Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Общая и экспериментальная психология (290,00 руб.)

0   0
АвторыКуликова Татьяна Ивановна
Издательство[Б.и.]
Страниц268
ID338201
АннотацияУчебное пособие представляет собой систематизированное изложение теоретических основ общей и экспериментальной психологии. В первой части пособия «Общая психология» доступно излагаются общие вопросы психологии, дается характеристика познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы личности, ее индивидуальных особенностей. Содержание второй части пособия «Экспериментальная психология» ориентирует студентов на получение необходимых знаний об организации экспериментального исследования и его нормативах. Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") и работающим с ними преподавателям.
ISBN978-5985-34-569-6
Общая и экспериментальная психология / Т.И. Куликова .— : [Б.и.], 2012 .— 268 с. — ISBN 978-5985-34-569-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/338201 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТОЛСТОГО ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие Тула - 2012 2 УДК 159.9 ББК 88.4 О79 Рецензенты: доктор психологических наук, доцент Пазухина С.В. кандидат психологических наук, доцент Дёкина Е.В. <...> Содержание второй части пособия «Экспериментальная психология» ориентирует студентов на получение необходимых знаний об организации экспериментального исследования и его нормативах. <...> Происхождение и развитие психики в филогенезе 2.2. <...> Возникшая во второй половине XIX в. научная психология также была психологией сознания. <...> Кроме осознаваемого человеком существуют многочисленные психические явления, которые им не осознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным. <...> В-третьих, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей, психически больных заставляла обходиться без метода самонаблюдения. <...> Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила одних психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться к исследованию бессознательного, других заняться изучением поведения, а не сознания (бихевиористов, представителей объективной психологии). <...> В монографии М.Г. Ярошевского «Наука о поведении: Русский путь» прослежена история формирования отечественной психологической школы изучения поведения, во многом повлиявшей на психологические концепции советских психологов. <...> Ограниченность как субъективной, интроспективной, так и объективной, поведенческой психологии советские психологи сумели преодолеть с помощью категории «деятельность». <...> Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. <...> Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. <...> Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.) <...> Различные авторы <...>
Общая_и_экспериментальная_психология.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Общая_и_экспериментальная_психология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Л.Н. ТОЛСТОГО ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие Тула - 2012 2
Стр.1
УДК 159.9 ББК 88.4 О79 Рецензенты: доктор психологических наук, доцент Пазухина С.В. кандидат психологических наук, доцент Дёкина Е.В. (ТГПУ им. Л.Н. Толстого) О79 Общая и экспериментальная психология: Учебное пособие. / Авт.-сост. Т. И. Куликова. - Тула: Изд-во «Имидж Принт», 2012. – 268 с. Учебное пособие представляет собой систематизированное изложение теоретических основ общей и экспериментальной психологии. В первой части пособия «Общая психология» доступно излагаются общие вопросы психологии, дается характеристика познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы личности, ее индивидуальных особенностей. Содержание второй части пособия «Экспериментальная психология» ориентирует студентов на получение необходимых знаний об организации экспериментального исследования и его нормативах. Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению 050400 Психолого-педагогическое образование подготовки (квалификация (степень) "бакалавр") и работающим с ними преподавателям. ББК 88.4 ISBN 5-98534-569-6 © Т. И. Куликова, 2012 Издательство «Имидж Принт», 2012 3
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Раздел 1. Развитие психологии как науки 1.1. Основные представления о предмете психологии 1.2. Психология в системе современных наук 1.3. Структура современной психологии Раздел 2. Развитие психики и сознания человека 2.1. Происхождение и развитие психики в филогенезе 2.2. Возникновение и развитие сознания у человека Раздел 3. Психология деятельности человека 3.1. Активность и деятельность 3.2. Психологическая структура деятельности 3.3. Виды деятельности Раздел 4. Психические познавательные процессы 4.1. Ощущение и восприятие 4.2. Внимание 4.3. Память 4.4. Воображение 4.5. Мышление Раздел 5. Психические процессы регуляции 5.1. Эмоции и чувства 5.2. Психология воли Раздел 6. Индивидуально-психологические особенности личности 6.1. Темперамент 6.2. Характер 6.3. Способности 4 5 7 8 8 12 15 21 21 27 38 38 43 48 52 52 69 76 85 91 111 111 126 134 134 147 157
Стр.3
