Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №39 2012 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268322
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2012 .— №39 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268322 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ПРОВЕРЕНЫ В БОЮ ПРОВЕРЕНЫ В БОЮ «Иркутские» истребители05семейства Су-3005 «Иркутские» истребители семейства Су-30 ТЕМА БЕЗ НОВЫХ КОРАБЛЕЙ И ВООРУЖЕНИЙ БЕЗ НОВЫХ КОРАБЛЕЙ И ВООРУЖЕНИЙ ЧФ ВСКОРЕ ПРЕКР ТИТ СУЩЕСТВОВАНИЕ КАК ОПЕРАТИВНОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧФ ВСКОРЕ ПРЕКРАТИТ СУЩЕСТВОВАНИЕ КАК ОПЕР ТИВНОСТР ТЕГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ был Севастополь, а все остальные порты на Черном море играли вспомогательную роль. на Черном море играли вспомогательную роль. <...> 04 ДАТА РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РВСН УСТАРЕЛИ Три четверти ракетных комплексов (РК) в РВСН эксплуатируются за пределами первоначальных гарантийных сроков эксплуатации. <...> Тем не менее обобщенные показатели надежности ракетных комплексов продолжают оставаться стабильными. <...> Кроме этого, в 2012-м закончится перевооружение на ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного базирования Татищевской (Саратовская область) ракетной дивизии. <...> На вооружении РВСН стоят шесть типов ракетных комплексов четвертого и пятого поколений. <...> ДА 61% НЕТ НЕТ 31% 31% ДА 61%НЕ ЗНАЮ 8% НЕ ЗНАЮ 8% ЯРКИЙ ПУТЬ ДЛИНОЙ МОСКОВСКИЙ ПРОЖЕКТОРНЫЙ ЗАВОД Евгений ДРУЗИН МОСКОВСКИЙ ПРОЖЕКТОРНЫЙ ЗАВОД ПРАЗДНУЕТ СВОЙ ЮБИЛЕЙ ПРАЗДНУЕТ СВОЙ ЮБИЛЕЙ Оборонно-промышленный комплекс России Оборонно-промышленный комплекс России насчитывает 1338 предприятий. <...> Практически каждое из них имеет свою уникальную и насыщенную событиями историю, не стало исключением и ЗАО «Московский Прожекторный Завод». <...> Еженедельник «Военно-промышленный курьер» предлагает каждое из них имеет свою уникальную и насыщенную событиями историю, не стало исключением и ЗАО «Московский Про екторный Завод» 2012 год – юбилейный для бесспорного лидера в производстве систем электроснаб ения для отечественного ВПК – Московского про екторного завода. <...> В настоящее время ведутся восстановительные работы и обустройство мест стоянок под новые образцы авиационной техники на 24 аэродромах МО РФ. <...> УТОЧНИТЬ ПОРЯДОК <...>
Военно-промышленный_курьер_№39_2012.pdf
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ПРОВЕРЕНЫ В БОЮ ПРОВЕРЕНЫ В БОЮ «Иркутские» истребители05семейства Су-3005 «Иркутские» истребители семейства Су-30 ТЕМА БЕЗ НОВЫХ КОРАБЛЕЙ И ВООРУЖЕНИЙ БЕЗ НОВЫХ КОРАБЛЕЙ И ВООРУЖЕНИЙ ЧФ ВСКОРЕ ПРЕКР ТИТ СУЩЕСТВОВАНИЕ КАК ОПЕРАТИВНОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧФ ВСКОРЕ ПРЕКРАТИТ СУЩЕСТВОВАНИЕ КАК ОПЕР ТИВНОСТР ТЕГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ был Севастополь, а все остальные порты на Черном море играли вспомогательную роль. на Черном море играли вспомогательную роль. Продолжение на стр. 04 Продолжение на стр. 04 ДАТА РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РВСН УСТАРЕЛИ Три четверти ракетных комплексов (РК) в РВСН эксплуатируются за пределами первоначальных гарантийных сроков эксплуатации. Доля современных РК в составе РВСН в настоящее время составляет около 25 процентов. Тем не менее обобщенные показатели надежности ракетных комплексов продолжают оставаться стабильными. В сентябре полностью завершено перевооружение Тейковской ракетной дивизии (Ивановская область) на РК пятого поколения – «Тополь-М» и «Ярс». В 2012 году начались подготовительные работы по переходу на РК «Ярс» Новосибирской и Козельской (Калужская область) ракетных дивизий. В дальнейшем на «Ярс» спланировано перевооружение еще ряда ракетных дивизий. Кроме этого, в 2012-м закончится перевооружение на ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного базирования Татищевской (Саратовская область) ракетной дивизии. На вооружении РВСН стоят шесть типов ракетных комплексов четвертого и пятого поколений. Из них три – шахтного базирования (РС-18 «Стилет», РС-20 «Сатана», РС-12М2 «Тополь-М») и три – мобильного грунтового базирования (РС-12М «Тополь», РС-12М2 «Тополь-М», РС24 «Ярс»). ПАКИСТАН СОЗДАЕТ ТЯО Исламабад разрабатывает тактическое ядерное оружие (ТЯО) в целях наращивания своего потенциала средств массового уничтожения. Таким оружием в наного сдерживания внезапно возникающих угроз со стороны вероятного противника. стоящее время обладают США, Россия, Франция и Китай. При этом Пакистан придает ТЯО функции, которые в России и США выполняет ядерное оружие стратегического назначения. Речь о мобильной ракете малой дальности «Наср», первые испытания которой состоялись в Пакистане в апреле 2011 года. Она предназначена для уничтожения с большой точностью объектов на расстоянии 60 километров от места старта. «Наср» относится к ракетам двойного назначения, способным доставлять как ядерные боеголовки, так и боезаряды обычного типа. В Пакистане ее создают в качестве оружия быстрого реагирования в целях ядерВ то время как бывший СССР и США приступали к уничтожению своих ракет малой и средней дальности на основе Договора РСМД от 1987 года и последующих договоренностей, Китай, а за ним и Пакистан только начинали разрабатывать аналогичные виды такого оружия. При этом как в Пекине, так и в Исламабаде понимали, что в результате передового базирования ТЯО у внешних границ оно приобретает значение стратегического ядерного оружия. Под него же создавались авиационные, наземные и морские носители нестратегического класса, к которым, в частности, относятся китайские и пакистанские истребителибомбардировщики, так называемый ядерный потенциал второй очереди. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с тем, что сегодня в мусульманском мире столкнулись не Запад и ислам, а ислам, который хочет мира, и ислам, который жаждет войны? ДА 61% НЕТ НЕТ 31% 31% ДА 61%НЕ ЗНАЮ 8% НЕ ЗНАЮ 8% ЯРКИЙ ПУТЬ ДЛИНОЙ МОСКОВСКИЙ ПРОЖЕКТОРНЫЙ ЗАВОД Евгений ДРУЗИН МОСКОВСКИЙ ПРОЖЕКТОРНЫЙ ЗАВОД ПРАЗДНУЕТ СВОЙ ЮБИЛЕЙ ПРАЗДНУЕТ СВОЙ ЮБИЛЕЙ Оборонно-промышленный комплекс России Оборонно-промышленный комплекс России насчитывает 1338 предприятий. Практически насчитывает 1338 предприятий. Практически каждое из них имеет свою уникальную и насыщенную событиями историю, не стало исключением и ЗАО «Московский Прожекторный Завод». 