Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Справочник педагога-психолога. Школа

Справочник педагога-психолога. Школа №2 2015 (236,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID313031
АннотацияПсихокоррекционная и развивающая работа, рекомендации по планированию, организации и координации деятельности педагога-психолога в школе, а также новые методики и программы по всем направлениям психолого-педагогической работы с трудными детьми – об этом и многом другом читайте на страницах журнала.
Справочник педагога-психолога. Школа .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №2 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313031 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.menobr.ru 2, 2015 Как составить психологопедагогическую характеристику учащегося Углубленная диагностика учащихся группы суицидального риска Исследование проблемы клиента в психологическом консультировании Ток-шоу для подростков «Нужна ли людям психология? <...> Получайте новый плакат каждые 6 месяцев Темы следующих двух плакатов: Прием работника на работу в образовательную организацию Расторжение трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников 8 (495) 937-90-82; ap@mcfr.ru Интернет-магазин: www.proflit.ru / edu Реклама 2, 2015 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. <...> Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. <...> Психолого-педагогическая характеристика учащегося 4-го класса, завершившего уровень начального общего образования Разработка формы характеристики. <...> Примерная форма психолого-педагогической характеристики учащегося 4-го класса МБОУ лицей № 10 г. Белгорода ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 12 Соловьева Д.Ю. <...> Углубленная диагностика учащихся группы суицидального риска Диагностический инструментарий: МПДО (модификация методики А.Е. Личко), шкала определения уровня депрессии, методика диагностики социально-психологической адаптации К. <...> Даймонда, тест «Суицидальная мотивация», опросник «Диагностика суицидального поведения», проективные методики «Ваши суицидальные наклонности», «Ваши мысли о смерти» КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 26 Фокина А.В. <...> Исследование проблемы клиента в психологическом консультировании Понятие психологической проблемы. <...> Исследование психологической проблемы в ходе беседы: определение контекста, изучение видения проблемы клиентом, околопроблемного взаимодействия, конкретизация запроса, изучение субъективных критериев решения проблемы КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 35 Роженко В.А. <...> Подготовка <...>
Справочник_педагога-психолога._Школа_№2_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_педагога-психолога._Школа_№2_2015.pdf
2, 2015 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Зам. генерального директора – директор «МЦФЭР Образование» МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор ШКОЛА РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – главный редактор Издательского дома МЦФЭР Зам. коммерческого Полуэктова-Жежеря Ю.В. директора Директор по развитию Богданова Е.В. Макарова С.М. образовательных и региональных проектов Ответственный редактор Слепушенко О.А. Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редактор Пятикрестовская Е.А. Выпускающий редактор Секретарь редакции тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: pp@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 80804 (полугодовой) «Пресса России» – 44949 (полугодовой) «Почта России» – 12607 (полугодовой) Отдел продвижения тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Владимирова А.С. Размещение рекламы тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Синицина Н.Ю. Служба клиентской поддержки тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции На обложке использована фотография Fotolia/PhotoXPress Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42684 от 16.11.2010 Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Подписано в печать 21.01.2015. Формат 70 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 7 Тираж 7000 экз. Изд. № 6816. Заказ № 2632 Дата выхода в свет 10.02.2015 ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия» 428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, д. 13 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 9 772221 507156 ISSN 2221-5077 02 Бодякина Т.П. Папова Т.А. Дизайн Сутемьева О.А. Верстка Першина Н.Е. Шатуха М.В. Брыкова Е.В. Венгер А.Л. – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Виноградова А.В. – главный редактор журнала «Здоровье школьника» Зиновьева М.В. – канд. психол. наук, доцент факультета психологии НОУ ВПО МПСУ Романова Е.С. – д-р психол. наук, директор Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Хухлаева О.В. – д-р пед. наук, канд. психол. наук, руководитель психологической службы АНО «Школа “Президент”» ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Адмиральская И.С. – психолог, специалист по семейному консультированию Николаева Е.И. – д-р биол. наук, проф. кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Чепракова Е.А. – канд. психол. наук, руководитель психологической службы ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», г. Москва
Стр.3
2 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ 4 Шиянова И.В., Узянова И.М., Кудрикова Д.Н. Психолого-педагогическая характеристика учащегося 4-го класса, завершившего уровень начального общего образования Разработка формы характеристики. Основные разделы, оформление, возможные формулировки. Примерная форма психолого-педагогической характеристики учащегося 4-го класса МБОУ лицей № 10 г. Белгорода ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 12 Соловьева Д.Ю. Углубленная диагностика учащихся группы суицидального риска Диагностический инструментарий: МПДО (модификация методики А.Е. Личко), шкала определения уровня депрессии, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, тест «Суицидальная мотивация», опросник «Диагностика суицидального поведения», проективные методики «Ваши суицидальные наклонности», «Ваши мысли о смерти» КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 26 Фокина А.В. Исследование проблемы клиента в психологическом консультировании Понятие психологической проблемы. Исследование психологической проблемы в ходе беседы: определение контекста, изучение видения проблемы клиентом, околопроблемного взаимодействия, конкретизация запроса, изучение субъективных критериев решения проблемы КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА 35 Роженко В.А. Подготовка младших школьников к переходу на уровень основного общего образования Программа коррекционно-развивающих занятий «Первый раз в пятый класс». Конспекты занятий 1–4 ПСИХОПРОФИЛАКТИКА 51 Горшкова Н.М., Мавлянова О.В. Психологическая безопасность как фактор обеспечения психологического здоровья педагога Проблема здоровьесбережения учителя. Модель психологической устойчивости педагога. Исследование восприятия педагогом модели психологической устойчивости. Роль педагога-психолога в создании условий психологической безопасности в ОО СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4
