Эту книгу хорошо дополняют: Успешные переговоры Стюарт Даймонд Ключевые переговоры Керри Паттерсон, Джозеф Гренни, Рон Макмиллан, Эл Свитцлер Как подготовиться к переговорам за час Пьер Касс Я слышу вас насквозь Марк Гоулстон Roger Fisher, William Ury and Bruce Patton Getting to Yes: Negotiating Agreement Without Giving In Роджер Фишер, Уильям Юри и Брюс Паттон Переговоры без поражения Гарвардский метод Перевод с английского Татьяны Новиковой 2-е издание Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2013 УДК 159.9 ББК 88.4 Ф68 Фишер, Р. <...> Гарвардский метод / Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Паттон ; пер. с англ. <...> ISBN 978-5-91657-706-8 Авторы книги — ведущие специалисты Гарвардского переговорного проекта, предлагают действенный метод принципиальных переговоров, который учит воспринимать оппонентов как соучастников решения проблемы, а не как врагов. <...> Что если другая сторона прибегнет к грязным трюкам? <...> . . . . . . . 205 Вопрос 1: «Имеет ли вообще смысл отстаивать изначально занятую позицию? <...> Ко второй мы отнесли переговоры с людьми, не желающими идти на уступки, исповедующими другую 12 Переговоры без поражения. <...> Речь идет о методе принципиальных Вступление 15 переговоров, разработанном в рамках Гарвардского переговорного проекта. <...> Этот способ переговоров учитывает истинные интересы обеих сторон, а не сводится к бессмысленному обсуждению того, что каждый из участников готов сделать, а чего не сделает ни за что. <...> Метод принципиальных переговоров жесток по отношению к решаемым вопросам, но «деликатен» к людям. <...> Принципиальные переговоры помогут вам добиться желаемого и не превратиться в ловкача и обманщика. <...> Метод принципиальных переговоров можно использовать в двусторонних или многосторонних переговорах, при решении одного или нескольких вопросов, в переговорах, ведущихся по заранее предписанному ритуалу, и в совершенно неожиданных ситуациях, требующих экспромта. <...> Принципиальные переговоры можно вести в любой ситуации. <...> Классическим примером таких переговоров может служить <...>
Переговоры_без_поражения.pdf
УДК 159.9
ББК 88.4
Ф68
Фишер, Р.
Ф68 Переговоры без поражения. Гарвардский метод / Роджер Фишер, Уильям
Юри, Брюс Паттон ; пер. с англ. Татьяны Новиковой. — 2-е изд — М. :
Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 272 с.
ISBN 978-5-91657-706-8
Авторы книги — ведущие специалисты Гарвардского переговорного
проекта, предлагают действенный метод принципиальных переговоров,
который учит воспринимать оппонентов как соучастников решения
проблемы, а не как врагов.
Вам не нужно ехать в Гарвард, чтобы овладеть этой методикой. Просто
прочтите эту книгу.
