Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный университет им. <...> Ф.М. Достоевского
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
Учебно-методическое пособие
Изд-во ОмГУ
Омск 2004
УДК 159.9
ББК 88я73
В240
Рекомендовано к изданию
редакционно-издательским советом ОмГУ
Рецензенты:
канд. психол. наук, доц. <...> Для студентов факультета психологии очной, заочной и ускоренной форм обучения. <...> В связи с отсутствием опыта не только профессиональной деятельности, но и собственно
учебной деятельности в высшем учебном заведении первокурсники нуждаются в информационной и психологической помощи в осознании совершенного выбора и профессии, и места
обучения. <...> Все схемы и таблицы составлены автором на основе анализа накопленного материала в
области учебной, научной и профессиональной психологической деятельности. <...> В силу особенностей предмета изучения дисциплина «Введение в профессию» тесно связана с такими курсами, как «Общая психология», «Педагогическая психология», «Прикладная психология», «Социальная психология», «Юридическая психология», «Медицинская и клиническая психология», «Методика преподавания психологии», «Психодиагностика», «Консультативная психология», «Психокоррекция», «Психология труда», «Экономическая психология», «Психология
управления», «Психология социальной работы», «Психологические основы профориентации и
профотбора», «Актуальные проблемы СПС», «Адаптация на рынке труда» и пр., что находит
отражение в учебном материале в целом и в данном пособии в частности. <...> Понятие и основные задачи ОмГУ
Омский государственный университет (ОмГУ) – высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы среднего, высшего, послевузовского и дополнительного
профессионального образования по широкому спектру специальностей (направлений), выполняющее фундаментальные <...>
Введение_в_профессию_в_схемах_и_таблицах_Учебно-методическое_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
Учебно-методическое пособие
Изд-во ОмГУ
Омск 2004
Стр.1
УДК 159.9
ББК 88я73
В240
Рекомендовано к изданию
редакционно-издательским советом ОмГУ
Рецензенты:
канд. психол. наук, доц. Л.И. Дементий,
канд. психол. наук, доц. В.В. Лемиш
В240
Введение в профессию в схемах и таблицах: Учебно-методическое пособие /
Сост. А.Ю. Маленова. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 44 с.
ISBN 5-7779-0530-7
В пособии, состоящем из трех разделов, отражающих логику построения курса «Введение
в профессию», обобщена и систематизирована информация в виде схем, таблиц и комментариев
к ним.
Для студентов факультета психологии очной, заочной и ускоренной форм обучения.
УДК 159.9
ББК 88я73
Издание осуществлено при финансовой поддержке
факультета психологии
ISBN 5-7779-0530-7
© Омский госуниверситет, 2004
Стр.2
Оглавление
Введение ................................................................................................................................................ 4
Раздел 1. Структура и организация деятельности в ОмГУ
1.1. Понятие и структура университета .............................................................................................. 6
1.1.1. Понятие и основные задачи ОмГУ .................................................................................. 6
1.1.2. Управление университетом .............................................................................................. 7
1.1.3. Факультет: понятие, структура, управление ................................................................... 9
1.2. Права и обязанности студентов .................................................................................................. 10
1.3. Организация обучения в ОмГУ .................................................................................................. 12
1.3.1. Основные формы обучения и структура учебного года в ОмГУ ................................ 12
1.3.2. Виды занятий и работ, установленные в ОмГУ ........................................................... 13
1.3.3. Текущая и итоговая аттестация в ОмГУ ....................................................................... 15
Раздел 2. Учебно-профессиональная подготовка психологов
2.1. Подготовка профессиональных психологов за рубежом ......................................................... 17
2.2. Подготовка профессиональных психологов в России ............................................................. 19
2.3. Содержание высшего профессионального образования ......................................................... 22
2.4. Факультет психологии ОмГУ: исторический очерк ................................................................ 24
Раздел 3. Специфика психологии как науки и профессии
3.1. Особенности психологии как науки .......................................................................................... 26
3.1.1. Виды и особенности психологических знаний ............................................................. 26
3.1.2. Наука: понятие и критерии. Психология как наука ..................................................... 28
3.1.3. Научное социально-психологическое исследование: понятие, структура, этапы .... 29
3.2. Психология как профессия ......................................................................................................... 31
3.2.1. Понятие о профессии. Социальный заказ на психологические знания ..................... 31
3.2.2. Особенности профессиональной деятельности психолога ......................................... 32
3.3. Особенности деятельности практического психолога ............................................................. 34
3.3.1. Особенности взаимоотношений психолога-практика с лицами,
обратившимися за психологической помощью .......................................................... 34
3.3.2. Основные этапы и виды деятельности практического психолога .............................. 36
3.3.3. Основные сферы деятельности практического психолога .......................................... 38
3.4. Этические принципы профессиональной деятельности психолога ....................................... 39
Заключение .......................................................................................................................................... 40
Литература к курсу «Введение в профессию».................................................................................. 41
3
Стр.3
Введение
Переход от стадии выбора профессии к собственно профессиональному обучению связан
с определенными трудностями, среди которых основной является недостаток информации о
студенте как субъекте учебно-профессиональной деятельности, а также о будущей профессии в
целом.
