Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

ОСОБЕННОСТИ ПРАЙМИНГА КАК ЯЗЫКОВОГО ЯВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КНИГИ MORALITY PLAY)

0   0
АвторыСоболева Любовь Вениаминовна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц46
ID371886
АннотацияЦелью данной работы является проведение исследования явления прайминга на материале произведения Барри Ансуорта Morality Play.
ОСОБЕННОСТИ ПРАЙМИНГА КАК ЯЗЫКОВОГО ЯВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КНИГИ MORALITY PLAY) / Л.В. Соболева .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 46 с. — URL: https://rucont.ru/efd/371886 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра теоретической и прикладной лингвистики Соболева Любовь Вениаминовна ОСОБЕННОСТИ ПРАЙМИНГА КАК ЯЗЫКОВОГО ЯВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КНИГИ MORALITY PLAY) Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ9-8-52 Направление подготовки: 45.03.02 Лингвистика Профиль: Теоретическая и прикладная лингвистика Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики Татаринова Л. В. <...> Прайминг как модель речевой коммуникации в диалоговом общении. <...> Прайминг как языковое явление на материале книги Morality Play……31 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II ………………………………………………. <...> …………………………………………………………….………44 3 ВВЕДЕНИЕ В современной лингвистике на смену системно-структурной парадигме на первое место выходит интегральная парадигма, в основе которой лежит когнитивно-дискурсивный подход к языку и языковым объектам, который предполагает комплексное междисциплинарное исследование языка с учетом взаимодействия различных областей лингвистического знания. <...> Изучение языка стало невозможным без обращения к субъекту речевой коммуникации, т. е. говорящему, его коммуникативным целям, коммуникативной ситуации и другим факторам. <...> Речевой акт стал рассматриваться как действие с его определенным набором характеристик, таких как коммуникативная ситуация, цель, объект и субъект коммуникации. <...> В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимали участие в общении, в основе лежит единая схема, или модель – языковое образование, состоящее из постоянного <...>
ОСОБЕННОСТИ_ПРАЙМИНГА_КАК_ЯЗЫКОВОГО_ЯВЛЕНИЯ_(НА_ПРИМЕРЕ_КНИГИ_MORALITY_PLAY).pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» (ФГБОУ ВО МГЛУ) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State Linguistic University» (MSLU) ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ Кафедра теоретической и прикладной лингвистики Соболева Любовь Вениаминовна ОСОБЕННОСТИ ПРАЙМИНГА КАК ЯЗЫКОВОГО ЯВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КНИГИ MORALITY PLAY) Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ9-8-52 Направление подготовки: 45.03.02 Лингвистика Профиль: Теоретическая и прикладная лингвистика Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики Татаринова Л. В. ____________ «___» ______________ 20__ г. Заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики: доктор филологических наук, профессор Казыдуб Н. Н. ____________ «___» ______________ 20__ г. Заведующий выпускающей кафедрой теоретической и прикладной лингвистики: доктор филологических наук, профессор Казыдуб Н. Н. ____________ «___» ______________ 20__ г. Иркутск 2016
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ И ЕЕ МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ………………………………………………………………….6 1.1. Становление теории речевых актов как науки…………………………...6 1.2. Речевой акт, его сущность, структура и типология……….……………..9 1.3. Иллокутивный акт: интенциональный и конвенциональный аспекты...12 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I …………………………………………………………17 ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ ПРАЙМИНГА КАК ЯЗЫКОВОГО ЯВЛЕНИЯ………………………………………………………………………...18 2.1. Понятие прайминга в лингвистике……………………………………….18 2.2. Виды прайминга: морфологический и синтаксический прайминг…… .19 2.3. Прайминг как модель речевой коммуникации в диалоговом общении..21 2.4. Прайминг как языковое явление на материале книги Morality Play……31 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II ……………………………………………….………..40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………..……………………………………..42 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ И СЛОВАРЕЙ .…………………………………………………………….………44
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ В современной лингвистике на смену системно-структурной парадигме на первое место выходит интегральная парадигма, в основе которой лежит когнитивно-дискурсивный подход к языку и языковым объектам, который предполагает комплексное междисциплинарное исследование языка с учетом взаимодействия различных областей лингвистического знания. «Язык в себе и для себя» больше не является основным объектом изучения, внимание уделяется взаимовлиянию человека и языка. Изучение языка стало невозможным без обращения к субъекту речевой коммуникации, т. е. говорящему, его коммуникативным целям, коммуникативной ситуации и другим факторам. Антропологическая парадигма предполагает анализ человека в языке и языка в человеке, изучает то, как язык используется человеком, от чего зависит выбор речевых средств и т. д. Взаимовлияние языка и человека впервые было рассмотрено в теории речевых актов. Речевой акт стал рассматриваться как действие с его определенным набором характеристик, таких как коммуникативная ситуация, цель, объект и субъект коммуникации. В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимали участие в общении, в основе лежит единая схема, или модель – языковое образование, состоящее из постоянного набора элементов (говорящий, слушающий, сообщение), объединенных общей закономерной связью и ситуативно или контекстно обусловленным лексическим наполнением, определяемым коммуникативной задачей и содержанием высказывания, логическим ударением и ритмико-интонационным рисунком, зависящим от типа предложения. Прайминг в прикладной лингвистике рассматривается как речевая модель, в которой происходит имплицитное влияние предыдущей информации на восприятие и обработку последующей, что в свою очередь оказывает влияние на процессы индивидуального порождения и восприятия речи человека.
Стр.3
4 Актуальность данной работы заключается в том, что явление прайминга в прикладной лингвистике еще недостаточно изучено. Исследование эффектов прайминга может внести огромный вклад в изучение механизмов порождения и восприятия речи, ментального устройства языкового аппарата человека, что может быть использовано при разработке методик обучения языкам, создании искусственного интеллекта. Целью данной работы является проведение исследования явления прайминга на материале произведения Барри Ансуорта Morality Play. Изучение явления прайминга в лингвистике и анализ его использования в произведении предполагает решение следующих задач: – определение понятия прайминга и его роли в прикладной лингвистике; – поиск примеров использования прайминга в произведении Morality Play; – анализ и выявление цели их употребления. Теоретическая значимость работы состоит в определении понятия прайминга в прикладной лингвистике и выявлении его взаимосвязи с другими основополагающими теориями и понятиями, такими как теория речевых актов и модели речевого поведения. Практическая значимость работы состоит в исследовании механизмов прайминга для дальнейшего применения полученных данных на практике, например, при создании искусственного интеллекта, обучении языкам и т. д. Объектом исследования данной работы является изучение явления прайминга в психолингвистике. Предметом изучения является реализация моделей речевого поведения в рамках прайминга. Во введении обозначается общее направление исследования, его теоретические основы и практическая значимость. В главе I рассматриваются основы теории речевых актов. Особое внимание уделяется понятию иллокутивного акта, его типологии и характеристикам с целью выявления его взаимосвязи с явлением прайминга.
Стр.4
5 В главе II представлена классификация прайминга и анализ примеров его применения на материале произведения Morality Play. В заключении представлен анализ полученных результатов.
Стр.5