2012 год – юбилейный для бесспорного. лидера в производстве систем электроснабжения для отечественного ВПК – Московского прожекторного завода. Уникальность в трудный период рыночных реформ, ему удалось не только сохраниться, но и переродиться не только сохраниться, но и переродиться в современное предприятие. Еженедельник в современное предприятие. Еженедельник «Военно-промышленный курьер» предлагает каждое из них имеет свою уникальную и насыщенную событиями историю, не стало исключением и ЗАО «Московский Про екторный Завод» 2012 год – юбилейный для бесспорного лидера в производстве систем электроснаб ения для отечественного ВПК – Московского про екторного завода. Уникальность после создания нашего Черноморского ф был Севастополь, а все остальные порты после создания нашего Черноморского флота единственной его реальной базой единственной его реальной базой Флот не мо ет жить без баз. не может жить без баз. За два с лишним века, минувших За два с лишним века, минувших та,, Александр ШИРОКОРАД Александр ШИРОКОРАД ВОЕННЫЕ ГОРОДКИ ЯТ нистр обороны РФ. вместо имеющихся вместо имеющихся 7,5 тысячи. нистр обороны РФ личество воен СОКРАТЯТ В 25 РАЗ О новой систем О новой системе базирования войск сообщил миКоличество военных городков составит около 300 ОТРЕМОНТИРОВАНО 12 АЭРОДРОМОВ В соответствии с Госпрограммой вооружения до 2020 года (ГПВ-2020) количество авиационной техники в Вооруженных Силах значительно увеличат. В этой связи Минобороны активно работает над модернизацией своей аэродромной сети. Впервые за 20 лет проведены реконструкция и ремонт 12 аэродромов. В настоящее время ведутся восстановительные работы и обустройство мест стоянок под новые образцы авиационной техники на 24 аэродромах МО РФ. Силами Спецстроя России проводятся проектирование и реконструкция еще 16 аэродромов. УТОЧНИТЬ ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЙ И УВОЛЬНЕНИЙ В 80 ЛЕТ его заключается в том, что несмотря на банкротство в трудный период рыночных реформ, ему удалось его заключается в том, что несмотря на банкротство «Военно-промышленный курьер» предлагает читателям ознакомиться с деятельностью успешного оборонного предприятия России. читателям ознакомиться с деятельностью успешного оборонного предприятия России. Читайте материал на стр. 09 Читайте материал на стр. 09 ОБЪЕМ РЫНКА БЕСПИЛОТНИКОВ Аналитическая компания «Форкаст Интернэшнл» издала очередной прогноз мирового рынка беспилотных летательных аппаратов (БЛА). По данным «Форкаст», рынок БЛА будет непрестанно расти. Аппетит в мире на беспилотники ненасытен. Независимо от того, сколько систем уже построено, операторы хотят больше. «Форкаст» оценивает объем мирового рынка БЛА в течение следующих десяти лет в 70,9 миллиарда долларов. Ранее контракты по БЛА на миллионы долларов считались большой редкостью. В настоящее время заключаются сделки на миллиарды и они увеличиваются. Продажи продолжают расти в Азии даже в то время, когда покупки со стороны США замедлились. Вместе с тем до 2021 года США израсходуют 13,7 миллиарда долларов на приобретение БЛА. Из общего объема 70,9 миллиарда долларов рынок разведывательных БЛА в течение следующих десяти лет составит 39,2 миллиарда долларов, а остальные 28,7 миллиарда будут направлены на исследования и разработки и, возможно, два-три миллиарда долларов – на услуги по контрактам на поставки беспилотников. Соединенные Штаты останутся крупнейшим покупателем в этой сфере, но и расходы в других регионах мира будут быстро расти. Затраты США на НИОКР составят 11,6 миллиарда долларов в рассматриваемый период – около 40 процентов мирового объема. Европа и Азия потратят на эти цели 8 миллиардов долларов и 7,1 миллиарда долларов соответственно. На американские компании будет приходиться 41 процент или 16,5 миллиарда долларов продукции рынка, и этот показатель может вырасти еще больше в перспективе. Европа планирует потратить 5,7 миллиарда на закупки беспилотников. Европейские правительства работают над собственными программами БЛА, но недостаток финансирования препятствует необходимым исследованиям. И несмотря на появление в этот период новых европейских беспилотных систем, государства Европы будут по-прежнему активно закупать неевропейские БЛА. Азия потратит 14,3 миллиарда долларов на беспилотные летательные аппараты в рассматриваемый период. При этом на Китай может приходиться около 60 процентов этих расходов. Пекин станет приобретать лишь некоторые зарубежные системы, тогда как большинство своих потребностей обеспечит, опираясь на разработки отечественных компаний. Гражданский сегмент БЛА также пойдет в рост, прогнозирует «Форкаст». ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 ПОКА ТОЛЬКО ПЛАВУЧАЯ ПЛАТФОРМА Первый китайский авианосец, получивший название «Ляонин» и введенный недавно в состав ВМС, представляет собой простую плавучую платформу, начисто лишенную палубной авиации. Чтобы этот корабль стал по-настоящему боеспособным, потребуется еще как минимум три года. Такое мнение высказали военные эксперты. Пока что авианосец, принятый на вооружение, бесполезен для китайского флота – он неспособен выполнять реальные боевые задачи. «Ляонину» предстоит длительный период дальнейших тестов и испытаний, прежде чем он сможет стать ядром полноценной авианосной группы. Даже у американских ВМС уходит два-три года на то, чтобы новый авианосец вошел в строй в качестве боеспособной единицы. Что тогда говорить о Китае, который никогда прежде не имел дела с авианесущими кораблями. вана роль тренировочноэкспериментальной платформы. Он будет использоваться Китаем в качеАвианосцу пока уготостве базы для подготовки летчиков палубной авиации. Ведь пилотов такой квалификации в стране нет. Но проблема еще и в том, что Пекин не располагает и палубными истребителями. Основу палубной авиации может составить истребитель J-15 (копия российского Су-33), однако он еще нуждается в серьезной доработке. Пока неясно, удалось ли китайским специалистам установить на борту «Ляонина» такой важный компонент, как аэрофинишеры, которые обеспечивают торможение приземляющихся на палубу самолетов. Ранее поступали сведения о том, что КНР испытывает существенные сложности с разработкой такого устройства и не смогла приобрести эту технологию за рубежом. Первый китайский авианосец представляет собой реконструированную версию тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», приобретенного у Украины по цене металлолома в 1998 году. Китай намерен самостоятельно построить еще несколько авианосцев этого типа. са как фактор военной безопасности и социальной стабильности: проблемы и пути решения». В документах, распространенных среди участников, отмечается, что комиссия считает необходимым рекомендовать правительству РФ предусмотреть льготное ипотечное кредитование и компенсационные выплаты за поднаем ж лья при условии