МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Кафедра педагогики и психологии А.В. БЛИНОВА, Г.Л. ШУБИНА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Учебное пособие для студентов 3 курса вузов физической культуры, дневной формы обучения, обучающихся по специальностям: 032101 «Физическая культура и спорт», 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Малаховка 201 О УДК 371.13(024):796.077.5(075.8) ББК 75.74.57 Б 695 Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент В.А. Дерючева, кандидат педагогических наук В.В. Буторин Блинова, А.В. Педагогическая практика : учебное пособие для студентов 3 курса вузов физической культуры, дневной формы обучения, обучающихся по специальностям: 032101 - «Физическая культура и спорт», 032102 - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)>> I А.В.Блинова, г.л. <...> Учебное пособие «Педагогическая практика» подготовлено авторами для студентов 3 курса вузов физической культуры, дневной формы обучения, обучающихся по специальностям: 032101 «Физическая культура и спорт», 032102 - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)>> в соответствии с требованиями государственного образовательного образования. стандарта высшего профессионального Одобрено Учебно-методической комиссией и утверждено Ученым советом МГАФК в качестве учебного пособия ©А.В. Блинова, ГЛ. <...> 6 ПРИМЕРНЫЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ . <...> 9 Примерная схема беседы с учителем физической культуры . <...> 12 МЕТОДИКИ ДЛЯ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА . <...> 14 Методика наблюдения З8 словеСНblми воздействиями учителя на уроке . <...> 32 Примерная тематика воспитательных дел по предмету «Физическая культура» . <...> З7 Рекомендуемая тематика для проведения воспитательных мероприятий . <...> . . . . З9 Рекомендации по анализу внеклассных воспитательных мероприятий 40 Примерная схема психологического обоснования <...>
Педагогическая_практика.pdf
УДК 371.13(024):796.077.5(075.8)
ББК 75.74.57
Б 695
Рецензенты:
кандидат психологических наук, доцент В.А. Дерючева,
кандидат педагогических наук В.В. Буторин
Блинова, А.В. Педагогическая практика : учебное пособие
для студентов 3 курса вузов физической культуры, дневной
формы обучения, обучающихся по специальностям: 032101 -
«Физическая культура и спорт», 032102 - «Физическая культура
для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная
физическая культура)>> I А.В.Блинова, г.л.Шубина. - Малаховка:
МГАФК, 2010 - 84 с.
Учебное пособие предназначено для формирования у студентов
необходимых практических умений в решении задач, связанных с
психолого-педагогическим обеспечением будущей профессиональной
деятельности. В пособии представлены методики, которые помогут
студентам в подготовке и прохождении педагогической практики в
общеобразовательном учреждении.
Учебное пособие «Педагогическая практика»
подготовлено
авторами для студентов 3 курса вузов физической культуры, дневной
формы обучения, обучающихся по специальностям: 032101
«Физическая культура и спорт», 032102 - «Физическая культура для
лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая
культура)>> в соответствии с требованиями государственного
образовательного
образования.
стандарта
высшего
профессионального
Одобрено Учебно-методической комиссией и утверждено
Ученым советом МГАФК в качестве учебного пособия
©А.В. Блинова, ГЛ. Шубина, 2010
© МГАФК, 2010
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка..................................... ...... ........................ .................. 4
Общепедагогические цели практики ..................................................... :.......... 5
Задачи практики ................................................................... .............................. 5
Требования к знаниям, умениям и навыкам, демонстрируемым в период
прохождения педагогической практики в средних общеобразовательных
учреждениях....................................................................................................... 6
ПРИМЕРНЫЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ .......................................................................................................... 8
Схема описания профессиональной деятельности .................................. 9
Примерная схема беседы с учителем физической культуры .................. 12
МЕТОДИКИ ДЛЯ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА .......................... 14
Методика наблюдения З8 словеСНblми воздействиями учителя на
уроке ................................................................................................................ 14
СхемЬ! наблюдения урока............................................................... ............... 18
Схема Ng 1 ....................................................................................................... 18
Схема Ng 2........... ......... ........................................... ........................... ............. 19
Опорная схема анализа и самоанализа урока.... ......................................... 24
Психологический анализ урока.......................................... ............. .............. 27
Схема самоанализа учебных занятий.... ............. ............ ............................ ЗО
МЕТОДИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТbI ....................................................................................................... 32
Примерная тематика воспитательных дел по предмету
«Физическая культура» ........................................................................... 36
Примерный сценарий классного часа .......................................................... З7
Рекомендуемая тематика для проведения воспитательных
мероприятий ......................... ...... ...... .......................................................... ... З9
Рекомендации по анализу внеклассных воспитательных мероприятий 40
Примерная схема психологического обоснования воспитательного
мероприятия и анализа его проведения ................................................ 41
Анализ внеклассного мероприятия .................. ........................................... 44
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
ДЛЯ ИССЛЕдОВАНИЯ МЕЖГРУППОВblХ ОТНОШЕНИЙ ...................... 46
Ориентировочная схема составления психолого-педагогической
характеристики класса (старшие классы).... .............. .............................. 46
Психолого-педагогическая характеристика класса..... .... ......... .......... ..... 48
Социометрия ................................................................................................. 57
Методики для изучения ценностей, установок, психологического
климата в классе....................................................... .............................. 67
Методика незаконченного предложения..... ...................... ......................... 69
Оценки волевых качеств при помощи метода наблюдения ..................... 70
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРА ТУРА ............................................................ 75
Приложение. Примерное положение о классном руководстве в
образовательных учреждениях системы Московского
комитета
образования .......... .............. ..................... .................. ........................................ 79
Стр.3