ЧАСТЬ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Раздел 7. Становление экспериментальной психологии 7.1. Становление экспериментальной психологии за рубежом 7.2. Развитие экспериментальной психологии в России 7.3. Перспективы развития экспериментальной психологии Раздел 8. Методология и методы психологического исследования 8.1. Характеристика методологии современной психологии 8.2. Основные общенаучные исследовательские методы 8.3. Классификация методов психологического исследования 8.4. Характеристика неэкспериментальных психологических методов Раздел 9. Психологический эксперимент 9.1. Нормативный процесс экспериментального исследования 9.2. Экспериментальная выборка 9.3. Экспериментальные переменные и способы их контроля 9.4. Система гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте 9.5. Организация и проведение экспериментального исследования Раздел 10. Интерпретация результатов исследования 10.1. Интерпретация и обобщение результатов исследования 10.2. Форма представления результатов исследования 10.3. Требования к оформлению научной статьи Краткий именной справочник Литература 173 174 174 178 181 187 187 191 195 198 206 206 210 214 224 226 238 238 241 247 252 265 5
Стр.4
Предисловие За психологию «голосует» сама жизнь. Как научиться управлять своими эмоциями? Как обеспечить свою коммуникативную безопасность? Как провести презентацию своей работы перед строгими комиссиями? Как научиться управлять, а не править людьми? Все подобные вопросы находятся в компетенции психологии. Но ответы на них надо искать не в самой психологии, а с помощью психологии. Предлагаемое учебное пособие имеет большое значение для общей теоретической подготовки студентов. Пособие состоит из двух частей: Часть I. Общая психология и Часть II. Экспериментальная психология. Содержание первой части пособия «Общая психология» дает основополагающие сведения о духовной сущности человека, об особенностях его психики, о ее функциях, о формах ее существования, о закономерностях ее возникновения и развития, о способах ее изучения, об истории развития психологии как науки, о роли психики в поведении и деятельности человека, об основах психологии познания как внешнего, так и внутреннего, субъективного мира самого человека. Научные знания по психологии дают возможность понять внутренний духовный мир человека, объяснить его действия и поступки, правильно оценить свои притязания и возможности, наладить нормальные взаимоотношения с людьми и найти свое место в жизни. Содержание второй части пособия «Экспериментальная психология» предполагает, что студент получит необходимые ориентиры в современных способах организации экспериментального исследования и системах методов, тяготеющих к экспериментальным. Практика организации таких исследований не может быть целью теоретического курса, но обычно он сочетается с последующими общими и специальными практикумами. В рамках теоретического курса студент приобретает те знания, которые в последующем позволят ему профессионально оценивать проведенные или планируемые исследования как удовлетворяющие нормативам тех или иных методов. Преподавание базовых курсов по психологии на психологических факультетах университетов должно учитывать изменения, происходящие со временем в рамках любой научной дисциплины. Одно из направлений таких изменений в психологии – поворот к личности и широко понятой психологической практике. 6
Стр.5
7
Стр.6
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 8
Стр.7
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ 1.1. Основные представления о предмете психологии Представления о душе как центральном объяснительном принципе поведения человека возникло в древние времена. Задумываясь над отличием между живой и неживой природой, тайнами жизни и смерти, люди пришли к выводу о существовании некоего начала, которое и отличает живое тело от неживого. Это начало получило название «душа». Философы древности выражали при помощи этого понятия не только начало любого материального тела или жизни, но и связывали его с познавательной способностью человека. Выделялось два основных подхода в вопросе о природе души: материалистический и идеалистический. Наиболее видным представителем материалистического подхода был древнегреческий философ Демокрит. Он считал, что всё состоит из «атомов» разного вида. Материальные тела состоят из больших и неподвижных атомов, а душа - из мелких и очень подвижных атомов. Они проникают в промежутки между атомами тела и приводят их в движение, выступая, таким образом, источником жизни. Посредством дыхания происходит постоянный обмен атомами души между человеком и окружающим миром, поэтому с возрастом число «атомов» души уменьшается, что вызывает старение и смерть. Идеалистическую концепцию души выдвинул Платон. Он понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Ученик Платона – Аристотель отказался от трактовки души как самостоятельной сущности. Он рассматривал душу как способ организации живого тела, который связан с реализацией его функций. В своем трактате "О душе" Аристотель выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею 9
Стр.8
неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений. На определенном этапе развития психологического знания внимание исследователей было обращено к феноменам внутреннего мира, непосредственно переживаемым человеком. В отличие от души явления сознания не есть нечто предполагаемое, а фактически данное и в этом смысле бесспорное. Философско-психологическому осмыслению стали подвергаться такие явления как мысли, желания, чувства, воспоминания и т.