жилья при условии госфинансирования для молодых специалистов организаций ОПК. тах, распространенны омиссия счита специалистов организ Комиссия Общественной палаты РФ (ОПРФ) по проблемам национальной безопасности и социальноэкономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов порекомендует правительству сформировать кадровый резерв для оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Соответствующие рекомендации по выдвижению на должности руководителей предприятий «оборонки» рассматривались в ОПРФ на общественных слушаниях «Кадровый потенциал оборонно-промышленного комплекса как фактор во ле правительству РФ пр кредитование и комп жи сп КРИТИЧЕСКАЯ НЕХВАТКА СПЕЦИАЛИСТОВ Учебные заведения среднего профессионального образования к 2015 году не смогут обеспечить российский ОПК специалистами, если к этому времени не увеличить объемы их выпуска более чем в четыре раза, прогнозирует Минобрнауки России. В соответствии с оценками к 2015 году потребность «оборонки» в специалистах со средним профессиональным образованием составит 22 тысячи человек. При этом, по данным министерства, объемы госплана подготовки специалистов со средним профессиональным образованием для организаций ОПК в 2012 году – чуть более пяти тысяч человек. Это в четыре раза меньше, чем необходимо в 2015-м. С подготовкой специалистов с высшим профессиональным образованием дела обстоят немного лучше: в текущем году планируется подготовить 14 тысяч человек, притом что к 2015-му потребности ОПК составят 24 тысячи. Соответственно для их покрытия вузы должны будут за три года в два раза нарастить объемы выпуска инженеров. Согласно госплану подготовки научных работников и специалистов ОПК на текущий год необходимо кадров высшей квалификации – 556 человек, с высшим профессиональным образованием – 13,6 тысячи. В реальности наблюдается снижение числа заявок. Почти вдвое сократилось количество договоров между студентами и оборонными предприятиями. ПО РЕМОНТУ «НАХИМОВА» НИЧЕГО НЕ РЕШЕНО Пока не подписан ни один документ, определяющий порядок и объем ремонтных работ на тяжелом атомном ракетном крейсере (ТАРКР) «Адмирал Нахимов» проекта 1144 «Орлан». Нет технического задания (ТЗ) на ремонт и нет проекта. Все пока на словах. ТЗ по существующей процедуре должно сформировать Минобороны. Когда военное ведомство сделает это, проведут калькуляцию стоимости работ и определят цену. До этого говорить о ценовых параметрах преждевременно. Ранее главком ВМФ адмирал Виктор Чирков сообщил: «Адмирал Нахимов» будет восстановлен за пять лет, он получит современное вооружение и оборудование, а затем восстановят другой атомный крейсер». Всего построено четыре крейсера данного проекта. В настоящее время в боеготовом состоянии находится последний в серии – «Петр Великий». Ан-70 ЗАВЕРШАЕТ ГОСИСПЫТАНИЯ В № 37 газета «ВПК» сообщала о согласовании схемы производственной кооперации между российскими и украинскими партнерами. На сегодня наша страна в полном объеме профинансировала свою часть затрат на завершение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по программе данного оперативно-тактического (военно-транспортного) самолета. Решен вопрос об организации серийного производства. Подписан график передачи документации для освоения серийного выпуска. На территории казанского объединения готовится площадка под производство. Министерство обороны Украины уже наполовину выполнило финансирование своей части затрат на НИОКР. В настоящее время завершена модернизация электронного борта Ан-70, проводится подготовка к заключительному этапу государственных испытаний модернизированного самолета с участием военных ведомств двух государств. АВИАЦИЯ – ГЛАВНАЯ УДАРНАЯ СИЛА ФЛОТА УДАРНАЯ СИЛА ФЛОТА Но строительство авианосцев ломало 06планы руководства ВМФ СССР 06 Но строительство авианосцев ломало планы руководства ВМФ СССР АВИАЦИЯ ГЛАВНАЯ К 2015 году о ракеты-перехватч СОЗДАЕТ СВОЮ ПРО СОЗДАЕТ СВОЮ ПРО ракеты-перехватчики и СПРН10 К 2015 году она получит10 ИНДИЯ ИНДИЯ № 39 (456) № 39 (456) выходит по средам 3 – 9 октября 2012 года выходит по средам КОРОТКАЯ ВОЙНА Великой Отечественной Великой Отечественной КОРОТКАЯ ВОЙНА ПОЛКОВНИКА МУРАВЬЕВА Еще одна загадка11 ПОЛКОВНИКА МУРАВЬЕВА Еще одна загадка11 Коллаж Андрея СЕДЫХ Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 39 (456) 3–9 октября 2012 года АРМИЯ ТЕМА БЕЗ НОВЫХ КОРАБЛЕЙ И ВООРУЖЕНИЙ Начало на стр. 01 Александр ШИРОКОРАД Севастополя в июле 1942 года резко изменилась ситуация на данном морском театре. Немцы стали господствовать здесь, хотя располагали лишь десантными баржами, небольшими вооруженными универсальными судами, приспособленными для военных перевозок и противолодочной обороны, малыми подводными лодками и катерами разных классов. Напомню, как вслед за падением БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА Но вот теперь о главной базе ЧФ – Севастополе приходится говорить в прошедшем времени. «Но почему?» – спросят автора многие читатели «ВПК». Ведь в 2010-м 21 апреля российский и украинский президенты подписали в Харькове соглашение о том, что срок аренды пунктов базирования Черноморского флота в Крыму после 2017 года увеличивается на четверть века с возможностью продления еще на пять лет. А Государственная дума РФ и Верховная рада Украины договор ратифицировали. Обратим, однако, внимание на следующее: в официальных документах содержится эвфемизм «пункты базирования» вместо «базы». Что такое иностранная ВМБ на земле другого государства? Сразу приходят на ум «Гуантанамо» – американская база на Кубе, «Гибралтар» – английская база в Испании. И там, и там – это компактные районы, охраняемые вооруженными силами США и Великобритании, обладающими данными ВМБ. У России же нет такой базы ни в Большом Севастополе, ни в иной точке Крыма. стопольскому городскому совету и именуемой Большим Севастополем, с 1995 года есть лишь совокупность десятков объектов, принадлежащих Российской Федерации: причалы, различные склады, административные здания, маяки и т. д. Расстояние между ними – от нескольких десятков метров до нескольких километров. Но эти метры или километры неподконтрольны нашему Черноморскому флоту, ими владеют украинские власти, которые могут под любым предлогом парализовать работу практически всех учреждений ЧФ (ремонт улицы, запрет на проезд вооруженных офицеров и матросов по территории Украины, как это уже делалось при Ющенко). Выход из Севастопольской бухты На территории, подчиненной Севаочень узок, его легко заблокировать парой буксиров. А у входа в Карантинную бухту, в глубине которой базируются российские ракетные катера, находится