И.Е.Марина Сибирский государственный технологический университет Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса В настоящее время продуктивное использование в учебно-воспитательном процессе психологических и дидактических концепций обучения, переводя научное педагогическое и психологическое знание в практическую плоскость, чрезвычайно актуально. <...> Помощь учащимся в обучении, воспитании и самовоспитании средствами, специфичными для психотерапии дают возможность решить как проблему в плоскости учебной деятельности, так и в личностном аспекте. <...> Интенсивная умственная и эмоциональная нагрузка старшеклассников ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. <...> Однако инновационная модернизация условий итоговой аттестации, реализующаяся в формате Единого государственного экзамена (ЕГЭ), стала еще одним дополнительным стрессовым фактором. <...> Отсутствие навыков самоорганизации и саморегуляции приводит к психологическому дисбалансу (растерянность, нервозность, суетливость, всплеск личностной и ситуативной тревожности), отмечающийся у старшеклассников в период подготовки и сдачи ЕГЭ, влечет за собой ухудшение соматического состояния учащихся и торможение процесса развития личности. <...> Это в свою очередь может привести к значительным искажениям и неправомерному снижению результатов тестирования. <...> Использование методов и техник саморегуляции, развитие способности к планированию и организации собственного пространства и времени, помогает управлять собственным психофизиологическим и эмоциональным состоянием не только во время подготовки и сдачи выпускных экзаменов, но и в дальнейшей жизни окажет существенное влияние на развитие стрессоустойчивости личности. <...> На базе МБОУ СОШ №19 г.Красноярска в учебном 2010/20111 году было проведено экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ. <...> Результаты по проведению исследования психологической <...>
Психологическое_сопровождение_учебно-воспитательного_процесса.pdf
И.Е.Марина
Сибирский государственный технологический университет
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
В настоящее время продуктивное использование в учебно-воспитательном процессе психологических и
дидактических концепций обучения, переводя научное педагогическое и психологическое знание в практическую
плоскость, чрезвычайно актуально. Помощь учащимся в обучении, воспитании и самовоспитании средствами,
специфичными для психотерапии дают возможность решить как проблему в плоскости учебной деятельности, так и в
личностном аспекте.
Интенсивная умственная и эмоциональная нагрузка старшеклассников ведет к физическим и
интеллектуальным перегрузкам. Проблема психологического здоровья учащихся одна из главных целей
психологической службы в образовании. Однако инновационная модернизация условий итоговой аттестации,
реализующаяся в формате Единого государственного экзамена (ЕГЭ), стала еще одним дополнительным стрессовым
фактором. Отсутствие навыков самоорганизации и саморегуляции приводит к психологическому дисбалансу
(растерянность, нервозность, суетливость, всплеск личностной и ситуативной тревожности), отмечающийся у
старшеклассников в период подготовки и сдачи ЕГЭ, влечет за собой ухудшение соматического состояния учащихся и
торможение процесса развития личности. Это в свою очередь может привести к значительным искажениям и
неправомерному снижению результатов тестирования.
Использование методов и техник саморегуляции, развитие способности к планированию и организации
собственного пространства и времени, помогает управлять собственным психофизиологическим и эмоциональным
состоянием не только во время подготовки и сдачи выпускных экзаменов, но и в дальнейшей жизни окажет
существенное влияние на развитие стрессоустойчивости личности.
На базе МБОУ СОШ №19 г.Красноярска в учебном 2010/20111 году было проведено экспериментальное
исследование психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ.
Результаты по проведению исследования психологической готовности к ЕГЭ по всем показателям
(самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация, уровень тревоги) оказались ниже среднего или средние, что
свидетельствует о низком уровне развития данных психо-физиологических процессов, а следовательно и низком
уровне психологической готовности к ЕГЭ.
Результаты исследования подчеркивают актуальность и необходимость создания программы с целью
повышения уровня психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ, используя просветительско-развивающие
занятия с элементами тренинга на повышение стрессоустойчивости.
Так была разработана программа тренинга «Стрессоустойчивость» (в рамках психологической подготовки
старшеклассников к ЕГЭ), понимая под стрессоустойчивостью учащихся достаточный уровень развития навыков
саморегуляции и самоорганизации.
Цель разработанной программы тренинга: создание условий для повышения уровня психологической
готовности старшеклассников к ЕГЭ путем развития навыков саморегуляции и самоорганизации.
Задачи программы:
1.
2.
Информирование учащихся о влиянии стресса на тело и психику человека.
состоянием
3.
Сформировать представление о возможностях саморегуляции как способа управления собственным
Познакомить учащихся с основными техниками и приемами саморегуляции и самоорганизации:
дыхательные техники, релаксационные техники, медитативные техники, аутогенные техники.
Продолжительность занятий для учащихся 11-х классов: 12 встреч, общее количество: 12.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1)
2)
релаксационные техники, медитативные техники, аутогенные техники.
3)
4)
Умение самостоятельно рационально планировать свое время.
Изменение психоэмоционального состояния участников, повышение уровня стрессоустойчивости.
Содержание программы «Стрессоустойчивость»:
Тема 1. Стрессы в нашей жизни.
Тема 2. Ресурсы стрессоустойчивости.
Тема 3. Сущность понятий «самоорганизация» и «саморегуляция».
Тема 4. Релаксация как метод саморегуляции.
Тема 5. Нервно-мышечная релаксация.
Тема 6. Визуализация как метод саморегуляции.
Тема 7. Сеанс релаксации: Снятие напряжения, создание чувства расслабления.
Тема 8. Позитивное мышление и методы самовнушения как ресурс стрессоустойчивости.
Тема 9. Сеанс релаксации: Снятие напряжение, укрепление уверенности
Тема 10. Как организовать свое время.
Тема 11. Цель как ресурс стрессоустойчивости.
Тема 12. Методы и техники, которые нам помогут справиться со стрессом на экзамене.
Тематический план программы тренинга «Стрессоустойчивость» (в рамках психологической подготовки
старшеклассников к ЕГЭ) представлен в таблице 1.
Сформированное представление у школьников о стрессе и его влиянии на человеческий организм.
Умение самостоятельно применять техники и приемы саморегуляции: дыхательные техники,
Стр.1