д. Французский философ Р. Декарт устранил понятие души как посредницы между духом и телом. До Декарта душе приписывались воображение и чувство, которыми наделяли также животных. Декарт отождествил душу и ум, называя воображение и чувство модусами ума. Таким образом душа оказалась связанной со способностью мышления. Животные стали бездушными автоматами. Такой же машиной стало и человеческое тело. Устранение души в прежнем смысле (в каком она понималась в средневековой и в античной философии) позволило Декарту противопоставить две субстанции: мыслящую и протяженную (дух и материю). Декарт вошел в историю философии и психологии как создатель дуалистической концепции, противопоставившей телесное и духовное. Именно декартовское противопоставление создало основу для психологии Нового времени. Сформировалось понятие о сознании, под которым подразумевалось, согласно Декарту, «все то, что происходит в нас так, что мы сами непосредственно это в себе воспринимаем». Заметим, что самого термина «сознание» Декарт не использовал, предпочитая говорить про дух (mens). Декарт заложил основы понимания сознания как замкнутого в себе внутреннего мира. Он же предложил идею метода психологии: внутренний мир может изучаться с помощью интуиции (самонаблюдения). Так появляется метод, получивший впоследствии наименование интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь, всматриваюсь). Достоинством этого метода (как полагали сторонники 10
Стр.9
интроспекции) является то, что он позволяет получить достоверное, очевидное знание. Во всяком случае это следовало из декартовской философии. Предмет психологии неоднократно менялся. После Декарта психология была психологией сознания. Возникшая во второй половине XIX в. научная психология также была психологией сознания. В. Вундт рассматривал психологию как науку о непосредственном опыте. Многие психологи XIX в. исходили из того, что самонаблюдение, интроспекция является основным методом психологии. Среди них В. Вундт, Ф. Брентано, У. Джемс и др., хотя сам метод они трактовали по-разному. Исторический путь психологии показал, что самонаблюдение все же не может быть источником достоверных знаний о психике. Во-первых, оказалось, что процедура интроспекции чрезвычайно субъективна: как правило, испытуемый в своем отчете обнаруживал именно то, что интересовало исследователя и соответствовало его теоретическим представлениям. Во-вторых, после работ французских психиатров Ж.М. Шарко, И. Бернгейма и особенно австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда стало совершенно ясно, что сознание — это не вся психика. Кроме осознаваемого человеком существуют многочисленные психические явления, которые им не осознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным. В-третьих, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей, психически больных заставляла обходиться без метода самонаблюдения. В-четвертых, работы психоаналитиков показали: то, что осознается человеком, часто является рационализацией, результатом работы защитных механизмов, т.е. искаженным восприятием, а вовсе не достоверным знанием. Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила одних психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться к исследованию бессознательного, других заняться изучением поведения, а не сознания (бихевиористов, представителей объективной психологии). Возникновение этих школ и направлений в психологии привело к открытому кризису в психологии. Вся психология распалась на несколько школ, между которыми не было точек соприкосновения и которые исследовали разные предметы, использовали различные методы и т.д. Сходные проблемы стояли перед отечественными психологами. В 1920—1930-х гг. закладываются методологические основы советской психологии, формулируются методологические 11
Стр.10
принципы. Особенно велика заслуга в деле становления отечественной психологической науки таких ученых, как М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др., в работах которых оформились положения, продуктивно развивавшиеся в течение последующих десятилетий. В монографии М.Г. Ярошевского «Наука о поведении: Русский путь» прослежена история формирования отечественной психологической школы изучения поведения, во многом повлиявшей на психологические концепции советских психологов. Ограниченность как субъективной, интроспективной, так и объективной, поведенческой психологии советские психологи сумели преодолеть с помощью категории «деятельность». В работах С.Л. Рубинштейна был сформулирован принцип «единства сознания и деятельности», давший методологическую основу для опосредствованного исследования психики. Важное значение имели также методологические принципы развития психики в деятельности, детерминизма и др. Потребовалось значительное время для того, чтобы прийти к выводу: расхождение между школами в мировой психологии имеет частный характер и свидетельствует о том, что предмет психологии следует понимать более широко, включая в него и внутренние субъективные феномены, в которых субъект может дать себе отчет, и поведение человека, имеющее психологическую «составляющую», и феномены неосознаваемой психики, которые также могут проявляться в поведении. Накопленные психологией XX в. данные свидетельствовали также о том, что особенности поведения и психического склада человека зависят не только от нервной системы, но и от «конституции» человека, т.е. в конечном счете от биохимических процессов в организме. Таким образом, в психологию возвращалась давняя мысль, согласно которой между психическим и телесным в живом организме существуют неразрывные связи. К 1960-м гг. психологи (как зарубежные, так и отечественные) пришли к компромиссу, который явно не формулировался (этому мешали идеологические разногласия), но по сути был достигнут: зарубежная психология изучала поведение, опосредованное психикой; отечественная — сосредоточила основное внимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности. Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. Поэтому дать исчерпывающее определение психики не представляется возможным. Психика — субъективный внутренний мир человека, опосредующий взаимодействие человека с внешним 12
