийская академия наук , Институт славяноведения , Университет Дмитрия Пожарского
ИздательствоМ.: Русский фонд содействия образованию и науке
Страниц528
ID431710
АннотацияКнига включает работы, относящиеся к области славянской этнолингвистики - дисциплины, изучающей язык, традиционную духовную культуру (обряды, обычаи, верования) и фольклор в их неразрывном единстве.
Кому рекомендованоКнига рассчитана на фольклористов, преподавателей и студентов филологических и этнографических специальностей и всех интересующихся традиционной народной культурой славян.
ISBN978-5-91244-132-5
УДК81+82.3
ББК39; 398; 81
Толстая, С. М. Образ мира в тексте и ритуале / Российская академия наук, Институт славяноведения, Университет Дмитрия Пожарского; С. М. Толстая .— Москва : Русский фонд содействия образованию и науке, 2015 .— 528 с. — ISBN 978-5-91244-132-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/431710 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФОЛЬКЛОР И КНИЖНАЯ ТРАДИЦИЯ Христианство и народная культура: механизмы взаимодействия . <...> 111 О нескольких ветхозаветных мотивах в славянской народной традиции . <...> СТРУКТУРА И ПОЭТИКА ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕКСТА Предметные оппозиции и их символические функции . <...> 235 Антитеза и антонимия (на материале сербских пословиц) . <...> 306 Ритм и инерция в структуре заговорного текста . <...> ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯД Полесские поверья о ходячих покойниках . <...> 379 Мотив посмертного хождения в верованиях и ритуале . <...> 1–5) и большой серии исследований (монографий и тематических сборников), принадлежащих ученикам и последователям Н. И. Толстого (см. Славянская этнолингвистика. <...> В современной фольклористике различаются два основных направления — одно из них считает своим предметом фольклорный текст как таковой (текст в его статическом аспекте, текст как «объект»), другое — текст в его динамическом аспекте, текст как акт поведения (исполнения), включенный в прагматический (этнографический) контекст [Бартминьский 2004]. <...> Фольклорный текст, будучи записанным на бумаге, не становится литературным, ибо он сохраняет другие свои фольклорные признаки, «внутренние», структурные и содержательные. <...> Такой комплексный подход к изучению традиционной славянской народной культуры наиболее последовательно развивается двумя научными школами — московской этнолингвистической школой Н. И. Толстого и люблинской школой этнолингвистики Ежи Бартминьского [Бартминьский 2005]. <...> В статье ДЕМОНОЛОГИЯ НАРОДНАЯ выделены отдельные группы демонологических персонажей: ДУХИ АТМОСФЕРНЫЕ, ДУХИ ЛОКУСОВ, ДУХИ ДОМАШНИЕ, демоны болезней (холеры, чумы, лихорадки, бессонницы и т. п.), демоны судьбы (СУДЖЕНИЦЫ), люди с демоническими свойствами (БОСОРКА, ВЕДЬМА, ВЕШТИЦА, ВИЛА, КОЛДУН, РУСАЛКА, ПОКОЙНИК «ЗАЛОЖНЫЙ», ДЕТИ НЕКРЕЩЕНЫЕ и др.); сформулированы основные принципы их номинации в славянских 36 ФОЛЬКЛОР И ЭТНОЛИНГВИСТИКА языках и диалектах, рассмотрены общие параметры описания и характерные <...>
Образ_мира_в_тексте_и_ритуале.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.525
Стр.526
Стр.527
Стр.528
Образ_мира_в_тексте_и_ритуале.pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТ ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО С. М. Толстая ОБРАЗ МИРА В ТЕКСТЕ И РИТУАЛЕ Университет Дмитрия Пожарского Москва 2015
Стр.1
УДК 81+82.3 ББК 39; 398; 81 Печатается по решению Ученого совета Университета Дмитрия Пожарского Толстая С.М. Образ мира в тексте и ритуале. – Москва: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. – 528 с. ISBN 978-5-91244-132-5 Книга включает работы, относящиеся к области славянской этнолингвистики — дисциплины, изучающей язык, традиционную духовную культуру (обряды, обычаи, верования) и фольклор в их неразрывном единстве. Первый раздел книги посвящен теоретическим аспектам этнолингвистики и основным этапам ее формирования в отечественной науке и в польской этнолингвистической школе. Во втором разделе обсуждаются вопросы взаимодействия язычества и христианства в славянской культурной традиции и анализируются тексты, отражающие это взаимодействие. Третий раздел посвящен анализу структуры и поэтики фольклорных текстов разных жанров: пословиц, свадебных и похоронных причитаний, заговоров — и некоторых поэтических приемов: антитезы, отрицания, ритмических фигур и др. В четвертом разделе рассматриваются верования как особый жанр народной культуры и способы их выражения в слове, тексте, обряде, повседневной практике. Книга рассчитана на фольклористов, преподавателей и студентов филологических и этнографических специальностей и всех интересующихся традиционной народной культурой славян. ISBN 978-5-91244-132-5 © Толстая С.М., текст, 2015 © Русский фонд содействия образованию и науке, 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ От автора .............................................................................................................................. 