Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области

Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области №3 2015 (35,00 руб.)

0   0
Страниц60
ID316647
АннотацияИнформационно-методический журнал. Единственный за Уралом журнал, посвященный проблемам дополнительного образования! Здесь представлен лучший профессиональный воспитательный опыт педагогов!
Кому рекомендованозаместителю директора образовательных учреждений по ВР, воспитателю-методисту, педагогу-психологу, классному руководителю, социальному педагогу, педагогу-организатору, педагогу дополнительного образования
Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области .— Новосибирск : Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования .— 2015 .— №3 .— 60 с. — URL: https://rucont.ru/efd/316647 (дата обращения: 27.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
Воспитание вкуса — стратегический ориентир общекультурного развития личности / Боровиков Леонид Иванович (35,00 руб.)
ФГОС основного общего образования в системе работы классных руководителей / Филиппов Роман Владиславович (35,00 руб.)
Эколого-культурная социализация младших школьников / Степаненко Наталья Александровна (35,00 руб.)
Горизонт всегда впереди / Черникова Лариса Викторовна (35,00 руб.)
Воспитательная работа в открытой социальной среде / Рыбакова Наталья Анатольевна (35,00 руб.)
Программа для одаренного ребенка: тьюторская поддержка педагога / Горякина Наталья Валентиновна (35,00 руб.)
Новосибирск космический / Плеханова Светлана Геннадьевна (35,00 руб.)
Жизнь в состоянии творческого вдохновения / Лапковская Светлана Александровна (35,00 руб.)
Фестивали районного уровня, специфика их подготовки и проведения / Бородавченко (35,00 руб.)
Рецензия / Петрова (35,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методический портфель С. Г. Плеханова, Новосибирск 42 Новосибирск космический Методическая разработка Жизнь замечательных идей С. А. Лапковская, Новосибирск 49 Жизнь в состоянии творческого вдохновения Комментарии к 4-й странице обложки Письма, рецензии, обзоры, комментарии В. В. Бородавченко, г. Тогучин, Новосибирская область Н. В. Петрова, Новосибирск 59 54 Фестивали районного уровня, специфика их подготовки и проведения Рецензия. <...> Горизонты мультипликационной педагогики Блокнот педагога 25 Георгий Васильевич Свиридов: композитор, философ, педагог (к 100-летию со дня рождения) Сообщают наши корреспонденты М. С. Русанова, Новосибирск 18 Творческая встреча, посвященная памяти почетного жителя г. Новосибирска, академика В. П. Казначеева А. А. <...> Иванченко, Новосибирск 41 Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС Внимание: анонс 60 Победители заочного этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» обновленного терминологического поля В номере: Из первых рук Воспитание вкуса — стратегический ориентир общекультурного развития личности Рабочий стол замдиректора ФГОС основного общего образования в системе работы классных руководителей Трибуна мнений Эколого-культурная социализация младших школьников К совершенствованию исследовательского метода обучения Актуальный репортаж Горизонт всегда впереди К завершению курса обучения в группе профессиональной переподготовки 23 Л. В. Черникова, г. Новосибирск 19 Н. А. Степаненко, г. Искитим, Новосибирская область 9 Р. В. Филиппов, Е. Н. Галичева, И. В. Репкина, г. Новосибирск 4 Л. И. Боровиков, Новосибирск Профессия: социальный педагог Воспитательная работа в открытой социальной среде Диагностика. <...> Коррекция Одаренные дети Программа для одаренного ребенка: тьюторская поддержка педагога 34 Н. В. Горякина, Л. И. Боровиков г. Искитим, Новосибирская область Вкладка в середине журнала: вариант построения <...>
Воспитание_и_дополнительное_образование_в_Новосибирской_области_№3_2015.pdf
Методический портфель С. Г. Плеханова, Новосибирск 42 Новосибирск космический Методическая разработка Жизнь замечательных идей С. А. Лапковская, Новосибирск 49 Жизнь в состоянии творческого вдохновения Комментарии к 4-й странице обложки Письма, рецензии, обзоры, комментарии В. В. Бородавченко, г. Тогучин, Новосибирская область Н. В. Петрова, Новосибирск 59 54 Фестивали районного уровня, специфика их подготовки и проведения Рецензия. Полет Жар-птицы. Горизонты мультипликационной педагогики Блокнот педагога 25 Георгий Васильевич Свиридов: композитор, философ, педагог (к 100-летию со дня рождения) Сообщают наши корреспонденты М. С. Русанова, Новосибирск 18 Творческая встреча, посвященная памяти почетного жителя г. Новосибирска, академика В. П. Казначеева А. А. Иванченко, Новосибирск 41 Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС Внимание: анонс 60 Победители заочного этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» обновленного терминологического поля
Стр.1