стоянка крупных яхт и они перекроют им путь в любой момент. После раздела советского Черноморского флота Россия потеряла в 650 миллиметров, из которых она в советское время стреляла ракетоторпедами «Ветер». Большинство туристов от ПЗС50 в восторге и лишь единицам известно, что до 1991-го на Черноморском флоте насчитывалось свыше 40 субмарин. Ныне у ЧФ одна подлодка, а вот количество турецких ПЛ возросло до 16. ОКАЗАЛИСЬ НЕ НУЖНЫ Крыму все береговые батареи, стационарные и мобильные ракетные комплексы. Исключением является только законсервированная 30-я береговая башенная батарея (из нее собирались сделать музей, но позже об этом плане забыли). Таким образом, береговая оборона Крыма у нас вообще отсутствует. Из ранее мощной системы ПВО таблички «Объект Министерства инфраструктуры Украины». Украинские власти вроде бы не поддерживают сейчас подобные акции, но и не препятствуют их проведению. ГРУСТНОЕ ЗРЕЛИЩЕ Согласно каким-то соглашениКрымского полуострова в распоряжении ЧФ к началу 2012 года остался один 1096-й зенитный ракетный полк (зрп), который дислоцируется здесь уже 66 лет. Часть имеет 18 пусковых установок ЗРК «Оса» (9К33). С 2009-го зрп располагается на мысе Фиолент. В конце нынешнего лета было принято решение о расформировании полка, а во второй половине сентября решено оставить его на службе, но в несколько сокращенном виде. Кстати, «Осу» приняли на вооружение в 1971 году. И потому, как полагает автор, часть надо не сокращать, а переоснащать. В декабре 2005-го Киев объявил о необходимости проведения инвентаризации всех объектов, используемых Черноморским флотом. Эти действия совпали по времени с конфликтом между Россией и Украиной, связанным с определением цен на поставляемый РФ газ. Имели место попытки захвата маяков, принадлежащих России. Наконец, в любой момент в Севаям Россия не обладает правом заменять старые корабли Черноморского флота на новые или даже модернизировать имеющиеся, в том числе оснащать более современными системами вооружения. Почему автор употребил слово «каким-то»? Да потому, что оные соглашения, если они действительно существуют, секретные. Ни в одном из опубликованных договоров подобных статей нет. стополе могут появиться тысячи ультранационалистов из Львова, прочих западноукраинских городов и весей, которые заблокируют передвижение между объектами ЧФ. Замечу, что автобусные рейды «западенцев» имели место и в период президентства Виктора Януковича. Так, 21 августа 2011 года члены молодежной организации «Студенческое братство» начали «гражданскую акцию» с целью возвращения Украине крымских маяков. Самые активные хлопцы проникли на территорию маяка «Сарыч», срезали колючую проволоку и вывесили лет, ЧФ не получает и новые вооружения. Лишь на ракетном катере Р-60 установили опытный образец артиллерийско-ракетного комплекса ближней самообороны «Палаш» (3Р89) и после прохождения корабельных испытаний в декабре 2007-го приняли его в опытную эксплуатацию. Правда, как утверждают СМИ, апробацию прошли только 30-мм автоматы АРК, а ракет просто не было. В июне 1985 года большой ракетный катер Р-44 проекта 206МР (2 мая 2008-го выведен из состава флота и сдан на металл) вместо штатных ПКР «Термит» оснастили двумя пакетами КТ-184 на четыре контейнера для ПКР «Уран» 3М24. В 1990–1995 годах в ходе ремонта БПК «Сметливый» с него сняли два РБУ-1000 и смонтировали пакеты КТ-184, которые ранее нес Р-44. Увы, до момента публикации этой статьи ракеты «Уран» на борт «Сметливого» не загружались. Они, впрочем, в перечне вооружения ЧФ и не числятся, то есть «Сметливый» уже 17 лет пугает супостата пустыми контейнерами. Ракетный крейсер (РКР) «Москва» проекта 1164 «Атлант» производил С 1991 года, то есть свыше 20 пуски ПКР «Вулкан» только два раза – в 2002 и 2006 годах в Индийском и Атлантическом океанах. Да и то на минимальную дальность. Ну а на полную или даже среднюю флагман Черноморского флота своим главным оружием не стрелял вообще. Замечу, что украинские власти с 2002 года запретили кораблям ЧФ в Черном море любые стрельбы ПКР и зенитными ракетами. Вторым по мощи в ЧФ является Во второй половине ХХ века для ВМФ СССР резко возросла роль вспомогательных судов. Ведь за исключением ВМБ в Камрани (Вьетнам), пункта базирования в Тартусе (Сирия), баз на Кубе наша страна не создала инфраструктуры в Мировом океане. Сегодня положение еще хуже. Оставшийся пункт базирования в Тартусе имеет два причала, один из которых полузатоплен. Летом 2012 года немногочисленный российский персонал пункта был посажен на плавмастерскую ПМ-38, которая до сих пор стоит в порту и ждет очередных мудрых указаний. Приведу пример, хорошо иллюстрирующий, сколь значимы вспомогательные суда ВМФ. большой противолодочный корабль «Керчь» проекта 1134Б, построенный в Николаеве в 1971–1974 годах. Некоторые СМИ утверждают, что БПК сейчас находится в прекрасном состоянии и в полной боевой готовности. Но по словам севастопольских морских специалистов, у «Керчи» 35-суточная готовность к выходу. Дальний поход без сопровождения других кораблей ей не рекомендован, разрешено развивать скорость не более 25 узлов. Сейчас на корабле служат 30–40 человек вместо 380–425. Сформировать за 35 суток полноценный экипаж весьма проблематично. Однотипный с «Керчью» БПК «Очаков» в 1991 году был отправлен на Севастопольский морской завод на ремонт, закончившийся через… 17 лет. После чего 20 августа 2008-го корабль вывели с СМЗ и поставили на отстой у Троицкой бухты. 20 августа 2011 года на «Очакове» спустили Андреевский флаг. В настоящее время БПК готовят к сдаче на лом. Сведения о том, сколько средств с 1991 по 2008 год ассигновали на ремонт корабля и куда они делись, очевидно, представляют государственную тайну особой важности. ПОДВОДНЫЕ МИРАЖИ К августу 2012-го в Севастополе базировался 247-й отдельный дивизион подводных лодок. Есть у него командир, есть штаб, нет только субмарин. Точнее, они вроде бы и есть, а вроде бы и нет. Так, в списках дивизиона значится подлодка Б-871 «Алроса» проекта 877В постройки 1990 года. В 2006–2010-м на ней произошел ряд поломок. В мае-июне 2011 года она совместно с судами обеспечения участвовала в международных учениях спасательных сил «Болд Монарх», проходивших у побережья Испании. Затем в июле совершила переход на Балтику, где встала на плановый ремонт в Кронштадте. В сентябре 2012-го вернулась в Севастополь. Так что о результатах боевой подготовки говорить пока рано. Вторая субмарина – Б-380 проекта 641Б «Святой князь Георгий» (в прошлом «Горьковский комсомолец»). С 1991 года – в ремонте. О деньгах, отпущенных на нее за 21 год, промолчу. Лодка