5 I. ФОЛЬКЛОР И ЭТНОЛИНГВИСТИКА Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин .......................................................... 9 Никита Ильич Толстой и его путь к этнолингвистике ..................................................... 18 Мир и человек в словаре «Славянские древности» .......................................................... 29 Этнолингвистика Ежи Бартминьского ............................................................................... 45 Стереотип и картина мира ................................................................................................... 54 К прагматической интерпретации обряда и обрядового фольклора ............................... 65 Устный текст в языке и культуре ....................................................................................... 76 Категория оценки в языке и тексте ..................................................................................... 80 Аспекты, критерии и признаки славянской культурной общности ................................ 98 II. ФОЛЬКЛОР И КНИЖНАЯ ТРАДИЦИЯ Христианство и народная культура: механизмы взаимодействия ................................. 111 О нескольких ветхозаветных мотивах в славянской народной традиции ..................... 121 Город Иерусалим, гора Сион и царь Давид ..................................................................... 138 «Самарянка»: баллада о грешной девушке в восточно- и западнославянском фольклоре ................................................................................................................ 151 Три мира польских колядок .............................................................................................. 169 Почему люди не знают срока своей смерти? ................................................................... 179 Рассказы о посещении «того света» в славянской устной традиции в их отношении к книжному жанру «видений» ................................................... 189 Следы древнеславянской апокрифической традиции в полесском фольклоре: «Сказание о12 пятницах»........................................................................................ 200 «Повесть чисел» в письменной и устной традиции ........................................................ 215
Стр.3
III. СТРУКТУРА И ПОЭТИКА ФОЛЬКЛОРНОГО ТЕКСТА Предметные оппозиции и их символические функции ...................................................235 Антитеза и антонимия (на материале сербских пословиц) .............................................243 О прагматической семантике пословиц (на материале сборника Вука Караджича).....254 Многомерность текста (о семантической структуре балканской баллады «Братья и сестра») ...................................................................................................262 Мотив расставания с волей (крáсотой) в свадебных причитаниях Русского Севера ...271 Семантика места и времени в севернорусской свадебной причети ...............................278 Заметки о языке севернорусских причитаний ..................................................................298 Аксиология родства в свадебном фольклоре (русско-сербские сопоставления) ..........306 Ритм и инерция в структуре заговорного текста .............................................................314 Из наблюдений над сербскими заговорами ......................................................................333 Магические функции отрицания в сакральных текстах ..................................................343 Формула самоотречения в заговорах ................................................................................349 Структура текста «Тетралогии» из Новгородского кодекса ...........................................356 Языковая игра и вербальная магия (этнолингвистическая заметка) ..............................372 IV. ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯД Полесские поверья о ходячих покойниках .......................................................................379 Мотив посмертного хождения в верованиях и ритуале ..................................................421 Обычай «вторичного погребения» на Балканах ..............................................................445 Дождь в фольклорной картине мира .................................................................................452 Иномирное пространство сна ............................................................................................463 Несколько русско-сербских параллелей из области народного правосудия .................473 Этнографические наблюдения в записках иностранных путешественников о России ....................................................................................................................486 Литература и сокращения ................................................................................................491 Библиографическая справка ...............................................................................................524
Стр.4
