Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.  / №2 2011

Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКарабанова
АвторыПоскребышева Н.Н.
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц12
ID340744
АннотацияВ статье рассматриваются детско-родительские отношения (ДРО) и отношения со сверстниками как составляющие социальной ситуации развития подростка. Подчеркивается их роль и значение в становлении личностной автономии подростка.
УДК159.923
Карабанова, О. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками / О. Карабанова, Н.Н. Поскребышева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. .— 2011 .— №2 .— С. 36-47 .— URL: https://rucont.ru/efd/340744 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 2 О. А. Карабанова, Н. Н. Поскребышева РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ АВТОНОМИИ ПОДРОСТКОВ В ОТНОШЕНИЯХ С РОДИТЕЛЯМИ И СВЕРСТНИКАМИ В статье рассматриваются детско-родительские отношения (ДРО) и отношения со сверстниками как составляющие социальной ситуации развития подростка. <...> Подчеркивается их роль и значение в становлении личностной автономии подростка. <...> В исследовании показана гетерохронность развития когнитивного, поведенческого, эмоционального и ценностного компонентов личностной автономии подростка. <...> Выявлен сложный нелинейный характер связи между уровнем развития личностной автономии подростка и такими параметрами ДРО, как уровень родительского контроля, мера предоставляемой подростку в рамках ДРО автономности, характер сотрудничества в отношениях с родителями. <...> Ключевые слова: личностная автономия, самостоятельность, социальная ситуация развития, детско-родительские отношения, отношения со сверстниками, гетерохронность развития, подростковый возраст. <...> The role and functions of the child-parent relations and communication with peers in adolescence are considered as characteristics of the social situation of development. <...> The developmental processes of the value, emotional, cognitive and behavioral components of autonomy in their heterochrony are discussed. <...> The results of the research demonstrated complicated non-linear relationship between the level of personality autonomy and child-parent relation’s parameters (the level of parent’s control, the adolescent’s independence and self-management competence, communication and cooperation with parents). <...> Key words: personality autonomy, independence, social situation of development, child-parent relations, adolescent-peer relations, developmental heterochrony, adolescence. <...> Достижение личностной автономии (ЛА) как способности к самостоятельной постановке жизненных целей, осуществлению личностного, свободного выбора, обретению уверенности в себе — ключевая задача развития в подростковом возрасте. <...> Неоднозначность понятия автономии в психологии развития находит отражение в существовании различных концепций, описывающих Карабанова Ольга Александровна — докт. психол. наук, профессор кафедры возрастной психологии ф-та психологии МГУ. <...> E-mail: okarabanova@mail.ru Поскребышева Наталия Николаевна <...>