Т. П. АВДУЛОВА, Г. Р. ХУЗЕЕВА ЛИЧНОСТНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА Учебное пособие Москва 2013 УДК 15 ББК 88.361.2я73 А189 Рецензенты: Е. Ю. Уварина, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Н. В. Голубева, кандидат психологических наук, научный сотрудник А189 Авдулова Т. П., Хузеева Г. Р. <...> Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учебное пособие. <...> Учебное пособие создано как практическая реализация федеральных государственных образовательных стандартов и раскрывает содержание и пути формирования у дошкольников таких компонентов личностной компетентности, как коммуникативная и нравственная компетентность личности. <...> Пособие представляет собой целостную систему, включающую по каждой из компетенций диагностический блок, содержательный анализ понятия и возрастные закономерности морального и коммуникативного развития дошкольника, а также программы психолого-педагогического сопровождения коммуникативной и нравственной компетентностей личности. <...> Коммуникативная деятельность детей в дошкольном возрасте как основа формирования коммуникативной компетентности . <...> Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в пространстве взаимодействия со сверстниками (Хузеева Г. Р.) <...> Диагностика коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста . <...> Диагностика моральной компетентности детей дошкольного возраста . <...> Общение строится на принятии друг друга, соблюдении правил просоциального взаимодействия и развитии социальных мотивов. <...> Актуальность решения задач коммуникативного и нравственного развития старших дошкольников усиливается во КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА 5 просами межэтнического взаимодействия в образовательных учреждениях, когда различные социальные, культурные и нравственные системы соприкасаются друг с другом <...>
Личностная_и_коммуникативная_компетентности_современного_школьника._Учебное_пособие.pdf
УДК 15
ББК 88.361.2я73
А189
Рецензенты:
Е. Ю. Уварина, кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник
Н. В. Голубева, кандидат психологических наук,
научный сотрудник
А189 Авдулова Т. П., Хузеева Г. Р. Личностная и коммуникативная
компетентности современного дошкольника: Учебное пособие. – М.:
Прометей, 2013. – 138 с.
Учебное пособие создано как практическая реализация
федеральных государственных образовательных стандартов и раскрывает
содержание и пути формирования у дошкольников таких компонентов
личностной компетентности, как коммуникативная и нравственная
компетентность личности. Пособие представляет собой целостную
систему, включающую по каждой из компетенций диагностический блок,
содержательный анализ понятия и возрастные закономерности морального
и коммуникативного развития дошкольника, а также программы
психолого-педагогического сопровождения коммуникативной и
нравственной компетентностей личности.
Пособие предназначено для студентов учреждений высшего
профессионального образования, а также для педагогов и психологов,
работающих в сфере дошкольного образования.
ISBN 978-5-7042-2401-3
© Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева, 2013
ииииииииииииииии© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .........................................................................................4
1. Теоретические аспекты коммуникативной
компетентности (Хузеева Г. Р.) ...............................................7
1.1. Коммуникативная деятельность детей в дошкольном
возрасте как основа формирования коммуникативной
компетентности .........................................................................7
1.2. Понятие и структура коммуникативной
компетентности .......................................................................28
2. Психолого-педагогическое сопровождение процесса
формирования коммуникативной компетентности у детей
старшего дошкольного возраста в пространстве взаимодействия
со сверстниками (Хузеева Г. Р.) ..................................36
2.1. Диагностика коммуникативной компетентности детей
дошкольного возраста .............................................................36
2.2. Основные направления развития коммуникативной
компетентности дошкольника ..............................................59
3. Теоретические аспекты моральной компетентности
(Авдулова Т. П.) ........................................................................79
3.1. Моральное развитие детей дошкольного возраста ............79
3.2. Понятие и структура моральной компетентности. ........... 86
4. Психолого-педагогическое сопровождение процесса
формирования моральной компетентности у детей
старшего дошкольного возраста (Авдулова Т. П.) ...........93
4.1. Диагностика моральной компетентности детей
дошкольного возраста .............................................................93
4.2. Основные направления развития моральной
компетентности дошкольника ............................................109
Литература .....................................................................................138
Стр.3