стоит в плавдоке ПД-16. Плавдок – трофейный, германский – уже сгнил, и вывести субмарину оттуда нормальным способом не представляется возможным. В течение двух лет начальство ломает голову, как ее извлечь. У кого-то родилась оригинальная идея: ввести ПД-16 вместе с «Георгием» в док большего размера – ПД-30, там ПД-16 разобрать, а лодку, если удастся, вывести и превратить в учебно-тренировочную станцию. Пока же севастопольские турфирмы организуют экскурсии в Южную бухту, где в качестве субмарины показывают плавучую зарядную станцию ПЗС-50, которая до 1995 года действительно была подводной лодкой С-49 проекта 633РВ. Смотрится ПЗС-50 неплохо, особенно два носовых торпедных аппарата калибра В 60-х годах в Средиземном море советский эскадренный миноносец запросил командование пополнить запас мазута. Дозаправка осуществлялась в штиль кильватерным способом при скорости хода четыре-пять узлов и продолжалась около пяти часов. На следующий день корабли 6-го флота ВМС США продемонстрировали, как это делается у них. Быстроходный танкер произвел заправку американского эсминца на скорости 18 узлов траверзным способом с дистанции 25–35 метров. Работы завершились менее чем за полтора часа. Но уже в 70–80-х годах превосходство США и НАТО в судах снабжения было ликвидировано. Наш ВМФ пополнился первоклассными аналогами. В частности, судно снабжения ЧФ «Березина» проекта 1833 могло обеего борту было выполнено 200 полостных операций. В 1992-м, в период грузино-абхазской войны, менее чем за месяц вывез из района боевых действий свыше семи тысяч беженцев. «Обь», «Свирь» и «Иртыш» оказались не нужны нашему ВМФ. Уцелел лишь «Енисей», стоящий без движения в Южной бухте Севастополя. Как утверждают севастопольские историки, оборудование давно растащили, а судно неофициально используется под гостиницу. Существуют планы продажи «Енисея» неведомому предпринимателю с тем, чтобы он после переоборудования предоставил судно в качестве плавгостиницы на сочинскую Олимпиаду. Между прочим в Севастополе те, кто интересуется флотом, знают все тайны оружия и кораблей ЧФ и военно-морских сил Украины (ВМСУ) за исключением только трех вещей – денег, отпускаемых на ремонт неремонтирующихся кораблей, сумм, за которые продаются вспомогательные суда ЧФ, фамилий покупателей. ЯВОЧНЫМ ПОРЯДКОМ Самая надежная защита российских объектов в Севастополе – это русское (пророссийское) население. Севастополь до 1992 года был городом союзного подчинения, то есть управлялся непосредственно Москвой и не имел никакого отношения ни к Крымской АССР, ни к УССР. Так, например, министру правительства УССР было куда легче отправиться на отдых в Париж, нежели в Балаклавский район Севастополя. Грустно слышать сегодня: «А зачем вы нас предали?». Мне стыдно, но нечего ответить. Только население Севастополя может защитить ЧФ как от автобусных десантов «западенцев», так и от агрессивных мер киевских властей. Характерный пример: в мае 2008 года украинские власти попытались установить на Графской пристани большую памятную доску в честь создания флота Украинской народной республики (УНР) в 1918-м. Возмущенные севастопольцы не только сорвали установку памятника, но и отобрали доску, на рейсовом катере отвезли на середину Севастопольской бухты и утопили. Им не смогли помешать ни многочисленные полицейские, ни даже 200 морских пехотинцев ВМСУ. Давно пора, ни у кого не спрашивая, возобновить, как до 2002 года, пуски КР и ЗУР в Черном море спечивать две-три поисково-ударные группы кораблей в любой точке Мирового океана. Чем? Всем без исключения. На борту находилось 5615 тонн сухих и жидких грузов – корабельное и авиационное топливо и боезапас, ПКР, ЗУР, даже ядерное оружие. Передавать все это «Березина» была способна на скорости 12–18 узлов при волнении до пяти баллов. Кроме того, предусматривались помещения личного состава для полной смены экипажа большой подводной лодки в океане. Транспорт имел средства самообороны: две 57-мм артустановки АК-725, четыре 30-мм автомата АК-630М, ЗРК «Оса-М» и противолодочный комплекс РБУ-1000. «Березина» вступила в строй 1 декабря 1977-го. В 1979–1982 годах побывала в Средиземном море, Атлантике и Индийском океане. Последний поход в Средиземное море состоялся в феврале 1991-го. Далее «Березину» поставили на прикол в Севастополе и использовали как плавсклад, а в марте 2002-го продали на слом в Китай. В 80-х годах в строй ВМФ СССР вошли четыре больших госпитальных судна: «Енисей», «Обь», «Свирь» и «Иртыш» – по одному на Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский флоты. На каждом судне размещались госпиталь на 100 коек, профилакторий для отдыха экипажей на 200 мест, поликлиника, сауна и вертолетная площадка, три операционных зала, помещения для реанимации, рентгена, УЗИ, а также киноконцертный зал и плавательный бассейн. «Енисей» польской постройки проекта 320 нес службу в трех океанах. Только в Средиземном море на НАЧАЛСЯ ОСЕННИЙ ПРИЗЫВ В Вооруженные Силы и другие войска за время очередного призыва, который проходит в России с 1 октября по 31 декабря, на военную службу будут призваны чуть более 140 тысяч граждан, сообщил заместитель начальника Генштаба генералполковник Василий Смирнов. Он подчеркнул, что всех призывников на сборных пунктах обеспечат зимней формой одежды и питанием по установленным нормам. «Тем новобранцам, которые будут служить в Вооруженных Силах, на сборных пунктах вручат банковские карты для получения ежемесячного денежного довольствия в сумме двух тысяч рублей», – уточнил генерал. В ВС РФ планируется направить более 46 тысяч военных специалистов – более 32 процентов призываемых. Из этого числа почти 45 тысяч подготовлены в образовательных учреждениях ДОСААФа России, 1,2 тысячи человек имеют специальности, родственные военно-учетным. Говоря об итогах весенней призывной кампании, Смирнов отметил, что призывные комиссии полностью выполнили задание, установленное президентом России: призваны и направлены в войска 155 570 человек, из них более 35,6 тысячи граждан имеют высшее профессиональное образование – почти 23 процента от всего призыва. Он сказал, что весной текущего года были призваны и направлены на военную службу 1769 юношей-казаков, что на 30 процентов превышает показатели осенней призывной кампании 2011 года. В свою очередь начальник управления Главной военной прокуратуры (ГВП) генерал-майор юстиции Александр Никитин сообщил журналистам, что за прошлый год 1200 человек привлечены к уголовной ответственности за уклонение от призыва. «В ходе весеннего призыва в этом году 600 граждан привлечены к уголовной ответственности, а в 2011-м осуждены за