П.И. Чайковского» Факультет социокультурной деятельности Отделение актерского искусства и театрального творчества На пути к сценическому образу Сборник статей и учебно-методических работ преподавателей отделения актерского искусства и театрального творчества факультета социокультурной деятельности ЮУрГИИ им. <...> П.И. Чайковского Челябинск 2016 УДК 792 ББК 85.34 Н27 На пути к сценическому образу: сб. статей и учебно-методических работ преподавателей отделения актерского искусства и театрального творчества факультета социокультурной деятельности ЮУрГИИ им. <...> Сборник предназначен для студентов средних специальных учебных заведений, изучающих дисциплины «Актерское искусство », «Сценическая речь», «Режиссура», «Цирковое искусство», а также для преподавателей данных дисциплин и руководителей театральных студий, школ искусств. <...> 6 Режиссерский этюд как путь к овладению творческой основой профессии . <...> 28 Предлагаемые обстоятельства как способ воплощения режиссерского решения спектакля. <...> 71 Режиссерский прием как способ воплощения спектакля . <...> 98 Словесное действие как процесс речевого общения . <...> Федеральный образовательный стандарт СПО по специальностям 070301 «Актерское искусство» и 071501 «Народное художественное творчество» (по виду «Театральное творчество») объединяет все основные изучаемые предметы в единые профессиональные модули, устанавливая логическую и неразрывную связь между отдельными дисциплинами. <...> П.И. Чайковского, учащихся средних специальных учебных заведений, изучающих дисциплины «Актерское искусство», «Сценическая речь», «Режиссура», «Цирковое искусство», а также для преподавателей данных дисциплин, руководителей театральных студий, школ искусств. <...> РЕЖИССЕРСКИЙ ЭТЮД КАК ПУТЬ К ОВЛАДЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ПРОФЕССИИ Введение В обучении будущего режиссера любительского театрального коллектива учебный режиссерский этюд играет важную роль. <...> Но, как показывает опыт практической <...>
На_пути_к_сценическому_образу_сб._статей_и_учебно-методических_работ_преподавателей_отделения_актерского_искусства_и_театрального_творчества_факультета_социокультурной_деятельности_ЮУрГИИ_им._П.И._Чай_titlebreak_в_специальности_52.02.04_Актерское_искусство.pdf
Министерство культуры Челябинской Области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Южно-Уральский государственный институт искусств
им. П.И. Чайковского»
Факультет социокультурной деятельности
Отделение актерского искусства и театрального творчества
На пути
к сценическому образу
Сборник статей и учебно-методических работ
преподавателей отделения актерского искусства
и театрального творчества
факультета социокультурной деятельности
ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
Челябинск 2016
Стр.1
УДК 792
ББК 85.34
Н27
На пути к сценическому образу: сб. статей и учебно-методических
работ преподавателей отделения актерского искусства и театрального творчества
факультета социокультурной деятельности ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского:
для студентов специальности 52.02.04 Актерское искусство / сост.
О.А. Литвинова. – Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2016. – 213
с.: ил.
Издание включает статьи и учебно-методические работы преподавателей
отделения актерского искусства и театрального творчества факультета
социокультурной деятельности Южно-Уральского государственного института
искусств им. П.И. Чайковского . Работы посвящены подходам и
приемам освоения актерского мастерства на пути создания художественного
образа в процессе изучения различных творческих дисциплин.
Сборник предназначен для студентов средних специальных учебных
заведений, изучающих дисциплины «Актерское искусство », «Сценическая
речь», «Режиссура», «Цирковое искусство», а также для преподавателей
данных дисциплин и руководителей театральных студий, школ искусств.
Сборник содержит иллюстрации и приложения.
Составитель:
Литвинова О.А., преподаватель отделения актерского искусства
и театрального творчества ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, засл.
работ-ник культуры РФ
Рецензенты:
Соковиков С.С., канд. пед. наук, доцент Челябинского государственного
института культуры;
Викина Н.А., канд. пед. наук, зав. метод. отделом факультета социокультурной
деятельности ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского.
