Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи (300,00 руб.)

0   0
Первый авторЕлецкая Ольга Вячеславовна
АвторыТараканова Алла Алексеевна
ИздательствоСПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина
Страниц312
ID293280
АннотацияУчебно-методическое пособие направлено на формирование готовности будущих логопедов к проведению диагностических мероприятий в рамках своей профессиональной деятельности. В нём рассматриваются вопросы, принципы и задачи психолого-педагогической диагностики, излагаются особенности педагогической диагностики, а также вопросы этики проведения психодиагностического исследования, раскрываются различные диагностические модели, методы и приемы выявления нарушений развития у детей с речевой патологией, представлена дифференциальная диагностика различных вариантов нарушений речевого развития.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов дефектологических факультетов, логопедов, учителей и воспитателей специальных детских учреждений.
УДК376.1-058.264:37.015.31:159.98
ББК74.37я73
Елецкая, О. В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи : учеб.-метод. пособие / А. А. Тараканова; О. В. Елецкая .— Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012 .— 312 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/293280 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учеб.-метод. пособие / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. <...> В нём рассматриваются вопросы, принципы и задачи психологопедагогической диагностики, излагаются особенности педагогической диагностики, а также вопросы этики проведения психодиагностического исследования, раскрываются различные диагностические модели, методы и приемы выявления нарушений развития у детей с речевой патологией, представлена дифференциальная диагностика различных вариантов нарушений речевого развития. <...> Методы и приёмы психолого-педагогической диагностики детей с речевой патологией . <...> Во второй главе рассматриваются дизонтогенез речи, его основные причины и даются клинические типы психического дизонтогенеза. <...> В ней подробно рассмотрены и схематично представлены клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи, подробно рассмотрены специфические и неспецифические речевые и языковые расстройства и четко в виде схем даны их дифференциальные признаки. <...> 1.2). аутистическое мышление эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление социализированная речь и логическое мышление Рис. <...> Следовательно, эгоцентрическая речь не выполняет никакой объективно полезной функции в поведении ребенка, а значит, для нее характерен симптом слабости, незрелости детского мышления, что приводит к постепенному отмиранию, свертыванию и исчезновению эгоцентрической речи на пороге школьного возраста. <...> 1.3). социальная речь эгоцентрическая речь внутренняя речь Рис. <...> Эгоцентрическая речь, являясь переходной формой между внутренней речью и внешней речью, возникает на основе социальной речи. <...> Влияние мышления на речевое развитие проявляется как на уровне семантики, так и на формальноязыковом уровне. <...> Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. <...> 11 Различная <...>
Психолого-педагогическая_диагностика_детей_с_нарушениями_речи.pdf
УДК 376.1-058.264:37.015.31:159.98 ББК 74.37 я73 Рецензенты: А. В. Щукин, кандидат психологических наук, доцент (Санкт-Петербургский государственный университет); Л. Г. Парамонова, кандидат педагогических наук, профессор (Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина) Елецкая О. В., Тараканова А. А. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учеб.-метод. пособие / О. В. Елецкая, А. А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. – 312 с. ISBN 978-5-8290Учебно-методическое пособие направлено на формирование готовности будущих логопедов к проведению диагностических мероприятий в рамках своей профессиональной деятельности. В нём рассматриваются вопросы, принципы и задачи психологопедагогической диагностики, излагаются особенности педагогической диагностики, а также вопросы этики проведения психодиагностического исследования, раскрываются различные диагностические модели, методы и приемы выявления нарушений развития у детей с речевой патологией, представлена дифференциальная диагностика различных вариантов нарушений речевого развития. Предназначено для студентов дефектологических факультетов, логопедов, учителей и воспитателей специальных детских учреждений. Печатается по решению редакционно-издательского совета Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина ISBN 978-5-8290© Ленинградский государственный университет (ЛГУ) имени А. С. Пушкина, 2012 2
Стр.2
Оглавление Введение............................................................................................................... 4 Глава 1. Речь как высшая психическая функция и её оценка ........................ 6 Глава 2. Особенности дизонтогенетического развития детей с речевыми расстройствами................................................................................ 13 Глава 3. Психодиагностика: принципы, задачи, методологические требования к средствам психолого-педагогического исследования. Этика психодиагностического обследования .................................................... 24 Глава 4. Основные психодиагностические модели в изучении детей с нарушениями в развитии................................................................................... 47 Глава 5. Методы и приёмы психолого-педагогической диагностики детей с речевой патологией ................................................................................ 63 Глава 6. Дифференциальная диагностика различных типологических вариантов нарушений речевого развития........................................................ 133 6.1. Цель, задачи и основные критерии дифференциальной диагностики................................................................... 133 6.2. Типологизация нарушений речевого развития..................................... 141 6.3. Дифференциация специфических (первичных) и неспецифических (вторичных) расстройств речевого развития.............. 148 6.3.1. Разграничение специфических (первичных) расстройств речевого развития ..................................................................... 148 6.3.2. Отграничение нарушений речи при эмоциональных расстройствах от сходных состояний ............................................................189 6.3.3. Отграничение неспецифических (вторичных) расстройств речевого развития при интеллектуальных нарушениях от сходных состояний...................................................................................... 197 6.3.4. Отграничение неспецифических (вторичных) расстройств речевого развития при расстройствах аутистического спектра от сходных состояний...................................................................................... 204 6.3.5. Отграничение неспецифических (вторичных) расстройств речевого развития при сенсорной патологии от иных типологических вариантов речевых расстройств .........................230 Глава 7. Психолого-медико-педагогическая комиссия: основные принципы, задачи, организация и содержание работы................ 241 Глава 8. Оказание логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста в системе народного образования и здравоохранения..............................................................................................271 Список литературы……………..…….……………………………….……….….297 Приложение 1 ...............................................................................................304 Приложение 2 ...............................................................................................306 Приложение 3 ...............................................................................................310 3
Стр.3