Учебно-профессиональная деятельность в вузе организована таким образом, что на протяжении
всего обучения постепенно происходит «превращение» студента в профессионала, эти
образы как бы накладываются один на другой, в последующем растворяясь друг в друге. Несмотря
на то, что конечной целью является профессиональное становление и развитие учащихся,
все же освоение роли «студента» и роли «специалиста» требует решения разных задач,
предъявляет различные требования к знаниям, умениям, навыкам, особенностям личности.
Следовательно, успешность адаптации в условиях высшей школы включает первоначально
достижение «студенческой» идентичности, а затем и профессиональной.
В связи с отсутствием опыта не только профессиональной деятельности, но и собственно
учебной деятельности в высшем учебном заведении первокурсники нуждаются в информационной
и психологической помощи в осознании совершенного выбора и профессии, и места
обучения.
Таким образом, на наш взгляд, в качестве основных задач курса «Введение в профессию»,
выступают:
1. Формирование представления и введение в сферу учебно-профессиональной деятельности
как актуальную для студентов вуза;
2. Повышение уровня профессиональной ориентированности первокурсников;
3. Формирование представления о психологии как науке и профессии, о роли и значении
данной области знаний в жизни человека и общества;
4. Расширение кругозора о профессиях психологического профиля.
Поставленные задачи требуют построения определенной логики изложения курса «Введение
в профессию», из которой следует выделить три основных раздела, составляющих программу
изучаемой дисциплины. Первый из них посвящен анализу структуры и организации
работы в ОмГУ и включает следующие темы: понятие об университете; структура и организация
работы в ОмГУ; организация обучения в ОмГУ. Второй раздел охватывает вопросы, раскрывающие
специфику учебно-профессиональной подготовки психологов в России и за рубежом.
Третий раздел посвящен анализу психологии как науки и профессии.
4
Стр.4
В них систематизирован материал с помощью схем и таблиц. На наш взгляд, использование
наглядной учебной информации является наиболее приемлемой формой для организации
восприятия, осмысления, усвоения и запоминания материала. Обобщенная, систематизированная
информация, представленная схематично, сопровождается комментариями, которые направлены
на уточнение, конкретизацию и разъяснение используемых понятий и терминов.
Выделение и раскрытие содержания основных понятий способствует их осмыслению,
верной интерпретации, корректности использования и в целом овладению научной терминологией
как одним из элементов профессиональной культуры.
Все схемы и таблицы составлены автором на основе анализа накопленного материала в
области учебной, научной и профессиональной психологической деятельности. В силу особенностей
предмета изучения дисциплина «Введение в профессию» тесно связана с такими курсами,
как «Общая психология», «Педагогическая психология», «Прикладная психология», «Социальная
психология», «Юридическая психология», «Медицинская и клиническая психология»,
«Методика преподавания психологии», «Психодиагностика», «Консультативная психология»,
«Психокоррекция», «Психология труда», «Экономическая психология», «Психология
управления», «Психология социальной работы», «Психологические основы профориентации и
профотбора», «Актуальные проблемы СПС», «Адаптация на рынке труда» и пр., что находит
отражение в учебном материале в целом и в данном пособии в частности.
5
Стр.5
Учебное издание
Арина Юрьевна Маленова
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ
Учебно-методическое пособие
Технический редактор Е.В. Лозовая
Редактор Л.Ф. Платоненко
Подписано в печать 9.12.04. Формат 60х84 1/8.
Печ. л. 2,75. Уч.-изд. 5,2. Тираж 100 экз. Заказ 626.
Издательство Омского госуниверситета
644077, Омск-77, пр. Мира, 55а
Стр.44