Призвание и участь художника в новеллистике Н. <...> Диалект села Старошведское: материалы к описанию прилагательных и местоимений . <...> Эклога Пасхазия Ратберта и античная традиция «литературы скорби» . <...> Историческая память народа и бытование фольклорного произведения (на примере трех шотландских песен, посвященных Принцу Чарлзу Эдуарду Стюарту) . <...> Хансен и проблема национальной культурной традиции . <...> 7–22 ПРИЗВАНИЕ И УЧАСТЬ ХУДОЖНИКА В НОВЕЛЛИСТИКЕ Н. <...> Так, в новелле «Пророческие портреты» (1837) затронута тема нравственной опасности проникновения в глубины чужих сердец и запечатления их средствами искусства. <...> Изображенное в новелле «Мастер красоты» (1844) противостояние художника и социума отражает универсальную оппозицию идеального и материального, с которой связаны другие дихотомии, характерные для романтизма, — времени и вечности, рассудка и воображения, механизма и организма. <...> Автор статьи приходит к выводу о том, что противоречие между романтическим эстетизмом и пуританской этикой общественных и семейных добродетелей не разрешается в новеллах; присутствуя здесь имплицитно, оно обостряется и находит разрешение в позднейших романах Готорна. <...> Фигура художника-гения впервые возникает у Готорна в новелле «Пророческие портреты» («The Prophetic Pictures», 1837). <...> Художник (который в новелле не называется по имени) обладает природным даром «настраиваться на любой тип характера» [132]1 и «изображает не только черты лица, но и душу, и сердце чело1 Новелла «Пророческие портреты» в русском переводе цитируется по изданию: Готорн Н. <...> 2 by Nathaniel Hawthorne / Intr. by Katherine Lee Bates. <...> Призвание и участь художника в новеллистике Н. <...> Художник «Пророческих портретов», человек средних лет, сам походит на живописный портрет: посетителям мастерской «почудилось, будто одна из картин сошла с полотна, чтобы их приветствовать» [136]. <...> Призвание и участь художника в новеллистике Н. <...> Наиболее полно тема призвания и судьбы художника воплощена в новелле Готорна <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_III._Филология._№3_2011.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
свящ. Константин Польсков
свящ. Андрей Постернак
свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДКОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
канд. филол. наук Ф. Б. Альбрехт, д-р филол. наук В. А. Баранов,
канд. филол. наук А. В. Вдовиченко,
Н. Г. Головнина, д-р филол. наук О. Ф. Жолобов,
канд. филол. наук Р. Н. Кривко, д-р филол. наук Л. И. Маршева,
канд. филол. наук О. Н. Скляров, д-р филол. наук В. М. Толмачёв
РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА
А. В. Вдовиченко
Р. Н. Кривко
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
К. А. Александрова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
ISBN 978-5-7429-0676-6 © Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2011
Стр.2
Серия «Филология», выпуск 3 (25). 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
АКСЕНОВ А. В.
Призвание и участь художника в новеллистике Н. Готорна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
АЛИЕВА О. В.
Паренеза: философская и риторическая традиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
МАНЬКОВ А. Е.
Диалект села Старошведское: материалы к описанию прилагательных
и местоимений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
НЕНАРОКОВА М. Р.
Эклога Пасхазия Ратберта и античная традиция «литературы скорби» . . . . . . . . . 55
ОЛЕВСКАЯ В. В.
Архивный иноязычный документ: специфика перевода и описания
для различных видов изданий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
ПИСАРЕВ Л. В.
Историческая память народа и бытование фольклорного произведения
(на примере трех шотландских песен, посвященных Принцу Чарлзу
Эдуарду Стюарту) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
ТАРАСОВА Н. А.
Проблема установления последовательности записей в рукописном тексте
Ф. М. Достоевского (на материале романа «Подросток» и «Дневника писателя» за
1876–1877 гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
КОРОЛИНСКАЯ Ю. В.
Мартин А. Хансен и проблема национальной культурной традиции . . . . . . . . . . 107
ПУБЛИКАЦИИ
ДОБРУШИНА, Е. Р., СВЯЩ. КОНСТАНТИН ПОЛЬСКОВ,
ЛИТВИНЦЕВА К. М. , ХАНГИРЕЕВ И. А.
От «аббата» до «аналоя»: фрагмент «Лингво-энциклопедического словаря
русской христианской лексики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .119
3
Стр.3
ХРОНИКА
Гостевые лекции преподавателей филологического факультета ПСТГУ
в Женеве и Милане и преподавателей Миланского университета
Св. Сердца на филологическом факультете ПСТГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Стр.4