П.А. Флоренский: философско-логические идеи как средство экспликации философскотеологических воззрений . <...> Итоговый вывод: Флоренский строит на основе платонизма развернутую теорию личности с тенденцией ко всеохватности, но, тем не менее, философом-персоналистом признан быть не может, поскольку центральной философской темой для него является главная тема платонизма — идея-форма и ее воплощение, а не личностность как таковая; однако, поскольку он склонен понимать воплощенные идеи-формы как личности, его платонизм может быть охарактеризован как «персоналистический». <...> Платонизм и персонализм часто противопоставляют друг другу. <...> Для Флоренского персонализм развивает и уточняет позицию Платона, а не противостоит ей. <...> Так понятый платоновский эйдос — это символ [П.А. Флоренский, 1992, с. <...> Историческая перспектива Термин «персонализм» появляется впервые, по-видимому, в конце XVIII в. в богословском контексте как синоним теизма в оппозиции «теизм — пантеизм». <...> К истории русского персонализма: отец Павел Флоренский: Доклад на историкометодологическом семинаре Русской христианской гуманитарной академии (РХГА) в Санкт-Петербурге 30 марта 2007 г. Стенограмма доступна по адресу: http://rhga. <...> В то время Флоренский планировал реализовать свои размышления в виде серии статей: «О типах святости», «О типах возрастания», «О возрастании типов», «О любви ко злу» (написана и издана была только вторая). <...> Флоренский строит математизированную концепцию иерархии и взаимоотношения типов возрастания, а также учение о возможности «прерывного» изменения типа возрастания («возрастание типов»). <...> О разрешении во Христе антиномии среды и личности см. набросок 1917 г. [там же, с. <...> Павел, составляет антиномию P, которая есть формула Истины, превышающей правила рассудка. <...> Флоренский к конъюнкции консеквентов обеих формул конъюнктивно присоединял V — знак истины. <...> Заметим здесь, что для логического анализа приводимых суждений русскому философу <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_7._Философия_№1_2011.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 7 ФИЛОСОФИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
История русской философии
Шапошников В.А. Персоналистический платонизм о. Павла
Флоренского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Бирюков Б.В., Прядко И.П. П.А. Флоренский: философско-логические
идеи как средство экспликации философскотеологических
воззрений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Философия и методология науки
Лебедев С.А. Современная наука: социальность и инноваци -
онность .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Маркин В.И. Формальные реконструкции силлогистики Венна .
Эстетика
.
.
.36
Липкин А.И. Структура современного физического знания . . . . . .46
Логика
.63
Малахова Е.В. Телесное в молодежной субкультуре: семантика
и эстетика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74
Философская антропология
Трушкина Е.Ю. Визуальная антропология: этапы становления
и развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
Социальная философия
Пилецкий С.Г. Суды присяжных: парад несбывшихся надежд .
Критика и библиография
Гранин Ю.Д. Многомерный человек: сущность и методология
исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Рудяк И.И. Накопление прошлого как повышение мерности .
.
.
. 117
.
. 101
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 1 • 2011 • ЯНВАРЬ — ФЕВРАЛЬ
Выходит один раз в два месяца
Стр.1
CONTENTS
History of Russian Philosophy
Shaposhnikov V.A. Personalistic Platonism of Father Pavel Florensky
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Biryukov B.V., Pryadko I.P. P.A. Florensky: philosophical-logic
ideas as an instrument of explication of philosophical-theological views . .20
Philosophy and Methodology of Science
Lebedev S.A. Modern science: social character and innovation
character. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Lipkin A.I. The structure of modern physical knowledge . . . . . . . . . .46
Logic
Markin V.I. Formal reconstructions of Venn’s syllogistic. . . . . . . . . . .63
Aesthetics
Malakhov a E.V. The bodily in youth subculture: semantics and
aesthetics . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74
Philosophical Anthropology
Trushkina E.Yu. Visual anthropology: formation and evolution .
.
.
.
.
.88
Social philosophy
Piletsky S.G. The court of jury: a parade of lost expectations. . . . . . . 101
Critique and Bibliography
Granin Yu.D. A multidimensional man: the essence and methodology
of research. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Rudyak I.I. Accumulation of the past as increase in regularity . . . . . . . 117
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2011
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2011. № 1
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
В.А.Шапошников*
ПЕРСОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЛАТОНИЗМ
О. ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО**
Задача настоящей статьи — выявить особенности употребления
П.А. Флоренским терминов «идея» и «личность» в их взаимосвязи и на
этой основе ответить на вопрос, в каком смысле он может быть охарактеризован
как «платоник» и в каком — как «персоналист». Итоговый вывод:
Флоренский строит на основе платонизма развернутую теорию личности
с тенденцией ко всеохватности, но, тем не менее, философом-персоналистом
признан быть не может, поскольку центральной философской
темой для него является главная тема платонизма — идея-форма и ее воплощение,
а не личностность как таковая; однако, поскольку он склонен
понимать воплощенные идеи-формы как личности, его платонизм может
быть охарактеризован как «персоналистический».
Ключевые слова: русская религиозная философия, П.А. Флоренский,
персонализм, платонизм.
V.A. Shaposhnikov. Personalistic Platonism of Father Pavel Florensky
The paper aims to expose the correlation of the terms “form (idea)” and
“person” in the works by Florensky, and on this basis to answer a query whether
he can be characterized not only as a Platonist but as a Personalist as well.
Eventually it is asserted that Florensky has got an extensive and full-scale theory
of personality, but he can hardly be classified as a Personalist because his central
theme is a platonic one - the form and its embodiment; though as far as he treats
the forms embodied as persons his platonism can be called “personalistic”.
Key words: Russian religious philosophy, P.A. Florensky, personalism, Platonism.
Платонизм
и персонализм часто противопоставляют друг другу.
Так, например, делает Николай Бердяев (бывший одним из главных
критиков Флоренского в дореволюционной России). С этой
точки зрения выражение «персоналистический платонизм» выглядит
как оксюморон. Возможен, однако, и другой взгляд на их соотношение.
Для
Флоренского персонализм развивает и уточняет позицию
Платона, а не противостоит ей. И это не столь уж удивительно, ведь
* Шапошников Владислав Алексеевич — кандидат философских наук, доцент кафедры
философии естественных факультетов философского факультета МГУ имени
М.В. Ломоносова, тел.: (8) 909-997-62-33; e-mail: vlad-shap@rambler.ru
** Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект
№ 09-03-00615а).
3
Стр.3