Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Научно-исследовательская деятельность студентов высших учебных заведений в России (1950–2000-е гг.): Исторические предпосылки, концепции, подходы: Монография (290,00 руб.)

0   0
Первый авторДемченко Зинаида Алексеевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц255
ID374291
АннотацияМонография посвящена проблеме ценностно-смыслового подхода к управлению развитием научно-исследовательской работы студентов в вузе. Обобщен материал, касающийся государственной политики в области высшей профессиональной школы, особенно в части интеграции образования в науку и производство и науки в образование. Осуществлено комплексное исследование процесса организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе и в этом контексте представлено программно-проектное обеспечение данного процесса, обоснована теоретическая модель развития ценностного отношения к НИР студентов.
Кому рекомендованоИздание адресовано специалистам в области теории и истории педагогики, высшего профессионального образования, социальной психологии, теории и методики профессионального образования
ISBN978-5-261-00797-5
Демченко, З.А. Научно-исследовательская деятельность студентов высших учебных заведений в России (1950–2000-е гг.): Исторические предпосылки, концепции, подходы: Монография / З.А. Демченко .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 .— 255 с. — ISBN 978-5-261-00797-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/374291 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» З.А. Демченко НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИИ (1950–2000-е гг.) <...> ISBN 978-5-261-00797-5 Монография посвящена проблеме ценностно-смыслового подхода к управлению развитием научно-исследовательской работы студентов в вузе. <...> Осуществлено комплексное исследование процесса организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе и в этом контексте представлено программно-проектное обеспечение данного процесса, обоснована теоретическая модель развития ценностного отношения к НИР студентов. <...> Исторические предпосылки развития и организации молодежной науки . <...> Развитие ценностно-смысловой позиции студенческой молодежи посредством научно-исследовательской деятельности на примере одного вуза . глава 2. научно-исследовательская деятельность студентов в образовательном процессе вуза: проблемы, поиски, решения 2.1. <...> Студент – цель и ценность образовательного процесса . <...> Научная школа персонального профессора и школа для студента-исследователя: общее и отличительное . <...> Программно-проектное обеспечение авторского проекта «Научная школа студента-исследователя» . глава 5. <...> Научно-исследовательская деятельность как целостный педагогический процесс и системообразующая ценность . <...> Проектирование образовательной аксиологической технологии на основе диагностики направленности личности в целостном педагогическом процессе . <...> 120 128 147 160 179 217 232 239 4 ВВЕДЕниЕ В ситуации, когда возникла необходимость решения вопросов, связанных с развитием академической и социальной мобильности будущего специалиста, университеты вынуждены будут пересмотреть свое отношение к научно-исследовательской деятельности обучающейся молодежи, прежде <...>
Научно-исследовательская_деятельность_студентов_высших_учебных_заведений_в_России_(1950–2000-е_гг.)_Исторические_предпосылки,_концепции,_подходы_Монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» З.А. Демченко НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИИ (1950–2000-е гг.) ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, КОНЦЕПЦИИ, ПОДХОДЫ Монография Архангельск ИПЦ САФУ 2013 1
Стр.1
УДК 37.034 ББК 74.5 Д31 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор технических наук, профессор С.В. Карпов, кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Смягликова Демченко, З.А. Д31 Научно-исследовательская деятельность студентов высших учебных заведений в России (1950–2000-е гг.): исторические предпосылки, концепции, подходы: монография / З.А. Демченко; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 256 с. ISBN 978-5-261-00797-5 Монография посвящена проблеме ценностно-смыслового подхода к управлению развитием научно-исследовательской работы студентов в вузе. Обобщен материал, касающийся государственной политики в области высшей профессиональной школы, особенно в части интеграции образования в науку и производство и науки в образование. Осуществлено комплексное исследование процесса организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе и в этом контексте представлено программно-проектное обеспечение данного процесса, обоснована теоретическая модель развития ценностного отношения к НИР студентов. Издание адресовано специалистам в области теории и истории педагогики, высшего профессионального образования, социальной психологии, теории и методики профессионального образования. УДК 37.034 ББК 74.5 ISBN 978-5-261-00797-5 © Демченко З.А., 2013 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2013 2
