ISBN 978-5-238-02790-6 Агентство CIP РГБ Рассматриваются история возникновения и развития физической культуры, научные теории, концепции и модели физкультурно-спортивного обучения и воспитания. <...> Важной составляющей процесса обучения в вузах является физическая культура. <...> Технология реализации этих проблем должна осуществляться с учетом содержания курса лекций учебной программы «Физическая культура», в которых предусматривается развитие личностных качеств обучаемых в соответствии с требованиями общественной жизни современной России. <...> В конце каждой лекции студентам предлагается глоссарий, в котором дается толкование малознакомых терминов, используемых 3 оптимального специальных в лекции, тест-тренинг, контрольный вопрос и список литературы по теме лекции. <...> В результате изучения дисциплины студент должен: роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; сущность физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке; социально-биологические основы физической культуры и спорта; основы здорового образа жизни; особенности использования средств и методов физической культуры для оптимизации работоспособности; место общей физической и специальной подготовки в системе физического воспитания; индивидуально выбирать вид спорта или систему физических упражнений для своего совершенствования; применять на практике профессионально-прикладную физическую подготовку; личным опытом использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, достижения жизненных и профессиональных целей; системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке); методиками самостоятельных занятий <...>
Основы_физической_культуры._Теория_и_методика._Курс_лекций._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки..pdf
УДК 796.01(075.8)
ББК 75.1ÿ73-1
Á26
Рецензен ты:
доктор педагогических наук, профессор В.П. Масягин
кандидат технических наук, доцент А.В. Зайцев
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Барчуков, Игорь Сергеевич.
Основы физической культуры. Теория и методика. Курс
Б26 лекций: учеб. пособие для студентов вузов / И.С. Барчуков,
Ã.Â. Барчукова, Þ.Í. Íàçàðîâ. — Ì.: ЮНИТИДАНА,
2016. — 295 ñ.
I. Барчукова, Галина Васильевна.
II. Назаров, Юрий Николаевич.
ISBN 978-5-238-02790-6
Агентство CIP РГБ
Рассматриваются история возникновения и развития физической культуры,
научные теории, концепции и модели физкультурно-спортивного
обучения и воспитания. Уделяется внимание методам и методическим приемам
обучения физической культуре, использованию информационных образовательных
технологий в физическом воспитании студентов.
Самостоятельная глава посвящена правовым основам в физической
культуре и спорте.
Для студентов, изучающих теорию и организацию методики обучения и
воспитания личности средствами физической культуры, аспирантов и преподавателей.
ББК
75.1ÿ73-1
ISBN 978-5-238-02790-6
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2016
Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания
(Федеральный закон от 5 апреля 2013 ã. ¹ 44-ÔÇ). Воспроизведение всей
книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в
том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Лекция 1. Возникновение и развитие физического обучения
и воспитания
3
5
1.1. Первоначальные этапы развития физического воспитания 5
1.2. Предпосылки научного обоснования физического воспитания 8
1.3. Закономерности возникновения систем физического
воспитания
1.4. Развитие физического воспитания в России
1.5. Познание феномена физической культуры
Контрольный вопрос
Список литературы
Лекция 2. Научные теории и концепции физического обучения и
воспитания в отечественных и зарубежных вузах
2.1. Традиционные и инновационные теории, концепции
и модели физкультурно-спортивного обучения
2.2. Глобализация или суверенитет в обучении
физической культуре
2.3. Подготовка физкультурно-спортивных кадров
в отечественных и зарубежных вузах
Контрольный вопрос
Список литературы
Лекция 3. Физическая культура и профессиональное обучение
3.1. Требования ФГОС ВО 3+ к обучению студентов
бакалавриата физической культуре
3.2. Цели и задачи обучения студентов физической культуре
3.3. Материально-техническое обеспечение физкультурноспортивных
мероприятий
3.4. Новые тенденции обучения и воспитания студентов
в процессе физкультурно-спортивных мероприятий
Контрольный вопрос
Список литературы
Лекция 4. Нормативно-правовая деятельность в физической культуре
и спорте
4.1. Правовые основы в физической культуре и спорте
4.2. Система законодательства России о физической культуре
и спорте
291
Глоссарий 26
Тест-тренинг
26
26
27
Глоссарий 52
Тест-тренинг
28
28
36
41
52
52
52
54
54
56
Глоссарий 65
Тест-тренинг
61
63
66
66
66
67
67
69
11
17
22
Стр.292
4.3. Правовая деятельность кафедры физической культуры
4.4. Воспитание правовой культуры у преподавателей и студентов 76
4.5. Физическое обучение и воспитательная работа
Контрольный вопрос
Список литературы
Лекция 5. Основы обучения студентов физической культуре
5.1. Организация учебных занятий по физической культуре
5.2. Последовательность обучения физическим упражнениям,
плотность учебных занятий и величина нагрузки
5.3. Развитие и совершенствование у студентов физических
и специальных качеств
5.4. Содержание учебных занятий по физической культуре
