Т. Б. Морозова ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (на близнецовой модели) Программа курса Издание 2е, переработанное и дополненное Санкт - Петербург — Москва 2012 УДК 371.013 ББК 74.6 74.200 М80 Печатается по решению кафедры педагогики и психологии профессионального образования МПГУ Рецензенты: М. Я. Виленский, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования МПГУ, доктор педагогических наук Л. П. Илларионова, профессор кафедры социальной педагогики Российского государственного социального университета г. Москвы, доктор педагогических наук М80 Морозова Т. Б. <...> Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальности человека (на близнецовой модели): Программа курса, изд. <...> Единство биологического, психологического и социального в формировании направленности личности близнецаподростка . <...> Механизмы взаимодействия близнецовой пары в раннем детстве (от 0 до 3 лет) . <...> Формирование личности близнецов и взаимодействие близнецовой пары в дошкольном периоде (от 3 до 6 лет) . <...> Общение, деятельность и самопознание как ценностное средство активности близнецов-подростков в системе дополнительного образования . <...> Современное состояние проблемы формирования направленности личности близнецаподростка в педагогической теории и практике дополнительного образования . <...> Формирование направленности личности близнецаподростка на общение, познание, рефлексию в Близнецовом центре . <...> Роль социального педагогаисследователялогика в процессе формирования направленности личности близнецаподростка в системе дополнительного образования . <...> Формирование направленности личности близнецаподростка в системе дополнительного образования . <...> Основные направления работы психологопедагогической службы Близнецового центра в целях охраны здоровья близнецовподростков в системе дополнительного образования . <...> Методические рекомендации социальному <...> 
								
							
							
								
								
									
										Взаимодействие_наследственности_и_среды_в_формировании_индивидуальности_человека_(на_близнецовой_модели)_Программа_курса,_изд._2-е,_переработанное,_дополненное.pdf
										
                                            
                                            		
								                        
УДК 371.013 
ББК 74.6 74.200 
М80 
Печатается по решению кафедры педагогики и психологии 
профессионального образования МПГУ 
Рецензенты:
Ì. ß. Виленский, профессор кафедры педагогики и 
психологии профессионального образования МПГУ, доктор 
педагогических наук 
Ë. Ï. Илларионова, профессор кафедры социальной педагогики 
Российского государственного социального университета 
г. Москвы, доктор педагогических наук 
М80 
Морозова Ò. Á. Взаимодействие наследственности и 
среды в формировании индивидуальности человека (на близнецовой 
модели): Программа курса, изд. 2‑е, переработанное, 
дополненное. — М.: Прометей, 2012. — 168 с. 
В дополненной и переработанной программе раскрыты 
инновационные подходы к решению теоретических, социально-психологических 
и педагогических проблем формирования 
личности близнеца-подростка в системе дополнительного 
образования, акцентируется внимание на необходимости повышения 
квалификации социальных педагогов‑исследователей-логиков. 
Программа является методическим пособием 
для проведения лекционных, семинарских и практических 
занятий в Близнецовом центре; предназначена для студентов 
факультетов философии человека и других факультетов педагогических 
вузов, слушателей курсов повышения квалификации 
педагогических работников и родителей близнецов. 
ISBN 978-5-7042-2344-3 
© Т.Б.Морозова, 2012 
© Издательство «Прометей», 2012 
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Содержание
Пояснительная записка ...................................................... 7 
Тематический план программы курса ............................. 12 
Взаимодействие наследственности и среды в формировании
индивидуальности человека (на близнецо- вой
ìîäåëè) .................................................................... 18 
Часть I
Раздел 1. Подход к индивидуальности человека
на основе целостного системного анализа ..........................18 
Тема 1. Близнецы как предмет научного исследования 19 
Тема 2. Часто ли рождаются дети‑близнецы? .................. 20 
Тема 3. Близнецы – загадка природы .............................. 20 
Тема 4. Представления о близнецах в различных 
культурах .............................................................................. 21 
Литература к разделу 1 ...................................................... 23 
Вопросы и задания к разделу 1 ......................................... 26 
Раздел 2. Диалектика генетических и средовых факторов
в формировании индивидуальности близнецов .................27 
Тема 1. Механизм образования двоен (МЗ и ДЗ) ............ 27 
Тема 2. Развитие близнецов в перинатальном периоде . 28 
Тема 3. Особенности физического развития детейблизнецов.............................................................................. 
29 
Тема 4. Единство биологического, психологического и 
социального в формировании направленности личности 
близнеца‑подростка ............................................................. 29 
Тема 5. Речевой портрет близнецов .................................. 30 
Литература к разделу 2 ...................................................... 31 
Вопросы и задания к разделу 2 ......................................... 33 
Раздел 3. Формирование личности близнецов в социальной
ситуации развития ..............................................................34 
Тема 1. Механизмы взаимодействия близнецовой пары 
в раннем детстве (от 0 до 3 лет) ......................................... 34 
Тема 2. Формирование личности близнецов и взаимодействие 
близнецовой пары в дошкольном периоде (от 3 до 6 лет) .. 35 
Тема 3. Формирование личности близнецов в школьные 
годы (от 6‑ти до 16‑ти лет) .................................................. 36 
3 
								                        