Стр.2
ОглАВлЕниЕ Введение .................................................................................................... глава 1. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в России 1.1. Исторические предпосылки развития и организации молодежной науки ................................................................................ 1.2. Государственная политика в сфере высшего профессионального образования: ценностные приоритеты ............................. 1.3. Развитие ценностно-смысловой позиции студенческой молодежи посредством научно-исследовательской деятельности на примере одного вуза ........................................................ глава 2. научно-исследовательская деятельность студентов в образовательном процессе вуза: проблемы, поиски, решения 2.1. Студент – цель и ценность образовательного процесса .......... 2.2. Комплексный характер проблемы организации научно-исследовательской деятельности студентов в высшем профессиональном образовании ............................................................. 2.3. Компетентностный подход к обеспечению целостного включения студентов вуза в научно-исследовательскую деятельность .............................................................................................. глава 3. интеграционные и инновационные процессы в вузовской науке и образовании 3.1. Контент-анализ вузовской науки ............................................... 3.2. Опыт интеграции науки и образования в ведущих вузах Российской Федерации ................................................................ 3.3. Логика развития процесса познания в контексте научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза глава 4. Технология управления научно-исследовательской деятельностью студентов 4.1. Реализация модели формирования ценностного отношения студентов вуза к научно-исследовательской деятельности .... 3 5 16 23 32 42 50 63 75 86 100 115
Стр.3
4.2. Научная школа персонального профессора и школа для студента-исследователя: общее и отличительное ......................... 4.3. Программно-проектное обеспечение авторского проекта «Научная школа студента-исследователя» ..................................... глава 5. Подходы к системе моделирования ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности 5.1. Моделирование как метод и средство педагогического процесса ............................................................................................... 5.2. Научно-исследовательская деятельность как целостный педагогический процесс и системообразующая ценность ......... 5.3. Проблемы диагностики ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности как контекстной части непрерывного профессионального образования ........... 5.4. Проектирование образовательной аксиологической технологии на основе диагностики направленности личности в целостном педагогическом процессе ......................................... Заключение .............................................................................................. Библиографический список ................................................................. 120 128 147 160 179 217 232 239 4
Стр.4
ВВЕДЕниЕ В ситуации, когда возникла необходимость решения вопросов, связанных с развитием академической и социальной мобильности будущего специалиста, университеты вынуждены будут пересмотреть свое отношение к научно-исследовательской деятельности обучающейся молодежи, прежде всего студентов младших курсов (будущий потенциал магистратуры, аспирантуры и докторантуры). Особую значимость приобретают проблемы, связанные с личностной составляющей в модели молодого специалиста – выпускника современного вуза. Высшее профессиональное образование в современной России наравне с обеспечением высокого качества усвоения студентами образовательных и профессиональных компетенций должно создать все необходимые условия для освоения межпоколенного опыта и текстовых культур на уровне осмысленного, осознанного их понимания и принятия их не как «значение-для-меня», а как прожитую ценностно-смысловую значимость. Научно-исследовательская деятельность способна выступить в качестве воспитательной среды и средства развития у обучающейся молодежи творческого потенциала, создать оптимальные условия для развития ценностно-смысловой сферы личности и воспроизводства кадров нового поколения. Вопросы, касающиеся воспитательного аспекта образовательной деятельности высшей профессиональной школы, наравне с компетентностным подходом в Российской Федерации, официально признаны актуальными, о чем свидетельствуют Концепция модернизации образования до 2010 года и закон об образовании РФ (редакция 2007, 2008 гг.), а также Концепция образовательного стандарта общего образования нового поколения (2008 г.). Вторым важным направление реализации образовательной и кадровой политики России является развитие фундаментальной науки и ее тесная связь с образованием и производством (интегра5
