Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Топос родины в поэзии В. Луговского и В. Набокова (80,00 руб.)

0   0
АвторыБобылев Борис Геннадьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID358702
АннотацияВ статье разбираются стихотворения В. Луговского и В. Набокова, посвящённые родине. Отстаивается мысль о сохранении единого текстового пространства отечественной поэзии в условиях разделения русского народаю Осуществляется сопоставительный стиховедческий анализ поэтических текстов
Топос родины в поэзии В. Луговского и В. Набокова / Б.Г. Бобылев .— : [Б.и.], 2015 .— 7 с. — Современная коммуникативистика. - №5(18). - С. 45-51. — URL: https://rucont.ru/efd/358702 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Коммуникативный текст УДК 378 коММУнИкатИвнЫй текСт Топос родины в поэзии В. Луговского <...> Nabokov DOI: Получено: 21 июля 2015 г. / Одобрено: 23 июля 2015 г. / Опубликовано: 2015 г. Б.Г. Бобылев Д-р пед. наук, профессор, Орловский государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс, Россия, 302020, г. Орел, Ноугорское шоссе, 29, e-mail: boris-bobylev@yandex.ru Аннотация В статье разбираются стихотворения В. Луговского <...> Отмечается опосредованная связь дисгармонических ритмов и мотивов в поэзии Луговского и Набокова с кризисными процессами в европейской цивилизации и культуре начала XX в. <...> Bobylev Doctor of Pedagogy, Professor, Orel State University – EducationScience-Production Complex, 29, Naugorskoye shosse, Orel, 302020, Russia, e-mail: boris-bobylev@yandex.ru Топос родины относится к числу наиболее разрабатываемых топосов отечественной словесности. <...> При этом прослеживаются очевидные языковые и образные параллели и переклички в разработке темы родины в советской поэзии и поэзии русского зарубежья, что косвенно свидетельствует о сохранении центростремительных лингвоэстетических тенденций, существовании единого текстового пространства русской поэзии в условиях географического, политического и идеологического разделения народа. <...> Продемонстрируем это на примере разбора двух замечательных поэтических образцов: стихотворения Владимира Луговского «Дорога» (1926) и стихотворения Владимира Набокова «К России» (1939)1 . <...> Приведем его текст параллельно с ритмической схемой (второй столбец) и схемой словоразделов (третий столбец). <...> Дорога 1 Доруга идйт от шируких мечйй, 2 От сйчи и плйна Игорева, 3 От бйлых ночйй, Малютиных палачйй, 4 От этой тоски невыговоренной; 6 От смйртного дэха морузного, 8 Царя Иобнна Грузного; 5 От бйлых попувен в попувском садэ, 7 От синих чертйй, шевелящих в адэ 9 От ббшен, запуров, и рвув, и кремлйй, 10 От лика рублйвской Труицы. <...> 72:45–51 Нельзя не заметить, что Луговской допускает значительные отступления от классических метрических канонов. <...> Поэт обращается к дольнику – особому стихотворному <...>
Топос_родины_в_поэзии_В._Луговского_и_В._Набокова.pdf
Коммуникативный текст УДК 378 коММУнИкатИвнЫй текСт Топос родины в поэзии В. Луговского и В. Набокова The Topos of the Motherland in the Poetry of V. Lugovskoy and V. Nabokov DOI: Получено: 21 июля 2015 г. / Одобрено: 23 июля 2015 г. / Опубликовано: 2015 г. Б.Г. Бобылев Д-р пед. наук, профессор, Орловский государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс, Россия, 302020, г. Орел, Ноугорское шоссе, 29, e-mail: boris-bobylev@yandex.ru Аннотация В статье разбираются стихотворения В. Луговского и В. Набокова, посвященные родине. Отстаивается мысль о сохранении единого текстового пространства отечественной поэзии в условиях разделения русского народа. Осуществляется сопоставительный стиховедческий анализ поэтических текстов. Отмечается опосредованная связь дисгармонических ритмов и мотивов в поэзии Луговского и Набокова с кризисными процессами в европейской цивилизации и культуре начала XX в. Значительное внимание уделяется аккорду ритмомелодических, фоностилистических, грамматико-стилистических и лексико-стилистических приемов, нацеленных на выдвижение ключевых смыслов. Делается вывод о разнообразии собственно стиховых средств (рифмы, звукописи, вариаций