Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 5 | 2016
ISSN 2218-8711
Стр.2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, и. о. ректора
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор)
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (заместитель главного редактора)
Баксанский О. Е., доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора био- и
экофилософии ФГБУН «Институт философии РАН»
Безрогов В. Г., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории диагностики
творчества ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», профессор кафедры
дифференциальной психологии факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «Московский
государственный психолого-педагогический университет»
Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, зам. зав. кафедрой педагогики Института «Высшая школа
образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Института социальногуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социальногуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, зам. зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО
«Волгоградский социально-педагогический университет»
Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Микешина Л. А., Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор кафедры философии
Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет»
Обухов А. С., кандидат психологических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой психологической
антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»
Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник
лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики»,
профессор департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики»,
профессор кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Савенков А. И, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института
педагогики и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический
университет»
Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации, руководитель
Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений»
философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социальногуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии ОАНО
ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Проблемы современного образования | № 5 | 2016 | http://www.pmedu.ru
2
Стр.3
THE EDITORIAL BOARD
A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician
of the Russian Academy of Education, the acting President of Moscow State University of Education (MSPU), (editor in
chief)
M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head
of the Laboratory at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education (Deputy
editor in chief)
O. Ye. Baksansky, ScD In Philosophy, Professor, Senior Research Fellow at the Bio- and Eco-Philisophy Sector of the
Institute for Philosophy of the Russian Academy of Sciences
V. G. Bezrogov, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Senior
Research Fellow at the “Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education”
D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological
Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow State University of Education (MSPU)
E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
I. V. Vachkov, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow State University of Education (MSPU), Professor of the Differential Psychology at The Faculty of Clinical and
Special Psychology, Moscow State University of Psychology and Education
E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head of the Pedagogics Department at the Institute
“Higher school of education”, Moscow State University of Education (MSPU)
I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, ScD in Education, Professor, Deputy Head of the Pedagogics Department at
the Volgograd State Socio-Pedagogical University
I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow State University of Education (MSPU)
L. A. Mikeshina, Honored Science Worker of Russian Federation, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department
at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow State University of Education (MSPU)
A. S. Obukhov, PhD in Psychology, Professor, Head of the Psychological Anthropology Department at the Institute of
childhood Moscow State University of Education (MSPU)
A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education
A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Full Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and
behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department
at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of childhood Moscow State University of Education (MSPU)
A. I. Savenkov, ScD in Psychology, ScD in Education, Professor, Head of the Institute for Pedagogy and Psychology
of Education, Moscow State autonomous educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical
University”
G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood
Moscow State University of Education (MSPU)
G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the
Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous
non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of childhood Moscow State University of Education (MSPU)
Проблемы современного образования | № 5 | 2016 | http://www.pmedu.ru
3
Стр.4
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки
Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США)
Болотов В. А., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, научный руководитель Центра
мониторинга качества образования ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики»
Дёмин В. П., доктор искусствоведения, профессор, академик РАО, академик-секретарь Отделения
образования и культуры РАО
Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор кафедры управления проектами ГАОУ ВО
города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, вице-президент РАО
Ланин Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»
Маркарова Т. С., кандидат филологических наук
Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
THE EDITORIAL COUNCIL
N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford
University, USA
V. A. Bolotov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Academic
Advisor at the Centre for monitoring quality of education, National Research University Higher School of
Economics
V. P. Dyomin, ScD in Art, Academician of the Russian Academy of Education, Academician-Secretary to the
Department of education and culture, the Russian Academy of Education
N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow State autonomous
educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical University”
Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, VicePresident
of the Russian Academy of Education,
B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education
T. S. Markarova, PhD in Linguistics
N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education
РЕДАКЦИЯ
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Редактор (перевод): М. А. Соколова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
EDITORIAL STAFF
Executive editor: G. V. Alperina
Editor: M. A. Sokolova
Design: N. I. Lisova
Проблемы современного образования | № 5 | 2016 | http://www.pmedu.ru