Стр.5
ция науки, образования и производства). При этом воспроизводство кадрового потенциала отнесено к стратегическим национальным приоритетам, а обеспечение преемственности научных знаний – к одному из основных направлений политики государства в области развития науки и человекознания [89; 182]. Анализ теоретических источников показывает, что особую актуальность приобрела проблема развития инновационной экономики, основанной на внедрении в производство высокотехнических продуктов и современных схем управления экономикой и производством; мониторинг наращивания производства и производительных сил, что действительно потребует обновления самого подхода к кадровой политике в сторону более тесного вовлечения студентов младших и старших курсов вуза в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность [51; 53; 89; 157; 182; 216]. Научно-исследовательская деятельность в высшей профессиональной школе должна и может создавать условия для становления социальной и академической мобильности студентов с опорой на их высокий уровень ценностно-смысловой сферы личности (чувство патриотизма, устойчивая гражданская позиция, чувство собственного достоинства, гуманизм и т.д.). Одновременно следует констатировать преобладание ярко выраженной когнитивной ориентации студентов и преподавателей на получение функциональных знаний под воздействием экспоненциально расширяющегося информационного потока, вовлекающего в содержание образования новое научно-теоретическое знание. Все это происходит на фоне резкого сокращении кредитных единиц времени и возрастающего требовании к качеству усваиваемого студентами учебного материала. В такой ситуации преподавателю вуза некогда обращать внимание на запросы личностных и профессиональных компетенций обучаемых, их индивидуальные особенности, состояние их ценностно-смысловой сферы личности и т.п. В.Э. Франкл, затрагивая проблему личности студента в образовательном процессе вуза, как значимое в нем событие, непреходящую для него ценность указывал на то, что образование должно стать одним из средств обнаружения ценностного смысла в его освоении, а не просто ретранслятором конгломерата знаний. При этом особый акцент ставится на значимость концептуальных знаний в общем массиве потребляемой студентами информации. Именно концептуальные знания, с точки зрения автора, несут в 6
Стр.6
себе стратегию потребностно-мотивационной готовности студента как будущего специалиста к непрерывному профессиональному образованию (образование через всю жизнь) [224; 225]. К сожалению, студент в силу потенциальной ограниченности типового государственного образовательного стандарта в большинстве своем остается в качестве средства для заполнения знаниями, объектом, а не субъектом в процессе взаимодействия с преподавателем вуза. Источниковедческий анализ показал, что в теории и истории педагогики накоплен значительный объем научных знаний о педагогической деятельности как социальном явлении (Г.М. Андреева, Л.М. Архангельский, Т.К. Ахаян, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев и др.), социальном действии (В.И. Загвязинский, А.К. Кан-Калик, Т.И. Шамова и др.), форме активного отношения субъекта деятельности к окружающему миру (К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, А.В. Кирьякова и др.), средстве формирования ценностных приоритетов общества (Б.С. Гершунский, В.И. Гинецинский, С.К. Бондырева, М.С. Каган, В.А. Караковский, В.Д. Колесов и др.). При этом за пределами исследовательского поля осталось обращение к научно-исследовательской деятельности как неотъемлемой части образовательной и профессиональной деятельности обучаемого и обучающегося (контекстная деятельность) и как системообразующей ценности (дополнительные элективные курсы). Проблема актуализации ценностной стороны образования и личности в научно-исследовательской деятельности обучающейся молодежи (в частности студентов младших курсов) остается малоизученной, хотя и не является принципиально новой для педагогики высшей школы. Трактовка человека культуры как носителя ценностей и ценностных отношений затронута в теории социальных ролей и теории социальной деятельности, в психологической теории личности, в педагогической аксиологии (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Э.П. Андреева, С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, М.И. Бобнева, Т.М. Буянис, Г.А. Вайзер, В.А. Василенко, М.Д. Демин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, В.П. Сагатовский, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов, Н.И. Шевандрин, В.А. Ядов и др.). Особая роль смыслосодержательной деятельности субъекта как способа самореализации его творческого потенциала исследована в теории мотивов и в теории потребностей личности (Б.Г. Ана7
