Э.В. Сайко Брашнов Д.Г. Б87 Экономика гостиничного бизнеса [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Д.Г. Брашнов. <...> ISBN 978-5-9765-1184-2 настоящее пособие посвящено экономике гостиничного бизнеса и охватывает все важнейшие сферы гостиничного дела: сертификацию и классификацию средств размещения, правовой менеджмент, кадровую политику, маркетинговую политику и рекламу, бухучет и налогообложение и т.д. <...> Для студентов, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм». <...> 211 О предмете экономики гостиничного бизнеса Исключительное значение для национальной экономики, раскрытия человеческого потенциала, обеспечения основных конституционных прав граждан и имиджа нашего государства имеют всемерная поддержка и развитие так называемой индустрии гостеприимства, включающей в себя в качестве ключевого компонента гостиничный бизнес. <...> Понятие экономики гостиничного бизнеса как науки и учебной дисциплины раскрывается через историю этих терминов. термин «экономика» был введен в обиход древнегреческим философом и литератором Ксенофонтом (ок. <...> Гостиничный бизнес представляет собой одно из основных направлений в индустрии гостеприимства, как называется сегмент сервиса по оказанию услуг проезжающим, включая туристов. <...> 6 Индустрия гостеприимства на сегодняшний день охватывает широкий спектр деловой активности. <...> Помимо гостиничного бизнеса, индустрия гостеприимства включает в себя многие иные направления сервиса, среди которых особенно важны общественное питание (ресторанное дело и пр.), розничная торговля сувенирами и товарами туристского назначения, рекреационные и культурно-развлекательные услуги. <...> Взаимосвязь гостиничного и туристского бизнеса Под туризмом (от фр. tour — «поездка, прогулка») понимается оздоровительная или познавательная деятельность, связанная с посещением определенных зон (дестинаций, от англ. destination — «место назначения») за пределами постоянного места жительства <...>
Экономика_гостиничного_бизнеса.pdf
Д.Г. Брашнов
ЭКОНОМИКа гОстИНИчНОгО бИзНеса
Учебное пособие
2-е издание, стереотипное
Рекомендовано Редакционно-издательским Советом
Российской академии образования к использованию
в качестве учебного пособия
Москва
Издательство «ФлИнта»
2013
1
Стр.1
УДК 640.41(075.8)
ББК 65.432я73
Б87
Г л а в н ы й р е д а к т о р
д-р псих. наук, проф., акад. РаО Д.И. Фельдштейн
З а м. г л а в н о г о р е д а к т о р а
д-р псих. наук, проф., акад. РаО С.К. Бондырева
Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и и:
д-р псих. н., проф., акад. РаО Ш.А. Амонашвили; д-р пед. н., член-корр. РаО
В.А. Болотов; д-р псих. н., проф., акад. РаО А.А. Деркач; д-р псих. н., проф.,
акад. РаО А.И. Донцов; д-р псих. н., проф., акад. РаО И.В. Дубровина; д-р псих. н.,
проф. В.П. Зинченко; д-р филол. н., проф., акад. РаО В.Г. Костомаров; д-р пед. н.,
проф., акад. РаО Н.Н. Малофеев; д-р физ.-мат. н., проф., акад. РаО В.Л. Матросов;
д-р пед. н., проф., акад. РаО Н.Д. Никандров; д-р псих. н., проф., акад. РаО В.В. Рубцов;
д-р пед. н., проф., акад. РаО М.В. Рыжаков; д-р ист. н., проф. Э.В. Сайко
Брашнов Д.Г.
Б87
Экономика гостиничного бизнеса [Электронный ресурс]:
учеб. пособие / Д.Г. Брашнов. — 2-е изд., стер. — М. : ФлИнта,
2013. — 224 с.
ISBN 978-5-9765-1184-2
настоящее пособие посвящено экономике гостиничного бизнеса и
охватывает все важнейшие сферы гостиничного дела: сертификацию и классификацию
средств размещения, правовой менеджмент, кадровую политику,
маркетинговую политику и рекламу, бухучет и налогообложение и т.д.
Основное внимание уделено вопросам организации гостиничного дела на
территории Российской Федерации.
Для студентов, обучающихся по специальности 100103
«Социально-культурный сервис и туризм».