ОТ АВТОРА Книга включает работы, относящиеся к области славянской этнолингвистики — дисциплины, изучающей язык, традиционную духовную культуру (обряды, обычаи, верования) и фольклор славянских народов в их неразрывном единстве. Исходные понятия и методы этой дисциплины в отечественной науке сформулированы ее основателем акад. Н. И. Толстым (см. Н. И. и С. М. Толстые. Славянская этнолингвистика. Вопросы теории. М., 2013). Они нашли практическое воплощение в пятитомном этнолингвистическом словаре «Славянские древности» (М., 1995–2012. Т. 1–5) и большой серии исследований (монографий и тематических сборников), принадлежащих ученикам и последователям Н. И. Толстого (см. Славянская этнолингвистика. Библиография. М., 2013. Изд. 4). В настоящей книге внимание автора сосредоточено на проблемах изучения текста, причем имеется в виду не только (хотя и прежде всего) текст в его традиционном филологическом понимании (т. е. вербальный текст), но и текст в семиотическом смысле слова, т. е. последовательность знаков разной субстанциональной природы (слово, действие, ментальный образ, изображение и т. п.), имеющая смысловую завершенность, жанровую определенность и коммуникативную функцию, подобно вербальному тексту. Книга состоит из четырех разделов. Первый раздел посвящен теоретическим аспектам этнолингвистики и основным этапам ее формирования в отечественной науке и в близкой к ней по подходу польской этнолингвистической школе, возглавляемой проф. Е. Бартминьским. Во втором разделе обсуждаются вопросы соотношения и взаимодействия двух главных составляющих славянской культурной традиции — язычества и христианства, и анализируются тексты (баллады, колядки, сказки, «народная Библия», духовные стихи и др.), возникшие в результате этого взаимодействия. Третий раздел посвящен анализу структуры и поэтики фольклорных текстов разных жанров: пословиц, свадебных и похоронных причитаний, заговоров, а также некоторых поэтических приемов — антитезы, отрицания, ритмических фигур и др. В четвертом разделе рассматриваются верования как особый жанр народной культуры и способы их выражения в слове, тексте, обряде, повседневной практике. Приношу глубокую благодарность Е. Л. Березович за неоценимую помощь в подготовке книги к печати и М. Н. Толстой за ее щедрые советы и помощь в технических вопросах оформления текста.
Стр.5
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА 525 Pod red. J. Bartmińskiego i M. Jasińskiej-Wojtkowskiej. Lublin, 1995. S. 38–46; 3) Христианство и народная культура: механизмы взаимодействия // Славяне и их соседи. Славянский мир между Римом и Константинополем. Средние века — раннее новое время. Сб. тезисов. М., 2000. С. 120–126; 4) Христианство и народная культура: механизмы взаимодействия // Годишњак Филозофског факултета у Новом Саду. 2006. Бр. XXXI. С. 5–20. О нескольких ветхозаветных мотивах в славянской народной традиции — 1) О нескольких ветхозаветных мотивах в славянской народной традиции // От Бытия к Исходу. Отражение библейских мотивов в славянской и еврейской народной культуре. М., 1998. С. 21–37; 2) «Человек из теста» (фольклорные мотивы и семантические модели) // Русский язык в его функционировании. Тезисы докладов междунар. конференции (Третьи Шмелевские чтения). М., 1998. С. 99–100; 3) Бренное тело, или Из чего сотворен человек // Jужнословенски филолог. Београд, 2000. Књ. LVII/3–4. Посвећено Павлу Ивићу. С. 1191–1199. Город Иерусалим, гора Сион и царь Давид // Живая старина. 1997. № 3. С. 31–35. «Самарянка»: баллада о грешной девушке в восточно- и западнославянском фольклоре — «Самарянка»: баллада о грешной девушке в восточно- и западнославянской традиции // W zwierciadle języka i kultury / Pod red. J. Adamowskiego i S. Niebrzegowskiej. Lublin, 1999. S. 58–81. Три мира польских колядок // Текст славянской культуры. К юбилею Л. А. Софроновой. М., 2011. С. 24–34. Почему люди не знают срока своей смерти? // Ethnolinguistica Slavica. К 90-летию академика Н. И. Толстого. М., 2013. С. 253–266. Рассказы о посещении «того света» в славянской устной традиции в их отношении к книжному жанру «видений» // Jews and Slavs. Vol. 10. Semiotics of Pilgrimage. Jerusalem, 2003. P. 43–54. Следы древнеславянской апокрифической традиции в полесском фольклоре: «Сказание о 12 пятницах» — 1) Трагови старе српске и старе руске апокрифне традициjе у фолклору Полесjа // Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1985. Књ. 14. С. 237–247; 2) Следы древнеславянской апокрифической традиции в полесском фольклоре: «Сказание о 12 пятницах» // С. М. Толстая. Полесский народный календарь. М., 2005. С. 543–562. «Повесть чисел» в письменной и устной традиции — 1) «Повесть чисел» в южнославянской устной и письменной традиции // Восток и Запад в балканской модели мира. Памяти В. Н. Топорова. М., 2007. С. 214–226; 2) Об одной числовой модели в фольклорных текстах // Фольклор, постфольклор, быт, литература. Сб. статей к 60-летию А. Ф. Белоусова. СПб., 2006. С. 12–20. III Предметные оппозиции и их символические функции // Славянский и балканский фольклор. [Вып. 11.] Виноградье. К юбилею Л. Н. Виноградовой. М., 2011. С. 9– 18.