Стр.7
ньев, А.А. Бодалев, О.Г. Дробницкий, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, В.Э. Франкл, В.Э. Чудновский и др.). Образование и деятельность в качестве ретранслятора образцов текстовых культур и ценностного отношения к миру и человеку в этом мире обозначены в теории ценностей и ценностных ориентаций, педагогической аксиологии (В.П. Бездухов, В.А. Блюмкин, М.П. Бочаров, Т.М. Буянис, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.А. Караковский, Ю.Н.Кулюткин, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.). Не претендуя на исчерпывающее описание всех работ, посвященных влиянию деятельности на развитие личности человека, отметим, что нами были выделены проблемы: духовно-нравственное развитие личности в процессе смыслового наполнения деятельности, ориентированной на человека как ценность (З.И. Васильева, 1973), ценностно-смысловое состояние личности как субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, 1989). В контексте ценностно-смысловой парадигмы как общего плана совершенствования личности интересны работы, связанные с ценностной детерминацией педагогического труда в условиях перехода к новой образовательной парадигме (О.В. Никифорова, 1997), с ценностными приоритетами формирования профессиональной направленности личности студентов психолого-педагогического факультета (Т.П. Жуйкова, 2000), с развитием аксиологического потенциала студентов педагогического колледжа (Г.Н. Левашова, 2000), а также с ценностными ориентациями и когнитивными структурами в деятельности учителя (Ю.Н. Кулюткин, 2002) и др. [138; 94; 122; 120]. С целью выявления внутренних механизмов, детерминирующих развитие ценностно-смысловой позиции студентов в организованной извне процессуальной деятельности, мы обратились к исследованиям, связанным с предвосхищающей ролью: – духовных ценностей в производстве и потреблении (С.Ф. Анисимов, 1970), установки в деятельности (А.Г. Асмолов, 1990; Д.Н. Узнадзе, 2001), мотивации и мотива (А.А. Файзуллаев, 1985; Е.П. Ильин, 2006); – смысла жизнедеятельности (В.В. Столин, 1982; В. Франкл, 1990; Н.К. Гаврюшина, 1994; Ж. Делез, 1995; В.Э. Чудновский, 1995; Т.М. Буянис, 1997; Г.А. Вайзер, 1998; Е.Н. Дмитриева, 2004; З.А. Демченко и др.); 8
Стр.8
– феномена «ценностное отношение», базирующегося на концепции об общественной и гуманистической сущности человека (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, В.Э. Франкл и др.), на теории ценностей, мотивов и потребностей личности (Б.Г. Ананьев, Л.П. Буева, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М. Рокич, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов, Д.Н. Узнадзе и др.). Методологические, теоретические и практико-ориентированные аспекты личностно-ориентированного, аксиологического и ценностно-смыслового подходов к проектированию современного образования разрабатывались в различных областях научного знания. Предметом исследования стали: – вопросы развития педагогического процесса и педагогических ценностей в этом процессе (Л.В. Байбородова, В.П. Бездухов, З.И. Васильева, Б.С. Гершунский, Т.Б. Гребенюк, Е.С. Заир-Бек, Ю.Н. Кулюткин, И.П. Подласый, М.И. Рожков, И.З. Сковородкина, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.); – антропологическая система как развивающая среда, среда коммуникативных взаимодействий, в которой человек в познающую и созидающую деятельность включен как личностно-ориентированный субъект (Т.И. Ауло, Л.М. Архангельский, Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, В.К. Вилюнас, А.Г. Гогоберидзе, В.И. Загвязинский, В.А. Караковский, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.); – философско-антропологические проблемы понимания жизненного смысла (образование, деятельность, исследовательская деятельность и пр.) и механизмов его культурного освоения как трансцендентности субъекта в целенаправленной созидательной деятельности и др. (Б.С. Братусь, В.С. Библер, Г.А. Вайзер, Н.К. Гаврюшина, Ж. Делез, О.Г. Дробницкий, М. Кольвиньо, Е.Э. Смирнова, В.В. Столин, Х. Хекгаузен и др.); – аксиологические аспекты образования и педагогической деятельности, проблема развития ценностно-смысловой сферы личности в личностно-ориентированном образовании (В.П. Бездухов, С.К. Бондырева, Е.В. Бондаревская, З.А. Демченко, Е.Н. Дмитриева, В.И Загвязинский, В.П. Зинченко, В.А. Караковский, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Петровский В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.). При этом в теории и практике педагогики высшей профессиональной школы еще недостаточно выявлены условия, которые способствовали бы более качественному освоению субъектами научно9
Стр.9
