Глобализация и этнополитический процесс в современной России. <...> Мотивы поступления мусульман в религиозные образовательные учреждения (На примере медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге) . <...> Исламская богословская литература салафитского толка в современном Татарстане. <...> От межтаджикского конфликта к постконфликтному миру: Общее и особенное в этнополитических конфликтах . <...> Катар – активный спонсор «арабской весны»: Предпосылки, последствия и российский фактор . <...> Шиитско-суннитский диалог в представлениях некоторых иранских богословов . <...> Классик западной экономической мысли Л. фон Мизес в 1927 г. писал: «Либерализм – это не законченная доктрина или застывшая догма. <...> Поэтому Людвиг фон Мизес отделял либерализм от экономической науки: “Либерализм представляет собою более всеобъемлющую концепцию. <...> В XX в. были содержательно разработаны многие его новые разновидности (классический, экономический, современный неолиберализм, синергетический либерализм и др.), которые не следует отрицать «с порога». <...> Содержание, например, весьма нетривиальной концепции синергетического либерализма имеет, по нашему мнению, весьма существенные и позитивные отличия от традиционной. <...> , политолог ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Наступивший XXI век принес человечеству не только смену тысячелетий но, что гораздо важнее, он широко открыл двери глобализации всех процессов, включая экономику, культуру, социальную сферу. <...> Между тем политолог А.А. Васецкий в своем исследовании отмечает, что существует обособленная группа конфликтов, которую можно определить как «системные политические конфликты»6. <...> Мировой опыт показывает, что наличие такого системного политического конфликта угрожает существованию политической системы, как это наглядно видно из современной истории ряда балканских и ближневосточных государств (Югославия, Чехословакия, Египет, Ливия и др.) <...> Поэтому одним из актуальных аспектов современного <...>
Россия_и_мусульманский_мир_№3_2015.pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
РОССИЯ
И
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
2015 – 3 (273)
Научно-информационный бюллетень
Издается с 1992 года
Москва
2015
1
Стр.1
Центр гуманитарных
научно-информационных исследований
Редакционная коллегия:
Л.В. Скворцов – д-р филос. наук, шеф-редактор, А.Г. Бельский
– канд. ист. наук, автор проекта, научный консультант,
Е.Л. Дмитриева – главный редактор, О.П. Бибикова – канд. ист.
наук, первый зам. главного редактора, Д.Б. Малышева – д-р полит.
наук, А.В. Малашенко – д-р ист. наук, А.Ш. Ниязи – канд. ист.
наук, зам. главного редактора, В.Г. Садур – канд. ист. наук,
В.Н. Сченснович – отв. за выпуск.
Ответственные за выпуск бюллетеня на английском языке:
Е.С. Хазанов – отв. редактор, Н.В. Гинесина – вед. редактор.
Россия и мусульманский мир: Научно-информационный
бюллетень / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ.
исслед. – М., 2015. – № 3 (273). – 180 с.
Тексты, представленные в бюллетене, даны в авторской редакции.
ISSN 1998-1813
2
© ИНИОН РАН, 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: ИДЕОЛОГИЯ,
ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
В. Лившиц, А. Швецов. Детская болезнь левизны
правого российского либерализма ............................................... 5
Р. Усманов. Глобализация и этнополитический процесс
в современной России.................................................................. 20
МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА
В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
С. Гумирова. Мотивы поступления мусульман
в религиозные образовательные учреждения
(На примере медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге) ................... 33
Д. Шагавиев. Исламская богословская литература
салафитского толка в современном Татарстане........................ 40
В. Бобровников. Мусульманские традиции, право и общество
на Российском Кавказе ................................................................ 54
Л. Хопёрская. Мониторинг этнополитической ситуации.
Киргизия. (Демография и миграция, вопросы истории,
религиозная ситуация, внешние связи и сотрудничество)....... 67
Д. Зоиров. От межтаджикского конфликта к постконфликтному
миру: Общее и особенное
в этнополитических конфликтах ................................................ 88
Г. Лукьянов. Рост активности сторонников радикального
политического ислама на Ближнем Востоке как угроза
безопасности и интересам России в Центральной Азии
после 2014 г. ............................................................................... 115
3
Стр.3
ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Э. Касаев. Катар – активный спонсор «арабской весны»:
Предпосылки, последствия и российский фактор ...................123
Е. Дорошенко. Очередной эксперимент. Особенности
демократии в несостоявшемся государстве: Ливия.................135
М. Каменева. О трансформации понятия «культура»
в Исламской Республике Иран ..................................................144
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
А. Косиченко. Глобализация и религия.........................................153
А. Кузнецов. Шиитско-суннитский диалог
в представлениях некоторых иранских богословов ................168
4
Стр.4