4
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Философские науки 09.00.00
Из ИСТОРИИ фИЛОСОфСКОЙ мЫСЛИ
Яшин Б. Л. Априорное и апостериорное в познании: история
и современные подходы ................................................................................................................................ 9
Милованов К. Ю. Философский проект «свободного государства» Монтескье
и его критика современниками ................................................................................................................. 25
Психологические науки 19.00.00
ПЕДАГОГИчЕСКАЯ ПСИхОЛОГИЯ
Арпентьева М. Р. Проблема социального порядка и насилие в школах .......................................... 39
Абдумаджидова Д. Р. Взаимосвязь ассертивности и моральных основ образа
действий студентов ...................................................................................................................................... 50
ПСИхОЛОГИчЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Овчинникова Ю. С. Музыкальное миротворчество: совместная музыкальная
игра-импровизация как средство самопознания и развития исследовательских
качеств личности .......................................................................................................................................... 57
Коренблит С. С., Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Песня как автодидактическое
средство развития предпосылок грамотности у детей в парциальной
образовательной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») ........................................... 72
Педагогические науки13.00.00
мОДЕРНИзАЦИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Жумаев Э. Э., Айтувганов У. Х. Основные задачи системы непрерывного
образования в XXI веке ................................................................................................................................ 80
ИСТОРИЯ ОбРАзОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Беленчук Л. Н. Особенности развития образованности в Московской
Руси XVI века ................................................................................................................................................. 85
Богуславский М. В. Формирование аксиологических основ российского
образования в педагогической деятельности В. Я. Стоюнина (к 190-летию
со дня рождения) .......................................................................................................................................... 97
Стрельцов А. А. Влияние вида среднего образования на профессиональное
становление выпускников реальных училищ Российской империи ...............................................111
Проблемы современного образования | № 5 | 2016 | http://www.pmedu.ru
5
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОбРАзОВАНИИ
Ланин Б. А., Шамчикова В. М. Внедрение ФГОС и восприятие филологического
наследия Ю. М. Лотмана ............................................................................................................................119
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕхНОЛОГИИ В ОбРАзОВАНИИ
Раджабов Х. М. О реализации исторического материала
преподавания химии ................................................................................................................................ 127
в процессе
СЛОВО мОЛОДЫм учЕНЫм
Борисов Д. Д. Темперамент и индивидуальность. Исследование темперамента
методом визуальной психодиагностики ................................................................................................ 134
Рогатина Н. А. Профессиональное развитие преподавателей иностранных языков ................... 142
НАучНАЯ ЖИзНь
Осмоловская И. М. Методология педагогики в контексте современного научного знания .........149
Проблемы современного образования | № 5 | 2016 | http://www.pmedu.ru
6
Стр.7
CONTENTS
Philosophic Sciences 09.00.00
FROm THE HISTORy OF PHILOSOPHIC THOUgHT
Yashin Boris L. Priori and Posteriori in Cognition: Background and Modern Approach ........................ 9
Milovanov K. Yu. The Philosophical Project of Montesquieu’s “Free State”
and its Criticism by his Contemporaries ..................................................................................................... 25
Psychological Sciences 19.00.00
EDUCATIONAL PSyCHOLOgy
Arpentievа M. R. The Problem of Social Order and Violence in Schools ................................................. 39
Abdumadjidova D. R. Interrelation of Assertiveness and Moral Grounds
of the Students’ Conduct................................................................................................................................ 50
PSyCHOLOgICAL ANTHROPOLOgy
Ovchinnikova Ju. S. Musial Creativity for Peace: Joint Musical Improvisation
as a Means of Self-Understanding and Developing of Research Personal Qualities ............................. 57
Korenblit S. S., Arushanova A. G., Rychagova E. S. Song as an Autodidactic Means
of Development of the Prerequisites of Literacy in Children in the Partial
Educational Program “Fun Day for Preschoolers” (“Vededo”) ................................................................ 72
Pedagogical Sciences 13.00.00
mODERNIzATION OF EDUCATION
Jumayev E. E., Aytuvganov U. H. Essential Tasks of the Continuing Education
in the 21st Century ......................................................................................................................................... 80
HISTORy OF PEDAgOgy AND EDUCATION
Belenchuk L. N. Features of the Development of Education Ammount in the Moscow
Russia in the 16th Century ............................................................................................................................ 85
Boguslavsky M. V. Development of the Axiological Basis of the Russian Education
in the Pedagogical Practice of V. Ya. Stoyunin (to the 190th Birth Anniversary) ................................... 97
Streltsov A. A. The Influence of Education on the Secondary (Real) School Leavers’
Professional Formation in the Russian Empire .........................................................................................111
Проблемы современного образования | № 5 | 2016 | http://www.pmedu.ru
7
Стр.8
CONTENTS
NEw RESEARCH IN EDUCATION
Lanin B. A., Shamchikova V. M. Implementation of Federal State Educational
Standard and Perception of Yu. M. Lotman’s Philological Legacy .........................................................119
INNOvATIvE TECHNOLOgIES IN EDUCATION
Rajabov H. M. Realization of Historical Materials in the Process of Teaching Chemistry .................. 127
yOUNg SCIENTISTS’ vISION
Borisov D. D. Temperament and Personality. Research on Temperament
by Visual Psychodiagnostics ....................................................................................................................... 134
Rogatina N. A. Professional Development of Foreign Languages Teachers ........................................... 142
SCIENTIFIC LIFE
Osmolovskaya I. M. Pedagogical Methodology in the Context of Modern
Scientific Knowledge .....................................................................................................................................149
Проблемы современного образования | № 5 | 2016 | http://www.pmedu.ru
8
Стр.9