Московского университета Вестник Cерия 10 ЖУРНАЛИСТИКА Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Засурский Я.Н. <...> Регулярный менеджмент на предприятиях массмедиа: к вопросу о содержании термина . <...> Журналистское образование в США: от журналистики к мас - совым коммуникациям . <...> Рекреативные функции СМИ: содержание, структура и гума - нистический потенциал . <...> Интерактивные медиа и политический дискурс в Финляндии . <...> Основные составляющие странового имиджа и технологии его продвижения (на примере формирования имиджа Италии в России) . <...> Journalism Education in the United States: From Journalism to Mass Communication . <...> Recreative Functions in Media: Subject, Structure and Humanistic Potential . <...> № 1 КОНТЕНТ, КАНАЛЫ И АУДИТОРИИ В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ* М.Г. Шилина, канд. филол. наук, науч. сотр. кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: 2008mgs@mail.ru ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИАСИСТЕМ И АКТУАЛЬНЫЕ КОНЦЕЦИИ ТЕОРИИ СМК В статье выявлены характеристики медиа XXI в. <...> Для исследования современных СМК автор вводит понятия “медиасистема”, “медиакоммуникация”, развивает идею новой комплексной академической дисциплины медиалогии. <...> Трансформации современных массмедиа обусловлены факторами внешними (экономическими, социополитическими, техническими и т.д.) и внутренними (технологическими, образовательными, ментальными и т.д.) <...> Система распространения также нуждается в принципиальном обновлении: например для доставки бесплатной и платной прессы, цифрового контента потребуются оригинальные схемы, выработка новых категорий. <...> МакКуэйла [McQuail, 2005), политэкономической (от работ франкфуртской школы до Е. Вартановой <...> Е.Л. Вартановой (кафедра теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ 9 имени М.В. Ломоносова [Вартанова, 2004, 2008, 2009]. <...> Автор предлагает ввести понятие “медиасистема” для обозначения специфики одного из базовых предметов исследования такого объекта как массмедиа XXI века. <...> Словосочетание <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_10._Журналистика_№1_2010.pdf
Московского
университета
Вестник
Cерия 10
ЖУРНАЛИСТИКА
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Засурский Я.Н.Колонка редактора: Петровские “Ведомости” — повестка дня на
века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Контент, каналы и аудитории в новом тысячелетии: взаимодействие
и взаимовлияние
Шилина М.Г. Тенденции развития современных медиасистем и актуальные концепции
теории СМК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Новикова А.А., Дюло Е.А. “Советское” на современном российском телевидении
как проявление глокалицзации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Долгова Ю.И. В поисках публичной сферы, которой никогда не существовало.
Анализ телевизионной политической коммуникации России 2000–2009 гг. 138
Кирия И.В. Социальная традиция российской модели коммуникаций . . . . . . 151
Экономика СМИ
Иваницкий В.Л. Регулярный менеджмент на предприятиях массмедиа: к вопросу
о содержании термина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Лаане Д.А. Типология деловых печатных СМИ Украины . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Журналистское образование
Виниченко В.М. Журналистское образование в США: от журналистики к мас -
совым коммуникациям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Дискуссии
Ершов Ю.М. К определению понятия познавательного телевидения . . . . . . . 113
Ведется исследование
Федотова Н.А. Рекреативные функции СМИ: содержание, структура и гума -
нистический потенциал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Стебловская С.Б.Методологические основы исследования аксиологического
поля журналов для подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Петрова В.В.Интерактивные медиа и политический дискурс в Финляндии . . 154
Клименко Д.А.Основные составляющие странового имиджа и технологии его
продвижения (на примере формирования имиджа Италии в России) . . 165
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 1 • 2010 • ЯНВАРЬ–ФЕВРАЛЬ
Выходит один раз в два месяца
Стр.1
CONTENTS
Zassoursky Ya.N. Editorial: The Vedomosti of Peter the Great — The Agenda
for Centuries . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Content, Channels and Audiences in the New Millennium: Interaction
and Interrelations
Schilina M. G. Tendencies of the Modern Media Systems’ Development and Relevant
Сonceptions of Mass Communications Theory . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Novikova A.A., Dulo E. “Soviet” in Modern Russian Television as a Symptom
of Glocalization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Dolgova Yu.I. Looking for Public Sphere That Never Existed. Analysis
of Political Communication on Russian TV (2000–2009) . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Kyria I.V. The Social Tradition in Communication Model in Russia . . . . . . . . . . . . 151
Media Economics
Ivanitskiy V.L. Regular Management in Media Enterprises: Determining
Terminology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Laane D.A. Typology of the Ukrainian Business Press . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Journalism Education
Vinichenko V.M. Journalism Education in the United States: From Journalism
to Mass Communication . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Discussion
Ershov Yu.M. An Approach to the Definition of Educational Television . . . . . . . . . 113
Research is Being Carried Out
Fedotova N.A. Recreative Functions in Media: Subject, Structure
and Humanistic Potential . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Steblovskaya S.B. Methodological Basis of the Research of Axiological Domain
of Teen Magazines . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Petrova V.V. Interactive Media and Political Discourse in Finland . . . . . . . . . . . . . . 154
Klimenko D.A.Key Elements of the Country’s Image and It’s Promotional Techniques
(the Case of the Italian Image in Russia) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
© Издательство Московского университета,
“Вестник Московского университета”, 2010
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2010. № 1
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Я.Н.Засурский, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой
истории зарубежной журналистики и литературы, президент факультета
журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
ПЕТРОВСКИЕ “ВЕДОМОСТИ” —ПОВЕСТКА ДНЯ НА ВЕКА
2 января 1703 г. вышел первый номер первой русской печатной
газеты “Ведомости”. Газетой руководил Петр Великий, он набрал штат
из числа людей, знающих европейские языки. Они переводили тексты
из европейских газет, и потом тексты редактировались под наблюдением
Петра I.
Первый номер “Ведомостей”, который нам доступен, датируется
2 января 1703 г. Статья в этом первом номере излагает основы политики
Петра I. Это своего рода отчет о состоянии дел в России, но по сути это
повестка дня России на века.
Оборона и вооружение
Обратим внимание на главные аспекты. Первое, с чего начинается
статья, — это вооружение, которое должно помочь России защищать
свою территорию. “На Москве, — пишет газета, — вновь ныне пушек
медных, гаубиц и мортиров вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и
по 13 фунтов. Гаубицам бомбы пудовые и полупудовые. Мортиры бомбам
9-ти, 3-х и 2-х пудовые и меньше”. И продолжает автор статьи: “А меди
ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше
сорока тысяч пуд лежит”. Таким образом, определив материальные возможности
создания российского вооружения, газета выделяет один из
главных приоритетов России — защиту территории государства.
Образование и просвещение
Пушками заботы о развитии страны не ограничиваются — следующий
пункт программы — образование: “Повелением Его Величества
московские школы умножаются и 45 человек слушают философию и уже
диалектику окончили”. Таким образом, газета “Ведомости” предлагает
развивать образование и гордится тем, что в московских школах учат
философии и диалектике. Газета, размышляя о боеспособности России,
в то же время самым серьезным образом озабочена развитием образованности
российских граждан — философия и диалектика в числе первых
потребностей.
3
Стр.3