уклонение от воинской службы 1200 человек», – пояснил он. Представитель ГВП заявил, что строгое соблюдение законности и правопорядка – главное условие успешного призыва в Вооруженные Силы. «На всех этапах подготовки граждан к военной службе в ходе осеннего призыва представители ГВП осуществят контроль и консультативную помощь. Всего в регионах будет развернуто 132 консультативных пункта», – добавил генерал юстиции. изошло, риторический вопрос, что будет, если из Новороссийска в Севастополь придет тот же ракетный катер «Мираж», но не с устаревшим «Малахитом», а с новым ПКРК «Оникс», остается поводом для хороших шуток. Это же касается новой ДЭПЛ «Новороссийск» проекта 636. ВМСУ не допустят их входа в Севастопольскую бухту? Кремлю пора бы понять, что при любой смене власти в Киеве по-прежнему будет продолжаться украинизация Большого Севастополя и рано или поздно вновь реанимируют планы его раздела на четыре города с одновременным выдавливанием Черноморского флота, а без новых кораблей и вооружения ЧФ уже в ближайшие месяцы станет опереточным. Пока этого не про04 04 Напомню, президент Ющенко в 2008 году попробовал запретить возвращение в Севастополь кораблей ЧФ, участвовавших в конфликте с Грузией. И вот навстречу нашему «Миражу» из Севастопольской бухты вышел украинский ракетный катер «Каховка» проекта 206МР. Хотите верьте, хотите нет – командир «Каховки» не имел указаний, что делать дальше: плюнуть под форштевень «Миража» или погрозить кулаком. Командира ВМСУ спасли собственные дизели. Они «скисли». Над катером взвился сигнал: «Стою без хода. Не могу управляться». «Каховку» понесло на волнолом. К красе и гордости ВМСУ подошел буксир «Красноперекопск» и подал канат, который порвался, а своего на «Каховке» не оказалось. вень боеготовности ЧФ. Давно пора, ни у кого не спрашивая, возобновить, как до 2002 года, пуски КР и ЗУР в Черном море. А Киев, как и предусмотрено международным морским правом, предупреждать через Мадрид. Приводить новые корабли в Севастополь и лишь потом, да и то в случае слишком громких протестов, утрясать постфактум все «огрехи» дипломатическим путем, используя экономические и другие рычаги. Надо настойчиво повышать уро
Стр.4
05 05 ПРЕМЬЕРА УСПЕХ САМОЛЕТ-ПОБЕДИТЕЛЬ - Су-30МКИ НОВЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ДЛЯ ВВС РОССИИ МЕНЕЕ ЧЕМ ЧЕРЕЗ ГОД ПОСЛЕ ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКАЗА Су-30СМ ЛЕТЧИКИ ПОЛУЧАТ Корпорация «Иркут» и ОКБ Сухого приступили к летным испытаниям многофункционального сверхманевренного истребителя Су-30СМ, предназначенного для поставки Министерству обороны России. ского авиационного завода – филиала ОАО «Корпорация «Иркут» – состоялся полет первого самолета этого типа. Спустя четыре дня к испытаниям присоединился второй Су-30СМ. В обоих случаях первые полеты были достаточно длительными – порядка двух часов и прошли без замечаний. Как заявил в августе президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, поставки самолетов заказчику начнутся уже в 2012 году. Контракт между Министерством обороны 21 сентября 2012 года на аэродроме ИркутРФ и корпорацией «Иркут» на 30 Су-30СМ в период до 2015 года был подписан в марте 2012-го. В августе первый заместитель министра обороны Александр Сухоруков сказал, что до конца года может быть заключен еще один контракт на вторую партию Су-30СМ. Обращает на себя внимание относительно быстрая реализация контракта. Еще ни разу за последнее время ВВС не получали новый для себя тип самолета менее чем через год после оформления заказа. Это стало возможным благодаря трем факторам. Во-первых, Су-30СМ – это эволюционное развитие хорошо отработанного за последние годы экспортного семейства Су-30МКИ. Во-вторых, работу над вариантом самолета для ВВС России «Иркут» и ОКБ Сухого начали задолго до подписания контракта. В-третьих, Иркутский авиационный завод в последние годы стабильно наращивал темпы серийного выпуска самолетов этого типа, параллельно совершенствуя технологии и расширяя производственную базу. Здесь удалось добиться рекордного для российской авиационной промышленности объема выработки на одного работающего – около четырех миллионов рублей в год. Смысл закупки самолетов раскрыл министр обороны России Анатолий Сердюков, комментируя подписание контракта с «Иркутом»: «Предстоящее поступление в Вооруженные Силы современных сверхманевренных двухместных истребителей Су-30СМ существенно увеличит боевую мощь российских ВВС. Кроме того, технические возможности самолета позволят достичь более высокого уровня подготовки летчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объема закупок боевой авиационной техники нового поколения». ДЛЯ БОЯ… Су-30СМ не только способны «увеличить боевую мощь российских ВВС», но и что очень важно – сделать это быстро. Эти истребители имеют современное бортовое радиоэлектронное оборудование, мощную РЛС с фазированной антенной решеткой и широкий арсенал высокоточного вооружения классов «воздухвоздух» и «воздух-поверхность». В отличие от своих предшественников из семейства Су-27/Су-30, авионика СМ построена по принципу открытой архитектуры, что упрощает интеграцию в состав БРЭО новых систем и вооружений. По-видимому, часть таких задач уже решена, поскольку официально заявлено, что «специалисты ОАО «ОКБ Сухого» адаптировали истребитель под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания», а также «внесли изменения в состав вооружения». Отметим, что ряд экспортных ракет для Су-27/ Су-30 имеет более эффективные аналоги для внутреннего использования. Об этом, в частности, свидетельствуют недавние заявления корпорации «Тактическое ракетное вооружение» об окончании испытаний ракет Х-31АД и Х-31ПД. От экспортных предшественников они отличаются удвоенной дальностью, более мощной боевой частью и усовершенствованными системами самонаведения. Будет нелишним добавить, что встречающийся в прессе тезис о том, что Су-30СМ является модификацией Су-30МКИ, не совсем точен. Облик экспортного семейства «иркутских» Су-30 нельзя рассматривать как нечто застывшее. Су-30МКИ поставлялись в Индию последовательно в трех «лицах» с дальнейшей доработкой машин из первых партий. Окончательный облик поставочных самолетов сформировался во второй половине 2000-х годов на малайзийских Су-30МКМ, получивших, в частности, современные оптико-электронные оборонительные системы. Кстати, представители «Иркута» в неофициальном порядке говорили о том, что прародителем СМ стал именно Су-30МКМ. Сегодня машины этого типа стали символом качества российской авиационной техники. Среди явных успехов авиапрома, по оценке и доброжелателей, и