5.5. Методики проведения учебных занятий
по физической культуре
Контрольный вопрос
Список литературы
Лекция 6. Формы физического обучения и воспитания студентов
6.1. Основные формы физического обучения и воспитания
студентов
6.2. Проектирование и построение учебных занятий
по физической культуре
6.3. Организация контроля учебных занятий по физической
культуре
6.4. Особенности организации специфических форм
физической культуры
6.5. Самостоятельные (индивидуальные или групповые)
тренировочные занятия
Контрольный вопрос
Список литературы
Лекция 7. Средства физической культуры
7.1. Общие понятия о средствах физической культуры
7.2. Классификация физических упражнений
и двигательных действий
Глоссарий 83
Тест-тренинг
72
77
83
83
84
85
85
89
92
95
97
Глоссарий 103
Тест-тренинг
104
104
104
105
Глоссарий 122
Тест-тренинг
105
108
110
113
116
122
122
122
123
123
130
7.3. Техника физических упражнений и двигательных действий 132
7.4. Ритм как комплексная характеристика техники
физических упражнений
Контрольный вопрос
Список литературы
292
140
7.5. Качественные характеристики физических упражнений 141
Глоссарий 144
Тест-тренинг
144
144
145
Стр.293
Лекция 8. Методы и методические приемы обучения
физической культуре
8.1. Методы, методические приемы, требования к обучению
и воспитанию студентов
8.2. Классификация и характеристика методов обучения
8.3. Методы использования слова
8.4. Методы наглядного восприятия
Контрольный вопрос
Список литературы
Лекция 9. Медико-биологические основы физической культуры
и здоровый образ жизни
9.1. Основы медицинского обеспечения физической
культуры и спорта
9.2. Закаливание организма и личная гигиена как факторы
поддержания здорового образа жизни
9.3. Понятие о биомеханике физических упражнений
9.4. Медико-биологические особенности физического
обучения и воспитания женщин
9.5. Массаж в физическом совершенствовании личности
Контрольный вопрос
Список литературы
Лекция 10. Психолого-педагогическое взаимодействие
преподавателей и обучаемых
10.1. Психические особенности студентов при обучении
физической культуре
10.2. Психология межличностного общения преподавателя
и обучаемого
10.3. Психолого-педагогическая деятельность преподавателя
10.4. Психологические основы обучения физической
культуре
10.5. Содержание и специфические особенности труда
преподавателя
Контрольный вопрос
Список литературы
Лекция 11. Методики проведения экскурсий, технических
и экстремальных видов спорта
11.1. Планирование и особенности организации
и проведения экскурсий
11.2. Требования к руководителю и участникам экскурсии
11.3. Основные методики проведения экскурсий
293
146
146
149
156
161
Глоссарий 165
Тест-тренинг
165
165
166
167
167
170
173
177
Глоссарий 181
Тест-тренинг
179
181
181
182
183
183
189
191
194
196
10.6. Основные составляющие профессионализма преподавателя 198
Глоссарий 202
Тест-тренинг
202
203
203
204
204
206
209
Стр.294
11.4. Тенденции развития технических и экстремальных
видов спорта
11.5. Развитие экстремальных видов спорта в учебных
учреждениях
11.6. Методика организации и проведения мероприятий
по экстремальным видам спорта
Контрольный вопрос
Список литературы
Лекция 12. Организация и методики проведения новых видов
оздоровительной гимнастики
12.1. Цели и задачи занятий по оздоровительной гимнастике
12.2. Ритмическая и корригирующая гимнастика
12.3. Эстетическая и эвритмическая гимнастика
12.4. Физвокализные упражнения
12.5. Гимнастические оздоровительные системы
12.6. Øåéïèíã, фитнес и тренажеры
Контрольный вопрос
Список литературы
Лекция 13. Всероссийский физкультурно-спортивный
комплекс ГТО — основа массовой спортивной работы
в вузе
13.1. Общие требования, цель и задачи Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса ГТО
13.2. Работа по комплексу ГТО в вузе
13.3. Виды испытаний (òåñòû) и нормы ГТО VI ступени
13.4. Рекомендации к недельному двигательному режиму
13.5. Методические рекомендации по выполнению видов
испытаний (тестов) ГТО
Контрольный вопрос
Список литературы
Лекция 14. Информационные образовательные технологии
в физической культуре и спорте
14.1. Сущность концептуальных подходов к виртуальному
образованию в онлайновом режиме
14.2. Информационные образовательные технологии
в физическом воспитании студентов
14.3. Основные направления информационных технологий
в физкультурно-спортивной деятельности
14.4. Организация обучения по индивидуальной
образовательной траектории
294
Глоссарий 219
Тест-тренинг
212
214
218
220
220
220
221
221
222
224
229
230
232
Глоссарий 236
Тест-тренинг
236
236
236
237
237
239
244
245
Глоссарий 253
Тест-тренинг
246
253
253
253
255
255
258
261
269
Стр.295
Глоссарий 271
Тест-тренинг
Контрольный вопрос
Список литературы
Лекция 15. Творчество при исследованиях физкультурно-спортивной
деятельности
15.1. Формирование культуры у студентов в познании
информационных ресурсов
15.2. Техническое и технологическое обеспечение учебными
продуктами физической культуры
15.3. Методы оценки качества информационнотелекоммуникационных
образовательных технологий
15.4. Методические рекомендации по выполнению творческих
заданий по физической культуре
Контрольный вопрос
Список литературы
271
271
272
Глоссарий 289
Тест-тренинг
273
273
277
279
281
289
289
290
295
Стр.296