Печатается по решению Редакционно-издательского совета
ЮУрГИИ им. П.И. Чаковского
© Литвинова О. А., 2016
© Бокарева Н. П., 2016
© Шилова В. В., 2016
© Ашмарина А. Я., 2016
© Цалко Е. В., 2016
Стр.2
Содержание
От составителя............................................................................................................................................................ 4
Бокарева Н.П.............................................................................................................................................................. 6
Режиссерский этюд как путь к овладению
творческой основой профессии ................................................................................................................ 6
Жанр. жанровое и стилевое решение спектакля .................................................................... 28
Предлагаемые обстоятельства как способ воплощения
режиссерского решения спектакля...................................................................................................... 35
Литвинова О.А. .................................................................................................................................................... 42
Инсценировка литературного произведения ............................................................................ 42
Самостоятельная работа актера над ролью ................................................................................ 49
От репетиции к репетиции (советы начинающему режиссеру) ............................. 56
Действенный анализ пьесы и роли...................................................................................................... 71
Режиссерский прием как способ воплощения спектакля ............................................. 80
Методические рекомендации по написанию выпускной
квалификационной работы ......................................................................................................................... 85
Ашмарина А.Я....................................................................................................................................................... 90
Дикция в звучащей речи ................................................................................................................................ 90
Голос и его воспитание ................................................................................................................................... 98
Словесное действие как процесс речевого общения ..................................................... 109
Литературная композиция........................................................................................................................ 121
Воспитание и развитие голоса: ............................................................................................................ 135
Шилова В.В. .......................................................................................................................................................... 151
Фонационное дыхание и речевой голос...................................................................................... 151
Стихосложение .................................................................................................................................................... 167
Методика работы над дикцией гласных и согласных звуков................................ 189
Цалко Е.В................................................................................................................................................................. 202
Жонглируйте на здоровье! ....................................................................................................................... 202
Сведения об авторах…………………………………………….…………..211
3
Стр.3
От составителя
Настоящее издание следует рассматривать как учебнометодическое
пособие, составленное преподавателями-практиками отделения
актерского искусства и театрального творчества ЮУрГИИ им.
П.И. Чайковского.
Федеральный образовательный стандарт СПО по специальностям
070301 «Актерское искусство» и 071501 «Народное художественное
творчество» (по виду «Театральное творчество») объединяет все основные
изучаемые предметы в единые профессиональные модули, устанавливая
логическую и неразрывную связь между отдельными дисциплинами.
Именно этот системный подход, по мнению составителя
сборника, позволит студенту глубже понять и освоить будущую профессию.
Обучение
театральному и актерскому искусству в современных
условиях представляется чрезвычайно сложной задачей. Прежде всего
потому, что процесс обучения будущих актеров, режиссеров любительских
театров, преподавателей следует понимать как процесс воспитания.
Познание всех видов искусств возможно только на основе индивидуального
подхода к студенту, что позволяет воспитать творческую
личность. Следует также учитывать, что набор на вышеуказанные специальности
осуществляется на базе неполной средней школы. Недостаточная
подготовленность к восприятию теоретического материала дополняется
проблемой учебной методической литературы. В результате
бывшие школьники сталкиваются с определенными трудностями в
освоении предметов специализации. Данное учебное издание решает
эту проблему, излагая материал доступным языком. Авторы в своих
статьях адаптируют для студентов труды крупнейших режиссеров, актеров,
преподавателей – от Станиславского и Немирович-Данченко до
современных педагогов РАТИ-ГИТИС г. Москвы, РГИСИ (СПбГАТИ)
г. Санкт-Петербурга, включая А.Д. Попова, М.О. Кнебель, Г.А.
Товстоногова, А.И. Кацмана, А.А. Гончарова, М.В. Сулимова, А.И.
Богданова, Б.Г. Голубовского, В.Н. Галендеева, Л.В. Грачевой, Н.В.
Рождественской, Н.П. Наумова и многих других.
4
Стр.4