оппонентов, пожалуй, только вертолет Ми-17 последних модификаций заслужил такое же количество лестных отзывов. В конце 2008 года после обнародования результатов американо-французско-индийских учений Red Flag британский журнал Flight предложил выбрать лучший истребитель среди Су-30МКИ, F-22 и F-15. Решение читателей одного из самых авторитетных авиационных изданий мира оказалось неожиданным. За Су-30МКИ – 59 процентов из числа опрошенных, за американский самолет пятого поколения F-22 – 37, за F-15 – четыре. ДОЛЯ В ВТС Не останавливались и проработки в области совершенствования БРЭО индийских машин, о чем свидетельствуют заявления о предстоящем появлении модернизированных истребителей под условным наименованием «Супер-30». Другое направление модернизации «иркутских» Су-30 – это оснащение их сверхзвуковыми ракетами большой дальности. И хотя информации по этим темам применительно к Су-30СМ нет, все эти направления дальнейшего совершенствования объективно создают новые возможности для ВВС России. выми качествами позволяют создавать компактные авиационные группировки, одинаково хорошо приспособленные для борьбы с воздушным, наземным и морским противником. В этой связи вполне логичными представляются неофициальные сообщения о возможном развертывании Су-30СМ в составе группировки Черноморского флота России в Крыму, где число и состав авиационной компоненты ограничены межгосударственными соглашениями с Украиной. Су-30СМ с их уникальными на сегодня бое…И ДЛЯ УЧЕБЫ Анализа заслуживает и вторая часть заявления министра обороны о том, что «технические возможности самолета позволят достичь более высокого уровня подготовки летчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объема закупок боевой авиационной техники нового поколения». Здесь стоит обратить внимание на тот факт, что перспективные самолеты российских ВВС, такие как Су-35С и Т-50, имеют исключительно одноместные кабины пилота. Задачу первичного обучения летчиков для них позволяют решить новейшие Як-130. Однако подготовка летчиков выходит далеко за рамки обучения полету и применения оружия. Когда речь заходит о передаче боевого опыта, освоении тактики воздушного боя с реальным использованием всего арсенала вооружения, двухместные боевые машины могут оказаться незаменимыми. Также следует добавить: Су-30СМ, Су-35С и Т-50 – это сверхманевренные истребители с управляемым вектором тяги, которых в боевом составе ВС России на сегодня нет. Очевидно, что двухместные Су-30СМ позволяют в более короткие сроки подготовить достаточное число пилотов для ВВС нового облика. Подводя итог, сформулируем факторы, обусловившие, на наш взгляд, решение о закупке Су-30СМ Министерством обороны России: – достойные боевые и учебные возможности, которые можно наращивать, имея в виду и повышение эффективности ВВС РФ, и увеличение экспортного потенциала; – хорошая репутация семейства Су-30МКИ в мире, подтвержденная на учениях ВВС передовых авиационных держав мира; – отлаженное крупносерийное производство, обеспечивающее приемлемую и для заказчика, и для исполнителя стоимость самолетов. Ценность высоких оценок «общественной экспертизы», с нашей точки зрения, повышается на фоне того, что речь идет о самолете, конкурирующем на мировых рынках с передовой продукцией из США и Западной Европы. Хорошо известно, что в борьбе за такие значимые рынки, как Индия, Малайзия и Алжир, запрещенных приемов нет. Малейшие технические и логистические недостатки немедленно превращаются в устах заинтересованных комментаторов в неискоренимые пороки. Тем не менее уровень критики в адрес самолетов семейства Су30МКИ не превышает, как говорится, «естественного фона». Материальные результаты программы Су-30МКИ также вызывают уважение. Количество законтрактованных самолетов приближается к 330, поставленных – превышает 230. Решен вопрос о закупке Индией дополнительной партии самолетокомплектов Су-30МКИ для сборки по лицензии на предприятиях корпорации HAL. С учетом анонсированного расширения госзаказа объем производства самолетов рассматриваемого семейства, по самым минимальным оценкам, достигнет 400 машин. При благоприятном стечении обстоятельств этот рубеж может быть оставлен далеко позади. Примечательно, что в последние годы поставки истребителей семейства Су-30МКИ стабильно обеспечивают почти каждый шестой доллар, приходящий в Россию по линии военного экспорта. Для относительно компактной компании, какой является корпорация «Иркут», это выдающийся результат. женного авторитета Су-30МКИ и его вариантов, по мнению многих экспертов, являются результаты международных учений, в которых практически каждый год участвуют эти истребители. Эта практика появилась в 2004 ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ Главным показателем заслугоду, когда к международным учениям привлекли машины Су-30К, предназначенные в основном для завоевания господства в воздухе. Восемнадцать истребителей этого типа, оснащенных традиционным для ранних Су-27/Су-30 радаром Н001, были поставлены в Индию в 1997 году, а сейчас ожидают модернизации и передачи новому заказчику. Несмотря на то, что Су-30К имел ограниченные возможности и значительно уступал в ТТХ будущему Су-30МКИ, уже тогда самолету удалось продемонстрировать свою высокую эффективность по сравнению с машинами конкурентов. Коман«ОБОРОНКА» СПРАВКА «ВПК» Для участия в учениях Red Flag приглашаются только страны НАТО и ближайшие союзники США. По оценке экспертов, эти учения являются наиболее реалистичными военными играми тактической авиации в мире. Площадь задействованного полигона на АвБ «Неллис» (AFB Nellis) в штате Невада составляет около 21 000 квадратных километров. Воспроизводятся условия боевых действий в том или ином регионе мира, тактические приемы, организация сил и средств, характерные для РФ и Китая. Боевая техника и гражданская инфраструктура «красных» имеют 50 видов наземных объектов, включая макеты танков, бронетранспортеров, позиций зенитно-ракетных комплексов и зенитной артиллерии, РЛС различного назначения, железнодорожных путей с поездами, промышленных сооружений, зданий, мостов и автомобилей. дование ВВС Индии решило, что уровень подготовки пилотов 24-й эскадрильи позволяет выставить их на соревнование с американскими ВВС. Речь идет об учениях Cope India-2004. США представляли истребители F-15C. Результаты обескуражили поклонников американской техники. Проигрыш 90 процентов ближних маневренных воздушных боев был ожидаемым, поскольку аэродинамическое превосходство Су-30К над F-15 не вызывало сомнений. Однако индийцы оказались сильнее и в боях на средней дистанции. Пилоты, пользуясь