Стр.11
миром. Современными психологическими словарями психика определяется как «форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию», как «высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем». Таким образом, психология прошла длинный путь развития, в процессе которого происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим еще раз основные этапы ее развития: I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. 1.2. Психология в системе современных наук Развитие науки представляет собой сложный процесс, включающий в себя и дифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее время насчитывается большое количество самостоятельных научных дисциплин. От того, какое место занимает психология в системе наук, в большой степени зависит решение двух очень важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какой степени психология может использовать результаты исследований в других науках? В XIX в. большой популярностью пользовалась классификация наук, разработанная создателем философии позитивизма, французским ученым О. Контом. В классификации Конта места для психологии вообще не нашлось. Отец позитивизма полагал, что психология не стала еще положительной наукой, а находится (согласно закону трех стадий) на метафизической ступени. 13
Стр.12
Для первой половины XIX в. эта констатация была в целом справедливой, хотя попытка заменить психологию френологией воспринимается как исторический курьез. С тех пор многое изменилось: психология выделилась в самостоятельную науку, в значительной степени стала «положительной». Классификации наук впоследствии составлялись неоднократно. При этом почти все авторы недвусмысленно указывали на особое, центральное место психологии среди других наук. Многие известные психологи высказывали мысли о том, что психология в будущем займет ведущее место в структуре человеческого знания, что психология должна явиться основой для наук о духе. Классификации наук разрабатывались и в XX в. Одной из наиболее популярных считается классификация, разработанная отечественным философом и теоретиком науки Б.М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные (общественные) и философские (рис.1). Психология Философия Естественные науки Общественные науки Рис.1. Положение психологии в системе наук (по Б.М. Кедрову, 1965) Психология занимает промежуточное положение между философией с одной стороны, естественными науками – с другой, общественными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и вышеназванные науки. Согласно классификации наук академика Б.М. Кедрова (рис. 1) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Несколько иначе подошел к вопросу об определении места психологии в системе наук выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже. Традиционно вопрос о связи психологии с другими науками рассматривается в таком аспекте: что психология может 14
Стр.13
получить от других наук. В своем докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе, который состоялся в Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе: что может дать психология другим наукам? Ответ Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития». Пиаже отмечает, что испытывает чувство гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. «С одной стороны, психология зависит от всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии». Плодотворное будущее психологии он видит в развертывании междисциплинарных связей. Б.Г. Ананьев в работе «Человек как предмет познания» рассмотрел связи психологии с другими научными дисциплинами. Анализ этих связей в рамках разработанной Ананьевым концепции комплексного человекознания позволил сделать вывод, что психология синтезирует достижения других наук. Психология может развиваться лишь в тесной связи с другими науками. Первой такой наукой, по мнению А.Р. Лурия, с которой психология должна сохранять теснейшую связь, является биология. Для научной психологии необходим учет основных законов биологии и основных разделов, таких как: учение об условиях среды и ее влияний и учение о врожденных формах поведения. Второй наукой, тесно связанной с психологией, является физиология, и, в частности, её раздел о высшей нервной деятельности. Знание законов физиологии необходимо психологу, изучающему основные виды психической деятельности человека для того, чтобы представлять механизмы сложнейших форм психической деятельности. Огромное значение для психологии имеют общественные науки. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру, трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии. Тщательный учет общественных условий, 15
Стр.14
формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии получить прочную научную основу. 1.3. Структура современной психологии Современная психология — интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому, как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.). Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны с различными сферами человеческой практики. Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс формирования и развития психологического знания. Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям. Одна из возможностей классификации многочисленных отраслей психологии содержится в принципе развития психики в деятельности. Исходя из этого, в качестве оснований классификации отраслей психологии могут быть: 1) конкретная деятельность человека, 2) этапы, периоды развития человека и 3) отношение человека к обществу. Если принять первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются 16
Стр.15