УДК 159.9
ББК 88.4
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой
бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев
авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая
фирма «Вегас-Лекс»
© 1981, 1991 by Roger Fisher and William Ury. Published
by special arrangement with Houghton Mifflin & Harcourt
Publishing Company
© Перевод. Татьяна Новикова, 2012
ISBN 978-5-91657-706-8
© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2013
Стр.6
Оглавление
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
I. ПРОБЛЕМА
1. Не настаивайте на своей позиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Споры о занимаемых позициях приводят
к неразумным соглашениям. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Споры по поводу позиций неэффективны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Споры относительно позиций угрожают сохранению
отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Когда в переговорах участвуют несколько сторон,
ситуация еще более усугубляется . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Согласие со всеми — еще не выход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Всегда есть альтернатива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
II. МЕТОД
2. Отделяйте людей от проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Участники переговоров — в первую очередь люди. . . . . . . . . . 39
Интересы каждого участника переговоров делятся
на два вида: материальные и связанные
со взаимными отношениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Отделяйте отношения от материальных интересов:
всегда помните о человеческом факторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Стр.7
Восприятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Эмоции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Общение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Положительная роль предупредительных мер . . . . . . . . . . . . . . . 64
3. Концентрируйтесь на интересах, а не на позициях. . . . . . . . . . .68
Чтобы выработать разумное решение,
учитывайте интересы, а не позиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Как выявить интересы сторон? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Влияние на мои интересы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Воздействие на групповые интересы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Говорите об интересах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
4. Изобретайте взаимовыгодные варианты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
Диагноз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Преждевременное суждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
Поиск единственного ответа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
Предположение о фиксированном
характере проблемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
«Решение их проблем — это их проблема» . . . . . . . . . . . . . . . .93
Рецепт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Отделение изобретательства от оценки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .94
До мозгового штурма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
Во время мозгового штурма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
После мозгового штурма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
Увеличивайте число приемлемых вариантов . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Ищите взаимную выгоду . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Облегчите другой стороне принятие решения . . . . . . . . . . . . . . .116
5. Настаивайте на использовании
объективных критериев. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Решение, основанное на самолюбии, обходится дорого. . . . 121
Пример использования объективных критериев . . . . . . . . . . . 122
Формирование объективных критериев. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Переговоры с использованием объективных критериев. . . 130
«Это политика компании». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Стр.8
III. ДА, НО…
6. Как быть, если они сильнее? Обдумайте НАОС. . . . . . . . . . . . . 141
Самозащита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Постарайтесь выжать из своих ресурсов
максимум возможного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Когда другая сторона явно сильнее . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
7. Что если они не захотят играть по вашим правилам?. . . . . . 154
Переговорное джиу-джитсу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Используйте процедуру одностороннего
посредничества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
Включайте другую сторону в игру.
«Дело “Джонс Риэлти” и Фрэнка Тернбулла». . . . . . . . . . . . . . . . 167
8. Что если другая сторона прибегнет
к грязным трюкам? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Как договориться о правилах игры? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
Некоторые наиболее распространенные
грязные приемы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Три основных аспекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Вы это всегда знали. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Учитесь на практике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Выигрывайте. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
V. 10 ВОПРОСОВ О ТОМ,
КАК ВСЕГДА СЛЫШАТЬ «ДА»
О справедливости и «принципиальных» переговорах . . . . . . . . 205
Вопрос 1: «Имеет ли вообще смысл отстаивать
изначально занятую позицию?». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .205
Вопрос 2: «Что делать, если у другой стороны
иное представление о справедливости?». . . . . . . . . . . . . . . . . .208
Вопрос 3: «Должен ли я быть справедливым, если
по отношению ко мне совершается несправедливость?». . .209
Стр.9
Об отношениях с людьми. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Вопрос 4: «Что делать, если основная
проблема заключается в самих людях?» . . . . . . . . . . . . . . . . . .213
Вопрос 5: «Должен ли я вступать в переговоры
с кем угодно — даже с террористами или с Гитлером?
Когда вступать в переговоры не следует?» . . . . . . . . . . . . . . . .218
Вопрос 6: «Как следует изменять подход к переговорам
с учетом личностных, половых, культурных и иных
различий между участниками?». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225
О тактике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Вопрос 7: «Как решить вопросы о месте встречи,
о том, кто должен делать первое предложение,
и о том, с какого предложения начинать?» . . . . . . . . . . . . . . .229
Вопрос 8: «Как можно перейти от изобретения вариантов
решения к принятию определенных обязательств?». . . . . . .232
Вопрос 9: «Как проверить все ваши идеи на практике,
не подвергая себя слишком большому риску?» . . . . . . . . . . .238
О силе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Вопрос 10: «Как изменить ход переговоров, если другая
сторона явно обладает большей силой? Как увеличить
собственную переговорную силу?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .241
Благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
Стр.10