Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки.

Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. №1 2013 (120,00 руб.)

0   0
Страниц123
ID294201
АннотацияЖурнал публикует статьи по теории, методологии и истории различных отраслей политической науки; результаты прикладных исследований российского и мирового политического процесса; учебно-методические материалы для преподавателей и студентов, изучающих политологию; библиографические обзоры и рецензии; информацию о круглых столах и конференциях. Страницы журнала открыты для дискуссионных материалов, поэтому его содержание необязательно отражает точку зрения учредителей и редакционной коллегии. Авторы несут ответственность за подбор и достоверность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, имен собственных, географических названий и иных сведений, а также за использование данных, не предназначенных для открытой печати
Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. : Научный журнал .— Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Издательский Дом) .— 2013 .— №1 .— 123 с. — URL: https://rucont.ru/efd/294201 (дата обращения: 16.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ / Губерский (60,00 руб.)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / Бушуев (60,00 руб.)
БУДУЩЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ И ПАРЛАМЕНТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ / Володенков (60,00 руб.)
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. СТАТЬЯ ВТОРАЯ / Кукушкина (60,00 руб.)
СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ: МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА / (60,00 руб.)
НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ / (60,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Белла «Конец идеологии» (1960) в обосновании идеи постепенного (по мере развития постиндустриальных обществ) «затухания» классического идеологического противостояния и постепенного «отмирания» идеологий. <...> Заявление о «конце идеологии» вызывало достаточно широкую полемику. <...> Конец конкретных идеологий не означает конца идеологии вообще, поскольку нужно четко различать общее научное понятие идеологии и ее отдельные исторические формы. <...> Поэтому положение о «конце идеологии» правильнее было бы понимать не как кризис идеологии как таковой, а как кризис ее отдельных структурных элементов. <...> № 1 В.В. Бушуев, В.Д. Нечаев ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В статье анализируется феномен исторической политики в аспекте ее связи с внутриполитическими взаимодействиями политических акторов и устойчивостью национальной политической системы. <...> Ключевые слова: историческая политика, инструментальная роль, политика индоктринации, фрагментация, консолидация общества, конвенциональные политические практики. <...> Большинство из них подчеркивают, что историческая политика носит многогранный характер и должна рассматриваться через призму полифункциональности: и как способ конструирования внешнеполитического имиджа государства, и как механизм общенациональной консолидации на основе конструирования гражданскополитической идентичности, и как ресурс внутриполитических трансформаций в обществе. <...> В первом случае (доминантный тип политических взаимодействий) историческая политика, как правило, выступает средством «индоктринации» граждан со стороны политических сил, находящихся у власти. <...> Указанный тип политических взаимодействий характерен прежде всего для тоталитарных и авторитарных политических режимов, где власть монополизирует историческую «повестку дня», а «историческая» политика выступает именно инструментом массовой <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_12._Политические_науки.__№1_2013_(1).pdf
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2013. № 1 ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Л.В. Губерский ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ В результате ревизии понятия «идеология» во второй половине ХХ в. стали доминировать две стратегии интерпретации идеологии. Согласно первой происходит затухание политической идеологии, что выражается в кризисе идей и идеалов. Вторая утверждает, что идеология сохраняет роль инструмента борьбы за власть между разными социальными группами, конкурирующими в современном гражданском обществе. Вызовы глобализации требуют разработки новых идеологических форм на основе гуманитарных ценностей. Ключевые слова: идеология, гуманитарные ценности, гуманитарное знание, глобализация. Современный этап развития социально-гуманитарного знания связан с поиском путей более четкого обоснования его научнотеоретического контекста. В развитии наук о человеке и обществе на протяжении нескольких десятилетий произошли существенные сдвиги. В настоящее время для многих исследователей совершенно очевидно, что социально-гуманитарные науки успешно развиваются лишь в том случае, когда развивают собственные методы исследования, которые касаются прежде всего изучения осмысленных действий человека, социальных институтов, культурных образований, способов коммуникации. Радикальные сдвиги во всех сферах жизнедеятельности современного общества существенно влияют на процессы, которые происходят в науке. Изменяются парадигмы исследования, междисциплинарные границы, представление о взаимоотношениях наук, новые формы приобретают процессы дифференциации и интеграции социально-гуманитарного знания. Новая методология в качестве главного приоритета рассматривает человека, видя именно в нем активное, творческое и смыслоутверждающее начало, обращает повышенное внимание на смысл происходящих событий, а значит — и на социально-гуманитарное знание. Потенциал такого знания, научно-исследовательских и образовательных структур, который накапливался на протяжении длительного времени, в настоящее время приобрел принципиально новые возможности и значение. 3
