ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра теории и методики физического воспитания Отдел дополнительного образования ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Сургут 2014 УДК 372.363(07) ББК 74.100.55р30 О–64 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Рецензент: В.В. Абашина, к.п.н., доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета О–64 Организация и проведение музыкально-ритмической гимнастики в дошкольном учреждении в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : учебно-метод. пособие / М. Е. Снигур, Н. Н. Безноско, Е. Ю. Князева ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО–Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». <...> В учебно-методическом пособии раскрыты особенности организации и методики проведения музыкально-ритмической гимнастики в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. <...> Учебно-методическое пособие рекомендовано для инструкторов по физической культуре и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, студентам очного и заочного отделения направление «Педагогическое образование», профиль «Физкультурное образование», профиль «Адаптивная физическая культура», профиль «Дошкольное образование». <...> Содержание и структура музыкально-ритмической гимнастики в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО . <...> Оказание методической помощи студентам очного и заочного отделения, инструкторам по физической культуры <...>
Организация_и_проведение_музыкально-ритмической_гимнастики_в_дошкольном_образовательном_учреждении_в_условиях_реализации_ФГОС_дошкольного_образования.pdf
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории и методики физического воспитания
Отдел дополнительного образования
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Сургут 2014
Стр.1
УДК 372.363(07)
ББК 74.100.55р30
О–64
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
Рецензент:
В.В. Абашина, к.п.н., доцент,
доцент кафедры теории и методики дошкольного
и начального образования
Сургутского государственного педагогического университета
О–64
Организация и проведение музыкально-ритмической гимнастики
в дошкольном учреждении в условиях реализации
федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования : учебно-метод. пособие / М. Е. Снигур,
Н. Н. Безноско, Е. Ю. Князева ; Гос. образоват. учреждение
высш. проф. образования ХМАО–Югры «Сургут. гос. пед.
ун-т». – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 50, [1] с.
В учебно-методическом пособии раскрыты особенности
организации и методики проведения музыкально-ритмической
гимнастики в дошкольном образовательном учреждении в условиях
реализации ФГОС дошкольного образования.
Учебно-методическое пособие рекомендовано для инструкторов
по физической культуре и воспитателям дошкольных
образовательных учреждений, студентам очного и заочного
отделения направление «Педагогическое образование», профиль
«Физкультурное образование», профиль «Адаптивная физическая
культура», профиль «Дошкольное образование».
УДК 372.363(07)
ББК 74.100.55р30
© Сургутский государственный педагогический университет, 2014
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 4
ГЛАВА I. Особенности проведения
музыкально-ритмической гимнастики
в дошкольном образовательном учреждении
в условиях реализации ФГОС ДО .......................................................... 6
1.1. Характеристика музыкально-ритмической гимнастики
в дошкольном образовательном учреждении
в условиях реализации ФГОС ДО ..................................................... 6
1.2. Содержание и структура музыкально-ритмической гимнастики
в дошкольном образовательном учреждении
в условиях реализации ФГОС ДО ..................................................... 10
1.3. Музыкальное сопровождение музыкально-ритмической
гимнастики в дошкольном образовательном учреждении .............. 25
1.4. Требования к профессиональной подготовке педагога
к проведению музыкально-ритмической гимнастики
в дошкольном образовательном учреждении ................................... 27
ГЛАВА II. Методическое обеспечение
музыкально-ритмической гимнастики
в дошкольном образовательном учреждении............................... 33
2.1. Комплекс музыкально-ритмической гимнастики
с султанчиками «Салют» .................................................................... 33
2.2. Комплекс музыкально-ритмической гимнастики
«Чунга – Чанга» .................................................................................. 35
2.3. Комплекс музыкально-ритмической гимнастики
«Вместе весело шагать» ..................................................................... 36
2.4. Комплекс музыкально-ритмической гимнастики «Антошка» ........ 38
2.5. Комплекс музыкально-ритмической гимнастики
«Воздушная кукуруза» ....................................................................... 40
2.6. Комплекс музыкально-ритмической гимнастики
«Зарядка кота Леопольда» ................................................................. 42
2.7. Комплекс музыкально-ритмической гимнастики
«Мы здоровые ребята» ....................................................................... 44
2.8. Комплекс музыкально-ритмической гимнастики
«Танцуй сидя» ..................................................................................... 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................... 49
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Пусть он работает, действует, бегает –
пусть он находится в постоянном движении».
Ж.-Ж. Руссо
Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана
человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования
и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия
способностей, становления личности. Именно в детском возрасте
имеются все условия для всестороннего, гармонического, физического
развития, образования, воспитания и оздоровления.
На современном этапе в дошкольных учреждениях происходят
изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется,
акцентируя внимание педагогов дошкольного образования
на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,
коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену
традиционным методам приходят активные формы и методы обучения
и воспитания, направленные на развитие активности самого
ребенка [13].
В настоящее время существует много форм проведения гимнастики
с детьми дошкольного возраста, одно из наиболее доступных
и эмоциональных – это музыкально-ритмическая гимнастика [7] .
В музыкально-ритмическую гимнастику входит неограниченный
выбор движений, воздействующих на все части тела, на развитие
всех физических качеств. Большое разнообразие движений, выполняемых
в различных плоскостях пространства, помогает ребёнку научиться
владеть своим телом, способствует совершенствованию двигательной
памяти и координационных способностей [1].
Анализ литературных источников показал, что занятия музыкально-ритмической
гимнастикой дают наибольший оздоровительноразвивающий
эффект у детей дошкольного возраста т.к. способствует
воспитанию чувства ритма, пластики и развитию двигательнокоординационных
способностей.
4
Стр.4
Недостаточная изученность вопросов, раскрывающих особенности
проведения музыкально-ритмической гимнастики в дошкольном
образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО для
обеспечения гармоничного и разностороннего развития двигательных
способностей дошкольников, обусловливает актуальность методических
рекомендаций.
Цель. Оказание методической помощи студентам очного и заочного
отделения, инструкторам по физической культуры и воспитателям
ориентироваться в большом разнообразии физических упражнений,
грамотно планировать организацию и проведение музыкальноритмической
гимнастики в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи:
1. Раскрыть особенности проведения музыкально-ритмической
гимнастики в дошкольном образовательном учреждении в условиях
реализации ФГОС дошкольного образования.
2. Выявить содержание и структуру музыкально-ритмической
гимнастики в дошкольном образовательном учреждении в условиях
реализации ФГОС дошкольного образования.
3. Предложить комплексы музыкально-ритмической гимнастики
в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации
ФГОС дошкольного образования.
5
Стр.5