Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

0   0
Первый авторМарина Ирина Евгеньевна
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID288330
АннотацияВ статье на основе МБОУ СОШ №19 г. Красноярска программа тренинга «Стрессоустойчивость» с заложенной в ней техниками и методами саморегуляции рассматривается как психологической воздействие для решения ряда вопросов в рамках высшего и среднего образования
Марина, И.Е. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса / И.Е. Марина .— : [Б.и.], 2012 .— 2 с. — URL: https://rucont.ru/efd/288330 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.Е.Марина Сибирский государственный технологический университет Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса В настоящее время продуктивное использование в учебно-воспитательном процессе психологических и дидактических концепций обучения, переводя научное педагогическое и психологическое знание в практическую плоскость, чрезвычайно актуально. <...> Помощь учащимся в обучении, воспитании и самовоспитании средствами, специфичными для психотерапии дают возможность решить как проблему в плоскости учебной деятельности, так и в личностном аспекте. <...> Интенсивная умственная и эмоциональная нагрузка старшеклассников ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. <...> Однако инновационная модернизация условий итоговой аттестации, реализующаяся в формате Единого государственного экзамена (ЕГЭ), стала еще одним дополнительным стрессовым фактором. <...> Отсутствие навыков самоорганизации и саморегуляции приводит к психологическому дисбалансу (растерянность, нервозность, суетливость, всплеск личностной и ситуативной тревожности), отмечающийся у старшеклассников в период подготовки и сдачи ЕГЭ, влечет за собой ухудшение соматического состояния учащихся и торможение процесса развития личности. <...> Это в свою очередь может привести к значительным искажениям и неправомерному снижению результатов тестирования. <...> Использование методов и техник саморегуляции, развитие способности к планированию и организации собственного пространства и времени, помогает управлять собственным психофизиологическим и эмоциональным состоянием не только во время подготовки и сдачи выпускных экзаменов, но и в дальнейшей жизни окажет существенное влияние на развитие стрессоустойчивости личности. <...> На базе МБОУ СОШ №19 г.Красноярска в учебном 2010/20111 году было проведено экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ. <...> Результаты по проведению исследования психологической <...>
Психологическое_сопровождение_учебно-воспитательного_процесса.pdf
И.Е.Марина Сибирский государственный технологический университет Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса В настоящее время продуктивное использование в учебно-воспитательном процессе психологических и дидактических концепций обучения, переводя научное педагогическое и психологическое знание в практическую плоскость, чрезвычайно актуально. Помощь учащимся в обучении, воспитании и самовоспитании средствами, специфичными для психотерапии дают возможность решить как проблему в плоскости учебной деятельности, так и в личностном аспекте. Интенсивная умственная и эмоциональная нагрузка старшеклассников ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Проблема психологического здоровья учащихся одна из главных целей психологической службы в образовании. Однако инновационная модернизация условий итоговой аттестации, реализующаяся в формате Единого государственного экзамена (ЕГЭ), стала еще одним дополнительным стрессовым фактором. Отсутствие навыков самоорганизации и саморегуляции приводит к психологическому дисбалансу (растерянность, нервозность, суетливость, всплеск личностной и ситуативной тревожности), отмечающийся у старшеклассников в период подготовки и сдачи ЕГЭ, влечет за собой ухудшение соматического состояния учащихся и торможение процесса развития личности. Это в свою очередь может привести к значительным искажениям и неправомерному снижению результатов тестирования. Использование методов и техник саморегуляции, развитие способности к планированию и организации собственного пространства и времени, помогает управлять собственным психофизиологическим и эмоциональным состоянием не только во время подготовки и сдачи выпускных экзаменов, но и в дальнейшей жизни окажет существенное влияние на развитие стрессоустойчивости личности. На базе МБОУ СОШ №19 г.Красноярска в учебном 2010/20111 году было проведено экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ. Результаты по проведению исследования психологической готовности к ЕГЭ по всем показателям (самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация, уровень тревоги) оказались ниже среднего или средние, что свидетельствует о низком уровне развития данных психо-физиологических процессов, а следовательно и низком уровне психологической готовности к ЕГЭ. Результаты исследования подчеркивают актуальность и необходимость создания программы с целью повышения уровня психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ, используя просветительско-развивающие занятия с элементами тренинга на повышение стрессоустойчивости. Так была разработана программа тренинга «Стрессоустойчивость» (в рамках психологической подготовки старшеклассников к ЕГЭ), понимая под стрессоустойчивостью учащихся достаточный уровень развития навыков саморегуляции и самоорганизации. Цель разработанной программы тренинга: создание условий для повышения уровня психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ путем развития навыков саморегуляции и самоорганизации. Задачи программы: 1. 2. Информирование учащихся о влиянии стресса на тело и психику человека. состоянием 3. Сформировать представление о возможностях саморегуляции как способа управления собственным Познакомить учащихся с основными техниками и приемами саморегуляции и самоорганизации: дыхательные техники, релаксационные техники, медитативные техники, аутогенные техники. Продолжительность занятий для учащихся 11-х классов: 12 встреч, общее количество: 12. Ожидаемые результаты реализации программы: 1) 2) релаксационные техники, медитативные техники, аутогенные техники. 3) 4) Умение самостоятельно рационально планировать свое время. Изменение психоэмоционального состояния участников, повышение уровня стрессоустойчивости. Содержание программы «Стрессоустойчивость»: Тема 1. Стрессы в нашей жизни. Тема 2. Ресурсы стрессоустойчивости. Тема 3. Сущность понятий «самоорганизация» и «саморегуляция». Тема 4. Релаксация как метод саморегуляции. Тема 5. Нервно-мышечная релаксация. Тема 6. Визуализация как метод саморегуляции. Тема 7. Сеанс релаксации: Снятие напряжения, создание чувства расслабления. Тема 8. Позитивное мышление и методы самовнушения как ресурс стрессоустойчивости. Тема 9. Сеанс релаксации: Снятие напряжение, укрепление уверенности Тема 10. Как организовать свое время. Тема 11. Цель как ресурс стрессоустойчивости. Тема 12. Методы и техники, которые нам помогут справиться со стрессом на экзамене. Тематический план программы тренинга «Стрессоустойчивость» (в рамках психологической подготовки старшеклассников к ЕГЭ) представлен в таблице 1. Сформированное представление у школьников о стрессе и его влиянии на человеческий организм. Умение самостоятельно применять техники и приемы саморегуляции: дыхательные техники,
Стр.1