Стр.525
526 БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Антитеза и антонимия (на материале сербских пословиц) // Jужнословенски филолог. Београд, 2008. LXIV. С. 497–507. О прагматической семантике пословиц (на материале сборника Вука Караджича) — печатается впервые. Многомерность текста (о семантической структуре балканской баллады «Братья и сестра») // Jезик, књижевност, култура: Новици Петковићу у част. Зборник радова / Уред. J. Делић, А. Jовановић. Београд, 2011. С. 281–294. Мотив расставания с волей (крáсотой) в свадебных причитаниях Русского Севера — Мотив расставания с волей, красотой в севернорусских свадебных причитаниях // «Уведи меня, дорога». Сб. памяти Т. А. Бернштам. СПб., 2010. С. 149–158. Семантика места и времени в севернорусской свадебной причети // Пространство и время в языке и культуре. М., 2011. С. 323–344. Заметки о языке севернорусских причитаний // Язык и прошлое народа: сб. научных статей памяти проф. А. К. Матвеева / Отв. ред. проф. М. Э. Рут. Екатеринбург, 2012. С. 464–475. Аксиология родства в свадебном фольклоре (русско-сербские сопоставления) // Категория родства в языке и культуре. М., 2009. С. 148–158. Ритм и инерция в структуре заговорного текста // Заговорный текст. Генезис и структура. М., 2005. С. 292–308. Из наблюдений над сербскими заговорами // Етно-културолошки зборник. Сврљиг, 1999. Књ. 5. С. 155–160. Магические функции отрицания в сакральных текстах // Славяноведение. 1996. № 1. С. 39–43. Формула самоотречения в заговорах // Кирпичики. Фольклористика и культурная антропология сегодня. Сб. в честь С. Ю. Неклюдова. М., 2008. С. 382–389. Структура текста «Тетралогии» из Новгородского кодекса — 1) Структура текста «Тетралогии» из Новгородского кодекса // Russian Linguistics. 2004. Vol. 28. № 1. P. 29–41; 2) К реконструкции скрытых текстов «Новгородского кодекса» // Власть, общество, культура в славянском мире в средние века. К 70-летию Б. Н. Флори. М., 2008. С. 408–415. Языковая игра и вербальная магия (этнолингвистическая заметка) // Фонетика и нефонетика. К 70-летию Сандро В. Кодзасова. М., 2008. С. 717–721. IV Полесские поверья о ходячих покойниках // Восточнославянский этнолингвистический сборник. М., 2001. С. 151–205. Мотив посмертного хождения в верованиях и ритуале // Славянский и балканский фольклор. Семантика и прагматика текста. М., 2006. С. 236–267. Обычай «вторичного погребения» на Балканах — Обычай «вторичного погребения» в зеркале археологии и этнографии // Ученые записки Российского православного ун-та св. ап. Иоанна Богослова. М., 1998. Вып. 4. С. 118–125.
Стр.526
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА 527 Дождь в фольклорной картине мира — Дождь в фольклорной модели мира // Исследования по славянскому фольклору и народной культуре / Под ред. А. А. Архипова и И. Полинской [Berkley Slavic Specialties], 1997. Вып. 1. С. 105–119. Иномирное пространство сна // Сны и видения в народной культуре. М., 2002. С. 198–219. Несколько русско-сербских параллелей из области народного правосудия // Spomenica Valtazara Bogišića. Beograd, 2011. Knj. 2. S. 383–394. Этнографические наблюдения в записках иностранных путешественников о России в XVI–XVII вв. // А. М. Панченко и русская культура. СПб., 2008. С. 790–810. .
Стр.527
Научное издание С. М. Толстая ОБРАЗ МИРА В ТЕКСТЕ И РИТУАЛЕ Редактор М.Н. Толстая Дизайн обложки Е.А. Горева Дизайн макета и верстка М.Н. Толстая Подписано в печать 24.11.2014 г. Формат 60 Ч 100 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Объем 32 п. л. Тираж 1000 экз. Первый завод 500 экз. Заказ № Русский Фонд Содействия Образованию и Науке Университет Дмитрия Пожарского 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 13 www.s-and-e.ru 121099, Москва, Шубинский пер., д. 6 ППП ≪Типография “Наука”≫
Стр.528