Московского университета Серия 14 ПСИХОлОГИЯ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Теоретические, эмпирические, экспериментальные исследования Богояв ленска я Д.Б. Одаренность: ответ через полтора столетия . <...> Эмоциональный интеллект: о возможности усовершенствования модели и теста Мэйера—Сэловея—Карузо . <...> Дескрипторный словарь в формировании представлений психолога о мире труда . <...> Рефлексия измененных состояний сознания в психоанализе . <...> . Психология — практике Цве ткова Л.А. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в студенческих общностях: интегративная теоретическая модель Г. Гонзалеса. <...> Богоявленская ОДареннОсть: Ответ через пОлтОра стОлетия В статье подчеркивается необходимость научно обоснованного раскрытия понятия «одаренность». <...> Определение понятия «одаренность» По моей инициативе и при организационной и научной поддержке замминистра МО РФ академика РАО В.Д. <...> Таким образом, данное определение понятия одарен5 ности позволяет отойти от сложившегося на определенном этапе представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. <...> Их понимание одаренности с необходимостью включало личность, а именно ее духовную зрелость. <...> Как было показано выше, основная трудность в понимании одаренности как системного качества заключалась в невозможности систематического наблюдения всех его компонентов — эмоциональных, мотивационных, волевых и др. <...> В РКО нашло отражение мое понимание одаренности, поскольку деятельность всегда осуществляется личностью. <...> Тумела (Toomela, 2007) относит к холистическому направлению и Россию (где холистичность мышления выражена в еще большей степени, чем в Германии; см., напр.: grossmann, varnum, 2010). <...> Два упомянутых подхода к решению проблем науки могут быть сопоставлены с традицией формально-логических, рациональных и интуитивных5 решений, которые в свою очередь <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_14._Психология_№3_2010.pdf
Московского
университета
Серия 14 ПСИХОлОГИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические, эмпирические, экспериментальные исследования
Богояв ленска я Д.Б. Одаренность: ответ через полтора столетия ....
А лекс ан д р ов Ю.И. , А лекс ан д р ов а Н.Л. Комплементарность
культуроспецифичных типов познания (окончание) ............
Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Сравнительный анализ результатов
качественного исследования (на материале интервью) .............
Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: о возможности усовершенствования
модели и теста Мэйера—Сэловея—Карузо .........
Погожина И.Н. Обучение дошкольников принципу сохранения через
формирование структуры логических операций классификации и
сериации ................................................
Пчелинова В.В. Дескрипторный словарь в формировании представлений
психолога о мире труда .....................................
Обзорно-аналитические исследования
Россохин А.В. Рефлексия измененных состояний сознания в психоанализе
....................................................
Шмелева И.А. Проблема взаимодействия человека с окружающей средой:
области и аспекты психологического исследования ..............
Дискуссии, размышления
Пе т ренко В.Ф. Вернем психологии сознание! ....................
Психология — практике
Цве ткова Л.А. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами
в студенческих общностях: интегративная теоретическая
модель Г. Гонзалеса........................................
Научная жизнь
Веракса А.Н. , Леонов С.В. Спортивная наука — университетам Европы....................................................
Юбилеи
К
80-летию Нины Николаевны Даниловой .........................
3
18
36
52
65
76
88
105
121
Вестник
научный журнал
Основан в ноябре 1946 г.
№ 3 • 2010 • Июль–СентЯбрь
Выходит один раз в три месяца
142
153
156
Стр.1
MOSCOw UNivErSiTy BUllETiN (vESTNik). SEria 14. PSyChOlOgy. 2010. N 3
CONTENTS
Theoretical, empirical, experimental studies
Bogoyavlensk aya D.B. giftedness: the answer one and a half centuries
later ....................................................
alex androv yu. i . , alex androva N.l. Complementarity of culturespecific
types of cognition (the end) ...........................
Melni kova O.T. , khorosh i lov D.a. The comparative analysis of
results of qualitative research (on the material of interview) ........
Pank r atova a.a. Emotional intelligence: possibility to improve Mayer—
Salovey—Caruso’s model and test ............................
Pogozhina i .N. Preservation principle formation at preschool children
through formation of classification and ranking logic operations structures
...................................................
Pchel inova v.v. Formation of psychologist’s labor world pattern on the
basis of the descriptor dictionary codes ........................
Review, analytical studies
ros sok hin a.v. reflection of the altered states of consciousness in psychoanalysis
..............................................
Shmeleva i .a. The problem of human—environment interactions: areas
and aspects of psychological study ............................
Discussions
Pet r enko v.F. let’s return consciousness to psychology! ............
Psychology to practice
Ts vetkova l.a. Prevention of psychoactive substances abuse in student
communities: integrative theoretical model by g. gonzalez ........
Scientific events
veraksa a.N., leonov S.v. Sport science to European universities ...
Anniversaries
To the 80th anniversary of Nina Nikolayevna Danilova ................
3
18
36
52
65
76
88
105
121
142
153
156
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2010
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2010. № 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ЭМПИРИЧЕСКИЕ,
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Д. Б. Богоявленская
ОДареннОсть: Ответ через пОлтОра стОлетия
В статье подчеркивается необходимость научно обоснованного раскрытия
понятия «одаренность». В ходе исторического экскурса в проблему раскрываются
причины широкой распространенности представления об одаренности как об
«уровне интеллекта выше среднестатистического». Выделение единицы анализа
одаренности (способности к развитию деятельности по своей инициативе) и
метода ее измерения («систематического наблюдения») позволило реализовать
заложенное Ф. Гальтоном понимание одаренности.
Ключевые слова: одаренность, системное качество, диагностика, единица
анализа, личность, шкалирование, способности, развитие, гениальность.
The article puts special emphasis on the necessity of giving a scientifically
grounded definition to such a concept as «giftedness». By taking a retrospective
look on the problem the author reveals reasons why the perception of giftedness as
«intellect above average» is so widespread. Determining a unit of analysis of giftedness
(i.e. ability to develop activity on one’s own initiative) and creating a method for its
measurement («systematic observation») made it possible to realize F. galton’s concept
of giftedness.
Key words: giftedness, system quality, diagnostics, unit of analysis, personality,
scaling, mental faculties, development, genius.
Обзор литературы по проблемам одаренности указывает на теснейшую
связь решения этих проблем с непосредственными запросами
общества. Особенно четко эта закономерность прослеживается при
анализе американской литературы за последние полстолетия, который
убедительно показывает, как социально-экономические потребности
общества подчиняют себе стратегию образования.
В 1950-х гг. действуют две тенденции: 1) доступность рабочих
мест в сфере занятости в период стабильности оказывает влияние на
снижение возраста приема детей в школу; 2) из-за демографического
взрыва появляется множество работ, указывающих на вред снижения
Богоявленская Диана Борисовна — докт. психол. наук, профессор, зав. лабораторией диагностики
творчества ПИ РАО, профессор кафедры общей психологии ф-та психологии МГУ.
E-mail: mpo-125@mail.ru
3
Стр.3