№2, 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 58 Сатари В.В. Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с инвалидностью Социальная характеристика семей, воспитывающих детей с ДЦП. Организация педагогического просвещения родителей в образовательной организации 70 Бурханова Е.Е., Захарченко Т.В. Ток-шоу для подростков «Нужна ли людям психология?» Конспект проведения ток-шоу с целью побудить подростков применять психологические знания на практике ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА 79 Корчагина Ю.В. Бомжиха НА ЗАМЕТКУ Рекомендуем прочитать, посмотреть, приобрести Информацию о книгах см. на с. 68 3 Читайте в ближайших номерах Судимость педагога. Последние изменения в законодательстве Ассамблея как форма социализации учащихся Диагностика минимальной мозговой дисфункции Программа релаксационных занятий «Сбрось усталость»
Стр.5
4 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ Психолого-педагогическая характеристика учащегося 4-го класса, завершившего уровень начального общего образования И.В. Шиянова, заместитель директора МБОУ лицей № 10, г. Белгород И.М. Узянова, Д.Н. Кудрикова педагоги-психологи МБОУ лицей № 10, г. Белгород реализует федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО). В 2014 г. состоялся первый выпуск 4-х классов, обучившихся по ФГОС НОО. Для того чтобы при составлении основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО) в образовательной организации реализовать основные положения, обозначенные в соответствующих нормативных документах, было создано несколько рабочих групп. Одна из них отвечала за разработку формы характеристики учащегося, освоившего ООП НОО (приложение). В рабочую группу вошли представители администрации образовательной организации, учителя начальных классов, педагоги-психологи, учителя-логопеды. При разработке формы характеристики рабочая группа рукоМ Важно водствовалась следующими нормативными документами и локальными актами: униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 10 – одно из первых учреждений Белгородской области, которое с сентября 2010 г.
Стр.6
№2, 2015 • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобр науки России от 06.10.2009 № 373); • приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; • основная образовательная программа начального общего образования МБОУ лицей № 10 г. Белгорода*. При разработке формы характеристики исходили из того, что ФГОС НОО устанавливает новые требования к результатам учащихся, освоивших ООП НОО. В нем указаны следующие планируемые результаты освоения основной образовательной программы: • личностные – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (далее – УУД) как основа умения учиться. Кроме того, при разработке формы характеристики учитывались требования к структуре ООП НОО, обозначенные в п. 19.9 разК сведению * Основой для разработки программы стали материалы сборника «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (М.: Просвещение, 2012). 5
Стр.7
6 РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ дела III ФГОС НОО, а именно – система оценки достижения результатов освоения ООП НОО должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий; 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования; 4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; 5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. Итоговая оценка освоения ООП НОО проводится образовательной организацией и направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП НОО. Результаты итоговой оценки освоРЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ООП НОО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПЕРЕВОДЕ УЧАЩИХСЯ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ения ООП НОО используются для принятия решения о переводе учащихся на следующий уровень общего образования. В соответствии с п. 19.4 раздела III ФГОС НОО сформированность УУД у учащихся на уровне начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. К результатам индивидуальных достижений учащихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения ООП НОО, относятся:
Стр.8
№2, 2015 • ценностные ориентации учащегося; • индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности учащихся в течение четырех лет обучения осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований. Исходя из всего вышесказанного, определены основные Важно разделы психолого-педагогической характеристики учащегося 4-го класса, завершившего уровень начального общего образования: 1. Основные данные ребенка. 2. Специфика внешнего вида и поведения ребенка. 3. Мотивация и нравственно-этическая ориентация. 4. Характеристика познавательного развития. 5. Сформированность УУД (личностных). 6. Состояние речи ребенка. 7. Уровень достижения предметных результатов. 8. Участие в исследовательской деятельности, конкурсах и олимпиадах. 9. Занятость учащегося во внеурочной деятельности. 10. Получение дополнительного образования. Далее в характеристике указывается уровень овладения опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, уровень освоения ООП НОО. Обозначается дальнейший образовательный маршрут (переведен или не переведен учащийся на уровень основного общего образования). Для удобства оформления характеристики представлены возможные формулировки для выбора педагогом в соответствии с особенностями развития конкретного учащегося. Характеристика оформляется классным руководителем с учетом информации, предоставленной педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителями-предметниками, и хранится в личном деле учащегося. 7
Стр.9