возможностями РЛС Н001, имели преимущество при отыгрыше пуска управляемых ракет (УР) средней дальности в режиме наведения ракет на несколько целей одновременно. Неудивительно, что после учений в США вновь активизировались сторонники развития программы F-22, который только и может, как считают эксперты, соперничать с новыми самолетами российского производства. В том же 2004 году индийские Су-30К провели серию воздушных боев с F-16C/D ВВС Сингапура в рамках учений Sindex-2004. Отрабатывались схватки как одиночных самолетов, так и бои «пять на пять». Стороны договорились не комментировать результаты боев ввиду щепетильности темы. Не секрет, что сингапурцев интересовали реальные возможности Су-30, поступающих в ЮВА, а индийцев – потенциал F-16, закупленных Пакистаном. В 2005 году спаррингпартнерами Су-30К стали машины французского смешанного отряда в составе истребителей Mirage-2000C, Mirage-2000-5, Mirage-2000N в рамках учений Garuda-II. ВВС Индии и Франции отрабатывали задачи ближнего и дальнего воздушного боя, решали задачи ПВО и сопровождения самолетов ДРЛО и У AWACS. За восемь дней было выполнено 162 полета, в том числе 80 полетов произвели Mirage-2000, 74 – Су-30К, четыре – Е-3F AWACS, два – KC-135 и два – Ил-78. Общий налет индийских истребителей превысил 200 часов. Как заявляли французские источники, Су-30К при выполнении перехватов превосходили Mirage-2000С и несколько уступали более новому на тот момент Mirage-2000-5 с РЛС RDY. В ближних воздушных боях безоговорочно победили индийские пилоты. ПРЕВОСХОДСТВО НЕОСПОРИМО Международный дебют индийских Су-30МКИ состоялся на учениях Cope India-2005. Проводилась имитация одиночного и группового воздушного боя, а также полеты на перехват больших групп ударных самолетов. Условным противником для нового самолета индийских ВВС стали F-16C/D ВВС США. Наиболее интересный аспект Хоум» (AFB Mountain Home) в штате Айдахо – 17 июля. Полет проходил с посадками в Катаре, Турции, Франции и Португалии. Командование ВВС Индии из соображений секретности запретило своим летчикам использовать бортовую РЛС «Барс» на боевых режимах (разрешались только некоторые тренировочные), включать аппаратуру радиоэлектронного противодействия, применять дипольные отражатели, а также пользоваться аппаратурой линии передачи данных (разрешалась только голосовая связь). В рамках учений Су-30МКИ решали задачи по поражению наземных объектов, сопровождали ударные группы и при этом вели воздушные бои с самолетами F-15C и F-16, выполняли огневое подавление ПВО условного противника. По результатам выполнения этих учений – состав соревнующихся «команд». Индийцев представляли только Су-30МКИ, в то время как F-16 имели информационную поддержку со стороны самолетов ДРЛО и У E-3. Принято считать, что фактор AWACS обеспечивает победу в воздушных боях, однако соотношение побед оказалось практически равным в основном благодаря превосходству радара Н011М «Барс», имеющего фазированную антенную решетку (ФАР). Менее известны результаты индийско-британских учений Indra Dhanush-2006, в которых участвовали Су-30МКИ и истребители-перехватчики Tornado F3. Стороны договорились не разглашать результаты воздушных боев, однако, по заявлениям пилотов королевских ВВС, которым была предоставлена возможность пилотирования Су-30МКИ, российский истребитель значительно превосходит по боевым возможностям их машину. Garuda-III соперниками ВВС Индии вновь стали «Миражи» ВВС Франции. На этот раз комментарии сторон оказались чрезвычайно скупыми, однако французы отметили высокие маневренные возможности «сушек». Также скупыми были вести В 2007 году в рамках учений об исходах индивидуальных и групповых воздушных боев между Су-30МКИ и Eurofighter Typhoon королевских ВВС на учениях Indra Dhanush-2007, проведенных на британской авиабазе (АвБ) «Уэддингтон» (RAF Waddington). Неофициальные оценки наших машин всеми участниками были комплементарными. Следует отметить, что в рамках этих учений была проверена возможность быстрого перебазирования группировки из восьми Су30МКИ, двух Ил-78 и одного Ил-76 на удаленный ТВД. Особое признание многобоевых задач различными модификациями самолетов западного производства американская сторона вынуждена была признать, что в ходе учений Red Flag-2008 самолет Су-30МКИ превосходит основной тяжелый истребитель ВВС США F-15, а также наиболее распространенный в мире легкий истребитель F-16. Следующий крупный успех индийских ВВС на российских самолетах был отмечен в рамках международных учений GarudaIV. Машинам Су-30МКИ противостояли европейские самолеты Rafale и Mirage-2000. В ходе учений была выполнена не только основная программа – 430 вылетов, но и дополнительная – 100 вылетов. В ходе решения задач по перехвату воздушного противника, ведению ближнего и дальнего воздушного боя и сопровождения транспортных самолетов Су-30МКИ продемонстрировал полное превосходство над истребителями европейского производства. ДОСТОЙНЫХ ПРОТИВНИКОВ МАЛО функциональный истребитель Су-30МКИ получил на учениях Red Flag-2008 на территории США. Участники – США, Индия, Франция и Южная Корея. В ходе подготовки ВВС Индии провели 120 вылетов, расходы составили около 25 миллионов долларов. Вылет группы из Индии состоялся 7 июля, а прибытие на АвБ «МаунтинУспешную серию воздушных боев «сушек» с зарубежными машинами на сегодня замыкают учебные схватки в апреле 2012 года в Малайзии. Соперничали Су-30МКМ 11-й эскадрильи королевских ВВС и F-15С с базы ВВС США на Окинаве, часть из которых оснащена новым радаром APG-63V3. Самолеты проводили бои один на один, а также отрабатывали задачи по перехвату воздушной цели. На этот раз оценка Су-30МКМ прозвучала непосредственно из уст командира 18-го авиакрыла ВВС США бригадного генерала Мэтта Моллоу (Matt Molloy): «Мы летали с «Сухими» один на один в условиях прямой видимости и за ее диапазоном. Как и ожидалось, их самолеты прекрасно себя проявили. Они показали потрясающую маневренность во время исполнения основных боевых упражнений. Также во время выполнения задач в условиях отсутствия прямой видимости истребители представили владение ситуацией в воздушном пространстве». Итак, на сегодня самолеты семейства Су-30МКИ продемонстрировали способность побеждать в схватках с любыми истребителями поколений «4», «4+» и «4++». При этом боевые возможности машины позволяют компенсировать отсутствие внешнего целеуказания и предупреждения со стороны самолетов ДРЛО и У, высокую боевую подготовку пилотов НАТО, а также их реальный боевой опыт, полученный в конфликтах последних 20 лет. Подготовил Евгений ДРУЗИН Петр БУТОВСКИ Кацухико ТОКУНАГА
Стр.5