исследовательской деятельности межпоколенного опыта и содержательной части текстовых культур, их культурных смыслов. Не поддается осмыслению и роль программно-проектного обеспечения процесса управления развитием научно-исследовательской деятельности студентов в основном образовательном процессе и за его пределами в условиях современного университета (научно-исследовательская деятельность, параллельная основному образовательному процессу и дополняющая его). В условиях разрушения классической системы вузовской науки, особенно в части молодежной политики, общего кризиса реализации аксиологической функции образования в педагогике высшей школы, требуют разработки следующие вопросы: – инновационные подходы (традиция на новом эволюционном витке) к управлению развитием научно-исследовательской деятельности будущих специалистов – выпускников современного вуза; – диагностируемый инструментарий исследования роли научно-исследовательской деятельности как средства и способа влияния на целостное развитие смысловой сферы личности студентов, позволяющей достичь успешности в обучении и успеха в реализации предвосхищающих замыслов; – мониторинг взаимосвязи академической, вузовской фундаментальных и прикладных наук, особенно в части преемственности межпоколенного опыта, развития академической и социальной мобильности студентов и молодых специалистов; – понятийный аппарат «научно-исследовательская деятельность в формате решения стратегической задачи обновления и развития кадрового потенциала инновационной России». Все эти и другие вопросы тесно связаны с влиянием гуманитарных образовательных технологий на развитие ценностносмысловой сферы личности студентов как будущих специалистов (инженерные, научные и научно-педагогические кадры). Из числа имеющихся в педагогике высшей школы гуманитарных образовательных технологий исследованы следующие: – личностно-ориентированная, позволяющая посредством опоры на ценностные приоритеты обучающихся, их личностные компетенции, с опорой на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обучаемых обеспечить и поддержать процессы самопознания, саморазвития, самоактуализации творческого по10
Стр.10
тенциала, самореализации жизненного кредо в организованной процессуальной деятельности, где студент и цель, и ценность этой и в этой деятельности (в частности научно-исследовательской); – философско-антропологическая как признанное во всем мире учение о человеке обучающемся и воспитывающемся (понимающая методология, или онтология в состоянии непрерывного диалога с собой и окружающей действительностью) и др. Обращает на себя внимание степень изученности проблемы развития ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности в высшем профессиональном образовании будущего специалиста. В отечественной науке сложился богатый опыт осмысления проблемы организации педагогического процесса. Анализ научных источников показал, что педагогический процесс – это сложная динамическая система, состоящая из последовательной смены состояний объектов и субъектов, совокупности их последовательных действий для достижения какого-либо результата; совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности субъектов с целью удовлетворения потребности или достижения цели (Л.М. Архангельский, З.И. Васильева, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Е.А. Климов, Н.А. Константинов, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, И.З. Сковородкина, В.А. Сластенин и др.). Значительное внимание было уделено роли организованной извне и изнутри позитивной деятельности педагога в развитии личности будущего специалиста как субъекта этой деятельности. В данном контексте речь идет об основном образовательном процессе (обучение, развитие и воспитание будущего специалиста), и никоим образом не затрагивается роль научно-исследовательской деятельности как важной части данного процесса, деятельности, несущей в себе все базовые общечеловеческие ценности и личностно-профессиональные смыслы. В этом контексте особого внимания заслуживает изучение исторических аспектов деятельности «Научной школы» академиков Н.А. Константинова и З.И. Равкина. Данная «Школа» на протяжении длительного периода, начиная с 1930-х годов по настоящее время ведет систематическую и плодотворную исследовательскую деятельность в сфере изучения и осмысления истории образования и педагогики в России и за ее пределами. Для нас ценным является то, что при многогранной и многополярной деятельности ученых «Научной школы» приоритетное внимание уделяется изучению отечественной истории педагогики XX века. 11
Стр.11
