Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

РЕСУРСЫ МЕТАФОРЫ В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЛипская Татьяна Алексеевна
ИздательствоМ.: Флинта, Наука
Страниц144
ID291671
АннотацияВ монографии приведены сведения о феномене метафоры, анализируются психотерапевтические, коррекционно-развивающие, диагностические возможности метафоры как психологического средства. Представлены результаты апробации авторской психодиагностической процедуры «Сказочные зачины», в основе имеющей метафору и направленной на диагностику школьных страхов. Выявлены особенности авторской психодиагностической процедуры, обеспечивающие ее эффективность в диагностике содержательных характеристик школьных страхов младших школьников. Для специалистов в области психологических наук, в первую очередь для практических психологов, учителей, работающих с младшими школьниками, для студентов психологических факультетов, а также для всех, интересующихся применением метафоры в психологии.
ISBN978-5-9765-1413-3
УДК159.922.7(06)
ББК88.8
Липская, Т.А. РЕСУРСЫ МЕТАФОРЫ В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНЫХ СТРАХОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / Т.А. Липская .— Москва : Флинта, Наука, 2014 .— 144 с. — ISBN 978-5-9765-1413-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/291671 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-9765-1413-3 (ФЛИНТА) ISBN 978-5-02-037760-8 (Наука) В монографии приведены сведения о феномене метафоры, анализируются психотерапевтические, коррекционно-развивающие, диагностические возможности метафоры как психологического средства. <...> Выявлены особенности авторской психодиагностической процедуры, обеспечивающие ее эффективность в диагностике содержательных характеристик школьных страхов младших школьников. <...> Применение метафоры в диагностическом контексте ограниченно представлено в психологических исследованиях. <...> Особенности метафоры (синкретичность, обобщенность, высокая информативная емкость) позволяют считать ее эффективным средством изучения содержательных характеристик школьных страхов детей младшего школьного возраста. <...> Во-первых, школьные страхи можно отнести к числу трудно объективируемых проявлений личности ребенка, а значит, их особенности не могут быть раскрыты напрямую, а только опосредованно, с переводом сложных и не всегда доступных пониманию ребенка когниций в более простые и конкретные формы, имеющие для него личностно – значимую эмоциональную окраску. <...> 4 Возрастным особенностям детских страхов и, в частности, школьных страхов детей младшего школьного возраста посвящено значительное число психологических исследований (Л.С. Акопян, А.Л. Венгер, В.И. Гарбузов, С.В. Гриднева, А.И. Захаров, В.А. Петченко, А.М. Прихожан, А.О. Прохоров, М. <...> Отсюда на первый план решения проблемы выявления таких трудно объективируемых, иррациональных особенностей личности как школьные страхи выходит теоретическое осмысление и эмпирическое обоснование возможностей применения метафоры в изучении школьных страхов, характерных для младших школьников. <...> Прикладной аспект исследуемой проблемы выражен в разработке и апробации психодиагностической процедуры «Сказочные зачины», в основе имеющей метафору, направленной на диагностику таких трудно объективируемых особенностей личности как школьные <...>
РЕСУРСЫ_МЕТАФОРЫ_В_ИЗУЧЕНИИ_ШКОЛЬНЫХ_СТРАХОВ_МЛАДШИХ_ШКОЛЬНИКОВ.pdf
УДК 159.922.7(06) ББК 88.8 Л 61 Рецензенты : Вачков Игорь Викторович – д-р психол. наук, проф. кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета клинической и специальной психологии ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», главный редактор электронного журнала «Клиническая и специальная психология»; Кузьменкова Ольга Валентиновна – канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» Липская Т.А. Л61 Ресурсы метафоры в изучении школьных страхов младших школьников: монография / Т.А Липская. – М : ФЛИНТА : Наука, 2014. – 144 с. ISBN 978-5-9765-1413-3 (ФЛИНТА) ISBN 978-5-02-037760-8 (Наука) В монографии приведены сведения о феномене метафоры, анализируются психотерапевтические, коррекционно-развивающие, диагностические возможности метафоры как психологического средства. Представлены результаты апробации авторской психодиагностической процедуры «Сказочные зачины», в основе имеющей метафору и направленной на диагностику школьных страхов. Выявлены особенности авторской психодиагностической процедуры, обеспечивающие ее эффективность в диагностике содержательных характеристик школьных страхов младших школьников. Для специалистов в области психологических наук, в первую очередь для практических психологов, учителей, работающих с младшими школьниками, для студентов психологических факультетов, а также для всех, интересующихся применением метафоры в психологии. УДК 159.922.7(06) ББК 88.8 ISBN 978-5-9765-1413-3 (ФЛИНТА) ISBN 978-5-02-037760-8 (Наука) © Липская Т.А., 2014 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития психологической науки, который ряд исследователей характеризует как постнеклассический, особое значение приобретает поиск средств и методов исследования, которые, сохраняя достоинства традиционных способов изучения психологической реальности, обладали бы возможностью избежать «эффекта фасада» и других нежелательных проявлений, обнаруживающихся при проведении психодиагностики, и отвечали бы насущным требованиям, предъявляемым к научному инструментарию. Определившиеся в психологии перспективы развития связаны с возобновлением научного интереса к индивидуальности, субъектности человека, потребовавшего разработки методов и методик, ориентированных не на измерение, изучение повторяющихся явлений, сопоставление с эталонами, а на выявление качественных проявлений личности, на раскрытие неповторимости ее внутреннего мира, на преодоление возможных искажений результатов в сторону социальной желательности. Качественные методы открывают широкие возможности психологического познания человека. Получение качественных данных становится возможным, в частности, посредством метафоры как психологического средства, которое позволяет изучать базовые, глубинные структуры психики, учитывать своеобразие и уникальность личности. Исходя из вышесказанного можно с очевидностью утверждать, что данное исследование является, безусловно, актуальным и значимым, поскольку многообразные свойства метафоры, довольно неплохо изученные психологами и лингвистами, оказались явно недостаточно использованы в целях изучения различных психологических феноменов и, в частности, проявлений эмоциональной сферы детей. Как показывает теоретический анализ, основным предметом психологического изучения метафоры являются стадии процесса понимания (S. Glucksberg, B. Keysar) и специфика понимания и распознавания метафоры детьми (К.И. Алексеев, Л.К. Балацкая, Е.А. Кричевец, М.В. Самойлова, А.П. Семенова, R. Honeck, H. Pollio). В исследованиях О.В. Соболевой, Л.И. Шрагиной анализируются особенности применения метафоры как развивающего средства обучения. Специфика использования метафоры для развития литературных, эстетических способностей детей, для развития ре3
Стр.3