									                        Стр.3
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Тема 4. Воспитание близнецов в семье ............................. 37 
Тема 5. Формирование в коллективе ценностного 
отношения к общению у близнецов‑школьников ............ 38 
Литература к разделу 3 ...................................................... 39 
Вопросы и задания к разделу 3 ......................................... 40 
Часть II 
Процесс формирования направленности личности
близнеца-подростка в системе дополнительного
образования .......................................................................41 
Раздел 4. Общение, деятельность и самопознание как
ценностное средство активности близнецов-подростков в
системе дополнительного образования ..............................41 
Тема 1. Современное состояние проблемы формирования 
направленности личности близнеца‑подростка в педагогической 
теории и практике дополнительного образования . 42 
Тема 2. Формирование направленности личности 
близнеца‑подростка на общение, познание, рефлексию 
в Близнецовом центре ......................................................... 43 
Тема 3. Роль социального педагога‑исследователя‑логика 
в процессе формирования направленности личности близнеца‑подростка 
в системе дополнительного образования .. 44 
Тема 4. Педагогические технологии формирования направленности 
личности близнеца‑подростка во взаимодействии с 
процессом поэтапного развития Близнецового центра ... 45 
Тема 5. Механизм сформированности личности близнеца‑подростка 
в процессе поэтапного развития Близнецового центра ..... 47 
Литература к разделу 4 ...................................................... 49 
Вопросы и задания к разделу 4 ......................................... 51 
Раздел 5. Формирование направленности личности близнецаподростка
в системе дополнительного образования ..........52 
Тема 1. Закономерности, предпосылки и факторы формирования 
направленности личности близнеца‑подростка в системе 
дополнительного образования ...................................... 52 
Тема 2. Фестивальное движение как фактор формирования 
направленности личности близнеца‑подростка в 
системе дополнительного образования ............................. 54 
Тема 3. Совершенствование профессионального мастер4 
								                        
									                        Стр.4
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
ства социального педагога‑исследователя‑логика на 
курсах повышения квалификации в Близнецовом 
центре .................................................................................... 55 
Тема 4. Основные направления работы психологопедагогической 
службы Близнецового центра в целях охраны 
здоровья близнецов‑подростков в системе дополнительного 
образования ..................................................................... 57 
Тема 5. Методические рекомендации социальному 
педагогу‑исследователю‑логику для работы с 
близнецами‑подростками в системе дополнительного о 
бразования ............................................................................ 58 
Литература к разделу 5 ...................................................... 59 
Вопросы и задания к разделу 5 ......................................... 62 
Часть III 
Диагностические подходы ......................................63 
Раздел 6. Лабораторно-практические ðàáîòû. ...................63 
Методики исследования процесса формирования направленности 
личности близнеца‑подростка в Близнецовом центре ... 63 
Литература к разделу 6 .....................................................126 
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной 
работы ..................................................................................128 
Часть IV 
Семинарские занятия ............................................129 
Раздел 7. Контрольные задания и вопросы для подготовки к
семинарам по программе курса ......................................129 
Контрольные задания и вопросы для подготовки к 
семинарам: ..........................................................................130 
Литература к разделу 7 .....................................................133 
5 
								                        
									                        Стр.5
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Часть V
Психолого-педагогическая служба ....................137 
Раздел 8. Примерный план работы психолого-педагогической
службы ....................................................................137 
Глоссарий в помощь социальному педагогу‑исследователюлогику 
для организационной и коммуникативной деятельности 
с близнецами‑подростками в системе дополнительного 
образования ......................................................................... 155 
Литература к разделу 8 .....................................................166 
6 
								                        
									                        Стр.6