Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Культура России в начале XX в. (90,00 руб.)

0   0
Первый авторМойсинович А. М.
АвторыЯросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц48
ID237857
АннотацияМетодические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом. Студенты могут ознакомиться с историей зарождения в России фотографии и кинематографа, проследить новые явления в печатном деле. Данный курс способствует формированию представлений об эпохе, деятельности культурно-просветительских органов, повседневном быте.
Кому рекомендованоПредназначены для студентов, обучающихся по специальности 030401.65, направлению 030600.68 История (дисциплины «Культура России в начале XX в.», «История России в начале XX в.», блоки ЕН, М2, С), очной и очно-заочной форм обучения.
УДК94(470)"20"
ББК63.3(2)67я73
Мойсинович, А. М. Культура России в начале XX в. : метод. указания / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; А. М. Мойсинович .— Ярославль : ЯрГУ, 2011 .— 48 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237857 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. <...> П. Г. Демидова Кафедра новейшей отечественной истории А. М. Мойсинович Культура России в начале ХХ в. <...> План 2010/2011 учебного года Рецензент – кафедра новейшей отечественной истории М 74 Мойсинович, А. М. Культура России в начале ХХ в.: методические указания / А. М. Мойсинович; Яросл. гос. ун-т им. <...> Студенты могут ознакомиться с историей зарождения в России фотографии и кинематографа, проследить новые явления в печатном деле. <...> При этом не только происходит ознакомление всей группы с материалом письменной работы, но и решается ряд задач: повышение заинтересованности студентов затронутыми в нем проблемами, наиболее продуктивное усвоение студентами изложенного докладчиком материала. <...> Новые явления в книжном деле в начале ХХ в. <...> Новые явления в книжном деле в начале ХХ в. <...> Книжное дело становится прибыльным предприятием, ориентированным на широкие массы потребителей. <...> Новыми явлениями в печатном деле стали: преобладание частных периодических изданий; усиление процесса концентрации в печатном производстве (издание продукции, ее сбыт и распространение); возникновение акционерных обществ – «Издатель», «Копейка», товарищество И. Д. Сытина, – имевших свое книгоиздательство, типографию, периодические издания, бумажное производство; проникновение иностранных капиталов. <...> Крупный бизнес стал характерным и доминирующим фактором в книжном деле и в печати России. <...> А. С. Суворин, И. Д. Сытин, А. Ф. Маркс В 1913 г. в России существовало 575 книгоиздательских фирм. <...> Здесь находились фирмы известных русских книжных издателей – А. С. Суворина, А. Ф. Маркса и И. Д. Сытина. <...> Алексей Сергеевич Суворин (1834–1912) – русский журналист, издатель, критик и драматург. <...> А. С. Суворин стал практически первым предпринимателем, поставившим издание газеты на капиталистические рельсы. <...> Фирма Сытина имела книжные магазины во многих городах России. <...> Русские <...>
Культура_России_в_начале_XX_в._методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра новейшей отечественной истории А. М. Мойсинович Культура России в начале ХХ в. Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности «История» Ярославль 2011 1
Стр.1
УДК 94 (470)«20» ББК Т3(2)67я73 М 74 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2010/2011 учебного года Рецензент – кафедра новейшей отечественной истории М 74 Мойсинович, А. М. Культура России в начале ХХ в.: методические указания / А. М. Мойсинович; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 48 с. Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом. Студенты могут ознакомиться с историей зарождения в России фотографии и кинематографа, проследить новые явления в печатном деле. Данный курс способствует формированию представлений об эпохе, деятельности культурнопросветительских органов, повседневном быте. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030401.65, направлению 030600.68 История (дисциплины «Культура России в начале ХХ в.», «История России в начале ХХ в.», блоки ЕН, М2, С), очной и очно-заочной форм обучения. УДК 94 (470)«20» ББК Т3(2)67я73 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2011 2
Стр.2
Введение Дисциплина «Культура России в начале ХХ в.» преподается на первом курсе магистратуры и шестом курсе очно-заочной формы обучения по специальности «История». В ходе занятий студенты изучают научную литературу и источники, знакомятся с ключевыми понятиями, анализируют деятельность выдающихся людей того времени. Предлагаемые методические указания включают в себя темы периодической печати, фотографии и кинематографа. В рамках занятий студентам предлагается подготовить доклады и сообщения по наиболее актуальным проблемам курса. Самостоятельная работа студента по поиску материала и подготовке письменной работы позволяет не только углубить его собственные знания по выбранной теме, но и повысить заинтересованность изучаемым предметом. Особенно способствует