С целью последующего проектирования программно-методического обеспечения управления развитием научно-исследовательской деятельности студентов вуза, развитию у них ценностного отношения к данному виду деятельности нами были изучены работы, в которых раскрывалось следующее: – моделирование различных процессов и отношений субъекта в социологическом пространстве (Э.П. Андреева, 1970); – способы формирования модели будущего специалиста с высшим образованием (У.Э. Смирнова, 1977); – социальные нормы регуляции поведения человека в социуме (М.И. Бобнева, 1978); – моделирование целостного педагогического процесса в образовательных учреждениях инновационного типа (И.З. Сковородкина, 1998); – психология взаимоотношения обучаемых и обучающихся, педагогов и воспитуемых в малых группах (Я.Л. Коломинский, 2000); – проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе на конкретном образовательном пространстве (М.А. Соколова, 2001); – педагогические условия реализации образовательной технологии поэтапного формирования ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя (З.А. Демченко, 2006) и др. Определенный интерес вызвали работы, затрагивающие проблематику развития научно-исследовательской деятельности обучающейся молодежи в вузе на уровне реализации в ее формах и содержании гуманистической парадигмы. Анализ отдельных работ, проведенный нами в контексте заявленной темы, показал, что у исследователей особый интерес вызывают проблемы, связанные: – со средствами развития у студентов вуза творческой деятельности и творческой самостоятельности (И.Б. Карнаухова, 2000 г.; О.Н. Лукашевич, 2002 г.; В.В. Белоносова, 2003 г.); – с формированием умений, навыков, готовности студентов к научно-исследовательской работе в условиях образовательного процесса вуза (Н.В. Сычкова, 2002 г.; Ф.Ш. Галиуллина, 2003 г.; С.М. Тутарищева, 2006 г.; Т.Г. Цуникова, 2008 г.); – с выявлением условий совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога (Т.В. Калашникова, 2004 г.) и педагогических условий развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза (И.А. Коваленко, 2005 г.); – с формированием учебно-исследовательской деятельности студентов на основе системного подхода (И.В. Карасева, 2007 г.) и др. 12
Стр.12
Нам пока неизвестны работы, посвященные проблеме развития ценностного отношения у студентов вуза (в частности студентов младших курсов) к научно-исследовательской деятельности как системообразующей ключевой ценности в деятельности будущего специалиста (научные и научно-педагогические кадры). Проведенный анализ теоретических источников позволил выявить несоответствие между возможностями современного высшего профессионального образования в части развития ценностно-смысловой позиции студентов как будущих специалистов посредством научно-исследовательской деятельности и реальным сохранением трансляционной парадигмы в массовой практике организации участия студентов в НИР. Инновационный подход к решению кадрового вопроса напрямую связан с массовым, но качественным охватом всех студентов младших курсов (бакалавриат) научно-исследовательской деятельностью (будущие магистры). Это потребует введения в контекст образовательной и научно-исследовательской деятельности студентов философско-антропологического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного и ценностно-смыслового подходов. Кроме того, придется вернуться к осмыслению на новом витке их ценностной значимости таких понятий, как деятельность, процессуальная деятельность, целенаправленная комплексная деятельность; мотив в деятельности и мотивация к деятельности; развитие как проекция ценностно-смыслового сознания, как фактор мобильной социализации личности в социокультурном пространстве (количественные, качественные и структурные преобразования); неоднократного возврата к понятию «ценностное отношение» как сформированной внутренней позиция личности, отражающей взаимосвязь личностных и общественных значений); формирование как процесс развития личности и др. Актуальность темы исследования обусловлена следующими противоречиями: – между выраженной необходимостью изменения современного состояния интеграционных процессов в науке, образовании и производстве и неготовность высшего профессионального образования в части профессорско-преподавательского состава (потенциальная ограниченность) признать это и создать соответствующие условия для развития ценностно-смыслового отношения к научно-исследовательской деятельности как системообразующей ценности будущего специалиста-выпускника современного вуза; 13
Стр.13
– между особым способом освоения межпоколенного опыта, опыта изучения базового содержания культурных ценностей в форме научно-исследовательской деятельности студенческой молодежи (научные студенческие общества, научные студенческие кружки, студенческие конструкторские бюро и др.) и незаинтересованностью исследователей в системно-деятельностном подходе к изучению данного вопроса; – между системным влиянием культурных парадигм на развитие ценностно-смысловой сферы личности студента путем включения его во всевозможные формы научно-исследовательской деятельности в вузе и неготовностью педагогов высшей профессиональной школы принять все это как данность. Теоретическую базу исследования составили: – культурологический подход, предполагающий исследование ценностных приоритетов образования и науки в жизнедеятельности динамических систем, уникальности и неповторимости субъекта образовательной и научно-исследовательской деятельности, многомерности и многовариативности проявлений субъективной позиции человека активного (С.