Стр.1
Социально-гуманитарное знание в ХХ столетии развивалось в направлении изменения эпистемологического статуса философского дискурса. Этот период для философии отмечен завершением новоевропейской метафизики и пересмотром ее оснований. Воплощением последнего стал онтологический поворот философии в целом (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр) и ее многочисленных модификаций: феноменологический (Э. Гуссерль), антропологический (М. Шелер), герменевтической (Г.-Г. Гадамер), коммуникативной (Ю. Хабермас), структуралистской (М. Фуко) и т.д. Вполне очевидно, что сегодняшние реалии вынуждают принципиально по-другому смотреть на фундаментальные понятия и принципы, которые лежат в основе современного философского исследования. Речь идет прежде всего о глубинных, парадигмальных трансформациях, что способствуют рефлексии относительно социогуманитарной и философской проблематики. Нет необходимости приводить дополнительные аргументы относительно того, насколько актуальным является социогуманитарное измерение философствования в контексте информационнотехногенного развития, которое постоянно ускоряется и сопровождается вытеснением гуманистической и культуротворческой проблематики. В то же время все больше усиливается традиционная оппозиция природы, общества, экономики, техники, которая дополняется еще и новой оппозицией глобализации. В поликультурном и мультиконфессиональном контексте в условиях глобализационных процессов социально-философская проблематика приобретает новое звучание. Глобализация как внешняя сила в своем векторе противоположна как свободе, так и силе экзистенции, готова подчинить человека, вытеснить духовность и заменить ее информацией. Большую обеспокоенность вызывают проблемы, связанные с предупреждением и разрешением социальных конфликтов, особенно в странах, которые испытали существенные территориальные и политические изменения, конфликтов этнического и религиозного характера. Разрешению конфессиональных и этнических конфликтов и противоречий способствует организация глобального диалога, который начинается в сфере политики и распространяется на все сферы социальной деятельности человека. Новой социально-культурной реальностью стали процессы экономического, информационного и коммуникационного сближения, которые рассматриваются как значительный по мощности влияния на человечество фактор. Результатом действия этого фактора становится межрегиональная и даже трансконтинентальная взаимозависимость, что проявляется в формах глобальной коммуникации, глобальной массовой культуры и т.п. Для решения глобальных проблем человечества необходима новая 4
Стр.2
философия толерантности, а гуманизм рассматривается как общая основа, на которой возможно конструктивное взаимопонимание и сотрудничество. В основе диалога лежит утверждение принципов справедливости и прав человека, толерантности и культурного взаимодействия. Сегодня мы действительно существуем в такой уникальной ситуации, когда можем не только ставить вопросы, но и одновременно способны искать адекватные ответы в едином информационно-коммуникативном пространстве. Действительно, интенсификация интеллектуальных поисков человечества, переосмысление истории, формирование теоретического образа будущего в контексте социального и культурного творчества в цивилизационном измерении рубежа тысячелетий — все эти темы являются сквозными интенциями философского сознания. В этом смысле гуманистическая направленность размышлений заключается в заинтересованности «миром человека», противостоянии насилию, предотвращении сценариев гибели мира, в философском переживании глобальных экологических, социальных проблем, в стремлении к демократии, свободе, справедливости и нравственности. В значительной мере специфика переконструирования идеи основных измерений человеческого бытия в философии связана с тем, что она происходила во времена постепенного распада идеологической матрицы советского философствования, в которой место человека было определено окончательно, раз и навсегда. Вместо этого для индивида решающее значение приобретает возможность формировать новые коммуникативные связи, новое публичное пространство, одновременно формируя свою индивидуальность, свободно самореализуясь, не теряя идентичности. Во второй половине ХХ в. в контексте философского и социально-политического дискурса было актуализовано и получило широкое обсуждение понятие идеологии как одного из фундаментальных измерений социально-культурного процесса. В результате была осуществлена научно-теоретическая ревизия данного понятия. В соответствии с этим в профессиональной литературе существуют различные трактовки понятия «идеология», которые отображают существенные особенности идеологии и в известной мере позволяют отличать ее от других сфер общественного сознания. Вполне очевидно, что понятие «идеология» правомерно отнести к такой группе понятий, первоначальные значения которых из-за постоянного изменения теорий, взглядов, парадигм, установок и т.п. приобрели множество смысловых наслоений и даже откровенно ошибочных интерпретаций. Более полное осмысление сущности этого феномена предусматривает учет того, что идеология не исчерпывается лишь классовым измерением, а представляет собой многомерное социально-культурное образование. 5
Стр.3