достижению последней цели включение в состав рекомендуемой литературы источников (например, журналов и воспоминаний деятелей культуры того времени). Это дает студенту возможность понять ценность исторических документов, научиться работать с ними, анализировать их, почувствовать благодаря им дух эпохи, узнать бытовые подробности и т. д. Важным элементом работы над докладом является его подготовка и защита на одном из занятий. Студентам, слушающим доклад, рекомендуется конспектировать его основные положения и задавать вопросы докладчику. При этом не только происходит ознакомление всей группы с материалом письменной работы, но и решается ряд задач: повышение заинтересованности студентов затронутыми в нем проблемами, наиболее продуктивное усвоение студентами изложенного докладчиком материала. Цель методических указаний – помочь студентам изучить основные направления культуры России в указанный период, показать ее значение в жизни общества и научить студентов грамотно пользоваться литературой и источниками в процессе подбора материала для устного ответа, доклада и сообщения на заданную тему. Рекомендации призваны оказать помощь в организации самостоятельной работы по предмету. 3
Стр.3
Тема 1. Периодическая печать в России 1. Новые явления в книжном деле в начале ХХ в. 2. Русские издатели начала ХХ в. А. С. Суворин, И. Д. Сытин, А. Ф. Маркс. 3. Сатирические журналы. «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». 4. Женские журналы. 1.1. Новые явления в книжном деле в начале ХХ в. В начале ХХ в. чрезвычайно важное место в общественнокультурной и политической жизни России приобретает книга и периодическая печать. Книжное дело становится прибыльным предприятием, ориентированным на широкие массы потребителей. Новыми явлениями в печатном деле стали: преобладание частных периодических изданий; усиление процесса концентрации в печатном производстве (издание продукции, ее сбыт и распространение); возникновение акционерных обществ – «Издатель», «Копейка», товарищество И. Д. Сытина, – имевших свое книгоиздательство, типографию, периодические издания, бумажное производство; проникновение иностранных капиталов. Крупный бизнес стал характерным и доминирующим фактором в книжном деле и в печати России. Русские предприниматели щедро инвестировали книгоиздательство. Правительство в этот период также стремилось расширить влияние в обществе путем выпуска своих печатных органов – «Правительственный вестник», «Сенатские ведомости», «Губернские ведомости» – и субсидирования ряда частных газет и журналов, придерживающихся официозной политики (денежные субсидии получали в 1914 г. 54 органа прессы, в 1915 г. – 56, в 1916 г. – 66). Новый темп общественно-политической и культурной жизни начала ХХ в. способствовал стремительному росту количества разнообразных журналов и газет. Число газет с 1900 по 1913 г. увеличилось со 125 до 1131. Расширилась читательская аудитория, газета стала доступной каждому – политику, интеллигенту, рабочему и крестьянину. Она оперативно, в простой форме доносила до читателя новости. 4
Стр.4
Большое значение приобретает справочно-энциклопедическая литература. Выходят «Энциклопедический словарь» издателя Ф. Ф. Павленкова, «Энциклопедический словарь» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, «Энциклопедический словарь» товарищества братьев А. и И. Гранат. Простота изложения, богатое содержание, современные данные, общедоступность обеспечили успех этим изданиям. Одной из важных составляющих издательского дела становится реклама, которая представляла собой скрытую форму финансирования. Удельный вес рекламы в прибыли газет стал превышать сумму доходов от подписки и розничной продажи. 1.2. Русские издатели начала ХХ в. А. С. Суворин, И. Д. Сытин, А. Ф. Маркс В 1913 г. в России существовало 575 книгоиздательских фирм. Главными центрами книжного дела были Петербург и Москва. В них сосредоточились самые крупные книгоиздательства. Здесь находились фирмы известных русских книжных издателей – А. С. Суворина, А. Ф. Маркса и И. Д. Сытина. Алексей Сергеевич Суворин (1834–1912) – русский журналист, издатель, критик и драматург. В 1876 г. он приобрел и начал издавать газету «Новое время» (1876–1918). К началу ХХ в. «Новое время» становится одним из самых влиятельных органов периодики. Информационно насыщенная (хроника, фельетоны, обзор отечественной и зарубежной прессы), она пользовалась популярностью среди обывателей. Обсуждение злободневных общественно значимых проблем велось не в тяжеловесных передовицах, а в фельетонах. «Новое время» стремилось обозначить существующие мнения, а не проводить ту или иную программу. В газете работали А. П. Чехов, А. В. Амфитеатров, Н. А. Энгельгардт и др. А. С. Суворин стал практически первым предпринимателем, поставившим издание газеты на капиталистические рельсы. Основав в 1882 г. издательство, он наладил выпуск научных и художественных книг, справочников, календарей, печатал доступные по цене серии «Дешевая библиотека», «Новая библиотека», издавал и финансировал газеты «Московский телеграф», 5
Стр.5