В номере: Из первых рук Воспитание вкуса — стратегический ориентир общекультурного развития личности Рабочий стол замдиректора ФГОС основного общего образования в системе работы классных руководителей Трибуна мнений Эколого-культурная социализация младших школьников К совершенствованию исследовательского метода обучения Актуальный репортаж Горизонт всегда впереди К завершению курса обучения в группе профессиональной переподготовки 23 Л. В. Черникова, г. Новосибирск 19 Н. А. Степаненко, г. Искитим, Новосибирская область 9 Р. В. Филиппов, Е. Н. Галичева, И. В. Репкина, г. Новосибирск 4 Л. И. Боровиков, Новосибирск Профессия: социальный педагог Воспитательная работа в открытой социальной среде Диагностика. Профилактика. Коррекция Одаренные дети Программа для одаренного ребенка: тьюторская поддержка педагога 34 Н. В. Горякина, Л. И. Боровиков г. Искитим, Новосибирская область Вкладка в середине журнала: вариант построения 30 Н. А. Рыбакова, г. Новосибирск
Стр.2
Методический портфель С. Г. Плеханова, Новосибирск 42 Новосибирск космический Методическая разработка Жизнь замечательных идей С. А. Лапковская, Новосибирск 49 Жизнь в состоянии творческого вдохновения Комментарии к 4-й странице обложки Письма, рецензии, обзоры, комментарии В. В. Бородавченко, г. Тогучин, Новосибирская область Н. В. Петрова, Новосибирск 59 54 Фестивали районного уровня, специфика их подготовки и проведения Рецензия. Полет Жар-птицы. Горизонты мультипликационной педагогики Блокнот педагога 25 Георгий Васильевич Свиридов: композитор, философ, педагог (к 100-летию со дня рождения) Сообщают наши корреспонденты М. С. Русанова, Новосибирск 18 Творческая встреча, посвященная памяти почетного жителя г. Новосибирска, академика В. П. Казначеева А. А. Иванченко, Новосибирск 41 Инструментально-диагностическое обеспечение внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС Внимание: анонс 60 Победители заочного этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» обновленного терминологического поля
Стр.3
Из первых рук Леонид Иванович Боровиков, главный редактор журнала «ВиДО», профессор кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО, кандидат педагогических наук Воспитание вкуса — стратегический ориентир общекультурного развития личности Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, утвержденная Правительством Российской Федерации 29 мая 2015 года, не содержит в своем понятийно-терминологическом аппарате категории «вкус». Не упоминается этот стратегический целевой ориентир воспитания и в принятой 4 сентября 2014 года Концепции развития дополнительного образования детей. Почему? Смеем предположить, что наиважнейшей причиной здесь выступает вековечное «На вкус и цвет товарищей нет». И действительно, содержательно-смыслового консенсуса в вопросе о воспитании высоких культурно-художественных вкусов достичь сегодня крайне непросто. Но для практической педагогики он должен иметь единообразную фактологическую конкретику [1]. Едва ли требуемую методико-педагогическую ясность в данном вопросе обеспечат нам интенсивно создаваемые сегодня программы, модели и технологии воспитания. Здесь нужна специально организуемая практика воспитания культурных вкусовых предпочтений у обучающихся самых различных возрастных и социальных групп, реализующих свою жизненную творческую энергию в тех или иных конкретных видах художественной деятельности. Думается, что к окончанию 2025 года мы едва ли сможем в полном объеме разрешить обозначенную проблему, которая, кстати говоря, пусть в самых общих чертах, но все же обозначена в тексте недавно принятого в России документа «Основы государственной культурной политики». Тем не менее, уже сегодня необходимо развернуть активную поисково-экспериментальную деятельность среди опытных специалистов-исследователей и педагогов-практиков по созданию исконно отечественного варианта «вкусологии» — особого направления в теории и методике воспитательной работы, нацеленного на эффективное освоение обучающимися традиционных культурно-художественных идей и ценностей многонациональной России. Массовому учительству, начинающим и менее опытным педагогам-практикам, на наш взгляд, с этой теоретико-методической проблемой едва ли справиться. Им для поддержания адекватного профессиВоспитание и дополнительное образование в Новосибирской области № 3 июль—сентябрь 2015 г. 4
Стр.4