метра), преобладании ритмомелодического начала в тексте В. Луговского в противовес риторической структуре стихотворения В. Набокова, тяготеющего в своей стилистике к прозе. В качестве объединяющего начала для обоих стихотворений является трансформация традиционного образа родины-матери в духе стилистики модерна. Ключевые слова: русская поэзия, дольник, изометрия, конвергенция, рифма, когезия, модерн, стихотворный метр, риторические фигуры, гомеология, Набоков, Луговской. Abstract The article analyses the poems of Vladimir Lugovskoj and Vladimir Nabokov about Motherland and shows their relationship with the stylistics of Art Nouveau. It puts forward an idea of maintaining a single text space of Russian poetry under the division of the people and contains comparative poetic analysis. It notes indirect links between disharmonious rhythms and motifs in the poetry of Lugovskoy and Nabokov with the crisis processes in the European civilization and culture of the early twentieth century. It also pays considerable attention to the accord of rhythmic, phonetic6 grammar and lexical stylistic instruments, aimed at the emphasizing the key meanings. The article concludes that significant diversity verse actually means (rhyme, tone painting, various meters) rhythmomelodics prevale in the poetry of V. Lugovskoy in contrast to the rhetorical structure of the poems by Vladimir Nabokov, which are stylistically closer to the prose. As a unifying beginning for both poems is the transformation of the traditional image of Motherland in the spirit of art Nouveau style. Keywords: russian poetry, accentual verse, isometric, convergence, rhyme, cohesion, modern, poetic meter, rhetorical figures, gomeology, Nabokov, Lugovskoy. B.G. Bobylev Doctor of Pedagogy, Professor, Orel State University – EducationScience-Production Complex, 29, Naugorskoye shosse, Orel, 302020, Russia, e-mail: boris-bobylev@yandex.ru Топос родины относится к числу наиболее разрабатываемых топосов отечественной словесности. Всплеск интереса к этой смысловой модели наблюдается в русской поэзии 20–30-х гг. XX в. При этом прослеживаются очевидные языковые и образные параллели и переклички в разработке темы родины в советской поэзии и поэзии русского зарубежья, что косвенно свидетельствует о сохранении центростремительных лингвоэстетических тенденций, существовании единого текстового пространства русской поэзии в условиях географического, политического и идеологического разделения народа. Продемонстрируем это на примере разбора двух замечательных поэтических образцов: стихотворения Владимира Луговского «Дорога» (1926) и стихотворения Владимира Набокова «К России» (1939)1 . Обратимся сначала к стихотворению Луговского. Приведем его текст параллельно с ритмической схемой (второй столбец) и схемой словоразделов (третий столбец). 1 Выражаю благодарность профессору Орловского госуниверситета П.А. Ковалеву, видному специалисту в области русского стиховедения, за ценную помощь в анализе произведений В. Луговского и В. Набокова. Дорога 1 Доруга идйт от шируких мечйй, 2 От сйчи и плйна Игорева, 3 От бйлых ночйй, Малютиных палачйй, 4 От этой тоски невыговоренной; 6 От смйртного дэха морузного, 8 Царя Иобнна Грузного; 5 От бйлых попувен в попувском садэ, 7 От синих чертйй, шевелящих в адэ 9 От ббшен, запуров, и рвув, и кремлйй, 10 От лика рублйвской Труицы. 11 И нйт ещи стрбн на зелйной землй, 12 Гдй муг бы я сыном приструиться. 13 И глэхо стучбщее сйрдце мой 14 С рождйнья в рабы ий прудано. 15 Мнй стрбшно назвбть дбже имя ей — 16 Свирйпое имя рудины. 1927 1.222.0 4-иктный дольник 1.21.3 3-иктный дольник 1.214.0 5-иктный дольник 1.21.4 3-иктный дольник 1.222.0 4-иктный дольник 1.22.2 3-ст. амфибрахий 1.222.0 4-иктный дольник 1.21.2 3-иктный дольник 1.222.0 4-иктный дольник 1.21.2 3-иктный дольник 1.222.0 4-иктный дольник 1.22.2 3-ст. амфибрахий 1.222.0 4-иктный дольник 1.21.2 3-иктный дольник 1.222.0 4-иктный дольник 1.21.2 3-иктный дольник 1. ЖМ Ж 2. Ж Ж 3. ЖМД 4. Ж М 5. ЖЖ Ж 6. ДЖ 7. ЖМ Ж 8. МД 9. ЖЖ М 10.ЖЖ 11.ММЖ 12.МЖ 13. ЖДЖ 14. Ж М 15. ЖМ Ж 16. Ж Ж 45
Стр.1