Г. Вершловский, А.П. Валицкая, В.П. Зинченко, Ю.Н. Колюткин, В.А. Сластенин и др.); – фундаментальные положения теории деятельности о человеке как носителе ценностей и смыслов жизнедеятельности и взаимодействия с подобными себе субъектами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и др.); – концепция профессионального становления и профессионального развития личности в образовательном и социокультурной пространстве высшей профессиональной школы (Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Л.М. Лузина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.С. Роботова, Е.Н. Степанов и др.); – труды в области психологии развития сознания и смыслообразования личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Т.М. Буянис, Г.А. Вайзер, Е.Н. Дмитриева, В. Франкл, В.Э. Чудновский и др.) и т.д. Результаты исследования: – доказана необходимость реализации ценностно-смысловой и личностно-ориентированной парадигмы в контексте научно-исследовательской деятельности студентов как основы реализации государственного заказа на подготовку научных и научно-педагогических кадров; – представлен авторский подход к определению целостного педагогического процесса в контексте организованной научно-исследовательской деятельности студентов вуза; 14
Стр.14
– обоснованы концептуальные принципы моделирования поэтапной образовательной технологии, включающей студентов высшей школы в научно-исследовательскую деятельность на уровнях: системы принципа сопряжения нескольких контекстов (социокультурного – контекстов будущей профессии и студенческого ценностного периода); психолого-педагогического процесса (коммуникативного взаимодействия руководителя проекта и приоритета личностно-ориентированного отношения к студенту); аксиологического подхода (контекстов приоритета ценностносмыслового пути освоения студентами научно-исследовательской деятельности как основы его идентификации и самосовершенствования ценностного отношения к его выбору в вузе); системно-деятельностного и содержательно-функционального (контекст опосредования: аналитико-оценочной, технико-функциональной, коммуникативно-поведенческой и творчески-инновационной сферы деятельности через психолого-педагогическое обеспечение смены позиций студентов от пассивной позиции к активной). Фактологическая база исследования: законы и постановления правительства СССР / Российской Федерации; концептуальные и директивные документы Министерства образования и науки Российской Федерации; сообщения пресс-службы при Президенте Российской Федерации и пресс-службы при Министерства образования и науки Российской Федерации; материалы круглых столов и аналитических докладов, касающихся интеграционных и инновационных процессов в высшей профессиональной школе; педагогические данные, полученные на всех этапах опытно-экспериментальной работы; контент-анализ передового опыта организации научной работы студентов в различных вузах Российской Федерации за последнее десятилетие; анализ собственного опыта организации научно-исследовательской деятельности студентов вуза, в том числе младших курсов, представленных в контексте различных авторских программ и проектов на базе классического, технического и федерального университетов. 15
Стр.15
Глава 1 ОРгАниЗАция нАучнО-иССлЕДОВАТЕльСКОй ДЕяТЕльнОСТи СТуДЕнТОВ В РОССии 1.1. исторические предпосылки развития и организации молодежной науки Ведущее место в развитии науки в России до середины XIX века принадлежало Академии наук, созданной Петром I в 1724 году. При Академии были открыта гимназия и университет. В создании данного научно-образовательного центра велика заслуга М.В. Ломоносова (1758–1765). С подачи великого российского ученого, исследователя, просветителя и педагога наука в Московском и Петербургском университетах развивалась не менее интенсивно, чем в Академии. При университетах были созданы научные лаборатории и институты. Благодаря гимназии производился отбор талантливой молодежи для продолжения обучению наукам в университете. Велась целенаправленная работа по развитию профессорского корпуса из числа российских ученых и преподавателей. При Александре I университеты получили право открывать научные общества [114, с. 25–26; 141; 142]. А.М. Корзухина указывает на факт присутствия в образовательном процессе элементов научного исследования. Оно становилось частью обязанностей университетского профессора, а репутация в профессорском научном обществе – основным критерием при заполнении университетских вакансий: «…никто не может быть профессором, не сделавшись известным ученым трудами по предмету замещаемой кафедры и даром преподавания» [114, с. 29]. Известно, что «Наука как социальный институт возникла в России при Петре I, когда в Сибирь и Америку им было отправлено несколько экспедиций, в том числе Витуса Беринга и Василия Тати16
Стр.16

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.