Из первых рук онального тонуса в данном вопросе сейчас нужны простые, яркие и методически убедительные подходы, извлеченные из успешно апробированного в эксперименте культурно-воспитательного опыта. В конечном же счете, всему российскому сообществу творчески работающих педагогов-воспитателей скоро понадобится широко разветвленная система тьюторского методического сопровождения процесса «выращивания» высших культурно-художественных предпочтений у детей, подростков и старшеклассников. Причем система понадобится не абстрактно-умозрительная, а практико-ориентированная, устремленная на вполне реальные, вытекающие из фактов жизни проблемы воспитания вкуса обучающихся. В противном случае, провозглашенная в нормативно-правовых документах ФГОС «культура личности обучающихся» может оказаться «обескрыленной», безнадежно увязшей в безвкусице низкопробных образцов массовой эрзац-культуры. Для успешного осуществления творческой поисковой работы с различными вкусовыми проявлениями обучающихся любому практическому педагогическому работнику (помимо наличия собственного сформированного вкуса!) сегодня необходимы будут междисциплинарные — фундаментальные и прикладные — знания из области художественной педагогики, психологии творчества, общей культурологии и, конечно же, различных направлений искусствознания. Но, к сожалению, истинной гармонии обозначенных междисциплинарных начал мы не обнаруживаем сегодня у большинства российских педагогов-практиков. Имеющиеся диссертационные исследования по данной теме, как правило, задают весьма высокий вектор теоретического академизма. Но такое аналитическое знание только малой частью сопрягается с фактами живого практического педагогического опыта. А значит, методико-психологическое своеобразие успешного воспитания высоких культурно-художественных вкусов и предпочтений обучающихся так и остается тайной за семью печатями. Вкус и безвкусица — это две противоположные модели культурно-художественного бытия личности. Они самым парадоксальным образом уживаются в эклектичном укладе нашей сегодняшней жизни. При этом безвкусица разрушительным образом действует на растущую личность, а высокие культурно-художественные ценности, особенно усвоенные с юных лет, напротив, побуждают ребенка, подростка, старшеклассника к непрерывному творческому самосозиданию и развитию. Исключительно точно эту закономерность социального бытия творчески-ориентированной личности сформулировал в своих записных книжках 1974 года выдающийся отечественный психолог А. Н. Леонтьев. «Психология личности, — отмечал он, — психология драматическая. Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области № 3 июль—сентябрь 2015 г. 5
Стр.5
Из первых рук Почва и центр этой драмы — борьба личности против своего духовного разрушения. Эта борьба никогда не прекращается. Суть в том, что существуют эпохи ее заострения» [2, с. 241]. Вот уже более 40 лет прошло с той поры, когда Алексей Николаевич Леонтьев сформулировал фактически для нас, сегодняшних, эту предельно важную социокультурную закономерность жизни. Личностно-ориентированная педагогика и, в частности, современная теория и методика инновационной воспитательной работы, казалось бы, должны были за эти годы создать многочисленные вариативные схемы эффективного культурно-художественного развития растущей личности в специфических условиях жесткого противостояния духовно-созидающих сил и деструктивно-разрушительных тенденций. Но, к сожалению, этого не произошло. А значит, до сегодняшнего дня мы все еще находимся в самом начале методико-педагогического поиска. В чем же конкретно должна выражаться опытно-поисковая деятельность практических педагогических работников по созданию ими эффективной системы воспитания у подрастающего поколения россиян высоких культурно-художественных предпочтений? Не претендуя на исчерпывающий ответ, попытаемся сформулировать несколько предварительных теоретико-методических указаний, имеющих, как нам представляется, немаловажное психолого-педагогическое значение. Начнем с удивительного методико-воспитательного парадокса. Дело в том, что процесс сознательного воспитания у обучающихся высоких культурно-художественных предпочтений не обнаруживает свою фактологическую результативность в краткосрочной перспективе. Результативность такой работы дает о себе знать только лишь в среднесрочном либо дальнесрочном отрезке времени. Поэтому строго статистическому измерению феномен культурно-художественного вкуса, в сущности, не доступен. Вкус — это сугубо качественная характеристика индивидуального опыта. Это особое личностно-интегративное свойство, обретаемое ценой взаимообращенных сознательных усилий как со стороны воспитуемых, так и со стороны взрослых — прежде всего родителей и, конечно же, специально подготовленных педагогов-воспитателей. В долгосрочном психолого-педагогическом прогнозе представляется особо важным то обстоятельство, что, будучи сформированным, высокий культурно-художественный вкус становится для конкретной личности непреложным внутренним императивом, в значительной мере определяющим логику ее социокультурного развития. Анализ лучшего опыта воспитательной работы с творчески одаренными детьми убеждает, что широкоупотребительный в массовом педагогическом обиходе термин «приВоспитание и дополнительное образование в Новосибирской области № 3 июль—сентябрь 2015 г. 6
Стр.6