УДК 640.41(075.8)
ББК 65.432я73
Предисловие . .......................................................................................................... 5
Глава 1. Специфика гостиничного хозяйства . .......................................... 16
§ 1.1. Значение гостиниц и их место в экономике ........................ 16
§ 1.2. типология гостиниц . ............................................................. 20
§ 1.3. Структура современной гостиницы . .................................... 26
§ 1.4. Правовая организация гостиничного дела
в Российской Федерации . ..................................................... 30
Глава 2. Гостиничная услуга как продукт . ................................................ 36
§ 2.1. Сущность гостиничного сервиса . ........................................ 36
§ 2.2. Важнейшие особенности гостиничной услуги ................... 38
§ 2.3. Сертификация услуг гостиницы . ......................................... 40
Глава 3. Рынок гостиничных услуг ............................................................... 46
§ 3.1. Понятие рынка гостиничных услуг . ................................... 46
§ 3.2. Взаимодействие спроса и предложения .............................. 53
§ 3.3. Процесс продажи услуг . ....................................................... 57
Глава 4. Конкуренция в гостиничном бизнесе . ......................................... 64
§ 4.1. Виды конкуренции . ............................................................... 64
§ 4.2. Методы конкуренции . ........................................................... 75
§ 4.3. Формирование конкурентоспособности ............................. 78
ISBN 978-5-9765-1184-2
2
© Брашнов Д.Г., 2013
© Издательство «ФлИнта», 2013
Глава 5. Рентабельность гостиничного бизнеса . ....................................... 83
§ 5.1. Бюджетное ограничение . ...................................................... 83
§ 5.2. Рентабельность и точка безубыточности ............................ 86
§ 5.3. Определение сравнительной эффективности гостиниц . ... 88
§ 5.4. Условия инвестирования в гостиничный бизнес ................ 90
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.2
Глава 6. Цена и ценообразование в гостиничном бизнесе ........................ 95
§ 6.1. Процесс ценообразования и механизмы
его осуществления ................................................................ 95
§ 6.2. Связь цен с различными
экономическими показателями .......................................... 105
§ 6.3. Структура затрат в гостиничном деле ............................... 111
§ 6.4. Ценовая динамика в гостиничном бизнесе ....................... 115
Глава 7. Бухгалтерский учет и налогообложение
в гостиничном бизнесе .................................................................. 123
§ 7.1. Бухгалтерское дело в гостиничном сервисе ...................... 123
§ 7.2. Бухгалтерский и налоговый учет доходов ........................ 134
§ 7.3. Бухгалтерский и налоговый учет расходов ....................... 135
§ 7.4. Бухгалтерская отчетность ................................................... 137
Глава 8. Качество гостиничной услуги
как экономическая категория ..................................................... 143
§ 8.1. Качество гостиничных услуг как объективное понятие ... 143
§ 8.2. Экономические аспекты качества гостиничных услуг ..... 150
§ 8.3. Контроль качества гостиничной услуги ............................. 167
Глава 9. Управление персоналом гостиничного предприятия ............ 173
§ 9.1. Экономические методы управления персоналом ............. 173
§ 9.2. Обеспечение предприятия трудовыми ресурсами ............ 181
§ 9.3. Заключение трудового договора ........................................ 200
§ 9.4. Оплата труда работников гостиничных предприятий ...... 203
ЗаКлюЧенИе ................................................................................................... 207
РеКОМенДУеМая лИтеРатУРа ................................................................ 209
ПРИлОженИя .................................................................................................. 211
О предмете экономики гостиничного бизнеса
Исключительное значение для национальной экономики, раскрытия человеческого
потенциала, обеспечения основных конституционных прав
граждан и имиджа нашего государства имеют всемерная поддержка и
развитие так называемой индустрии гостеприимства, включающей в
себя в качестве ключевого компонента гостиничный бизнес. Ввиду
перечисленных обстоятельств решением Президиума Учебно-методического
объединения по образованию в области производственного менеджмента
Государственного комитета по высшей школе Российской
Федерации от 25 января 1994 г. в нашей стране официально утверждена
учебная специальность «Экономика и управление на предприятии туризма
и гостиничного хозяйства».
Согласно этому решению подготовка экономистов-менеджеров по данной
специальности открыта с 1 сентября 1994 г. и проводится в соответствии
с Федеральным стандартом, утвержденным 20 апреля 1994 г.
начиная с 3 октября 2000 г. стандарт дополнен Примерным учебным
планом специальности «Экономика и управление на предприятии туризма
и гостиничного хозяйства», утвержденным Минобразования РФ.
Понятие экономики гостиничного бизнеса как науки и учебной дисциплины
раскрывается через историю этих терминов. термин «экономика»
был введен в обиход древнегреческим философом и литератором
Ксенофонтом (ок. 430—354 гг. до н.э.) в качестве заглавия к трактату о
наилучшем ведении домашнего хозяйства. В переводе с древнегреческого
«экономика» означает домострой. После реформы экономических
знаний, проведенной английским политэкономом а. Смитом (1723—
1790), понятие экономики как науки далеко отошло от категорий домоводства
и распространилось на коммерческие предприятия и государственные
доходы.
Сегодня под экономикой понимается отрасль гуманитарно-общественного
знания, занимающаяся изучением хозяйственных отношений, т.е.
любых отношений, которые возникают в социуме или отдельных со4
5
Предисловие
Стр.3