ББКУДК 78.03
85.313(2)
П39
д-р искусствоведения, проф. МГК им. П. И. Чайковского
Н. Ю. Плотникова
Редакционно-издательским советом ПСТГУ
Автор
Рекомендовано к изданию
канд. искусствоведения, доцент МГК им. П. И. Чайковского Е. В. Иванова
Рецензент
В оформлении обложки использованы фрагменты рукописных сборников из Научнол.
7исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ф. 299, № 115,
академии наук (Арх. певч. 75, л. 20 об., партесная гармонизация), Отдела редких книг и рукописей
Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской
академии наук (собрание М.Н. Тихомирова, № 503, л. 67, партесный концерт).
4 об., троестрочие; ф. 379, № 19, л. 248 об., знаменное двухголосие), Отдела рукописей Библиотеки
П39
Плотникова Н. Ю.
Полифония в русском безлинейном и партесном многоголосии XVII–XVIII веков /
Н. Ю. Плотникова. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. – 48 с.
ISMN 979-0-900307-91-0
Пособие посвящено русскому профессиональному многоголосию XVII–XVIII веков:
и по ранним этапам его развития, зафиксированным средствами невменных, безлинейных нотаций,
лифонии в партесном стиле. В первой части представлены результаты современных
э исследований троестрочия, демества, знаменного многоголосия, раскрывающие их генезис,
стетику, рукописное наследие, а также самые важные, зачастую дискуссионные вопросы
их расшифровки. Вторая часть опирается на собственные научные работы автора в области
партесного многоголосия. Пособие содержит аналитические и письменные задания по данной
теме и нотное приложение.
ББКУДК 78.03
85.313(2)
ISMN 979-0-900307-91-0
© Плотникова Н. Ю., 2015
© Издательство Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, 2018
Стр.2
Содержание
Введение ....................................................................
БезлИНейНОе МНОГОГОлОСИе ............................................
4
5
Демество и троестрочие ...................................................
знаменное многоголосие ................................................. 10
5
ПАРТеСНОе МНОГОГОлОСИе ............................................... 12
Постоянное партесное многоголосие (партесные
гармонизации) .......................................................... 13
Переменное партесное многоголосие (концертный стиль) ...................... 16
зАДАНИя ПО ТеМе. ........................................................ 21
НОТНОе ПРИлОжеНИе. .................................................... 22
Царю Небесный (Стихира на Пятидесятницу, глас 6)
[троестрочие] ............................................................ 22
Архангельский глас (величание на Благовещение) [троестрочие] ................ 28
Приидите, поклонимся [демество] ......................................... 30
Свете тихий [знаменное многоголосие] ...................................... 32
Блаженна знаменного роспева, глас 1 [партесная гармонизация] ................ 34
Совет превечный (стихира греческого роспева, глас 6) [партесная
гармонизация] ........................................................... 35
Величание Владимирской иконе Божией Матери [постоянное
партесное многоголосие] ................................................. 38
В. Титов. «Придите, поклонимся» из трехголосной Службы Божией № 1
[переменное партесное многоголосие] ...................................... 41
В. Титов. «Аллилуйя» из Службы Божией на 24 голоса [переменное
партесное многоголосие] .................................................. 43
литература ................................................................... 46
3
Стр.3