Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Акмеология физической культуры и спорта (250,00 руб.)

0   0
Первый авторКостихина Н. М.
ИздательствоМ.: Физическая культура
Страниц200
ID286709
АннотацияУчебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Автор, опираясь на современные достижения акмеологии и психолого-педагогических наук, рассматривает сущность педагогического мастерства учителя физической культуры и пути его формирования. Особое внимание в учебном пособии уделено специфике педагогической деятельности, сущности педагогического общения и педагогической диагностике.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 - Физическая культура и спорт
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для студентов физкультурных вузов, учителей физической культуры, тренеров, слушателей факультетов повышения квалификации.
ISBN978-5-9746-0001-0
УДК37.025:796
ББК74.58р:75.1
Костихина, Н.М. Акмеология физической культуры и спорта : учеб. пособие / Н.М. Костихина .— Москва : Физическая культура, 2005 .— 200 с. — ISBN 5-9746-0001-0 .— ISBN 978-5-9746-0001-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/286709 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.М. Костихина АКМЕОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Учебное пособие Рекомендовано Учебнометодическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 – Физическая культура и спорт Москва «Физическая культура» 2005 УДК 37.025: 796 ББК 74.58, р: 75.1 К 72 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С.В.Барбашов доктор психологических наук, профессор Е.П.Щербаков Костихина, Н. <...> Осо бое внимание в учебном пособии уделено специфике педагогической деятельности, сущности педагогического общения и педагогической диагностике. <...> Учебное пособие предназначено для студентов физкультурных ву зов, учителей физической культуры, тренеров, слушателей факульте тов повышения квалификации. <...> На сегодняшний день наиболее разработанным направлени ем прикладной акмеологии является педагогическая акмеология. <...> В настоящее время уже разработаны акмеографические описа ния и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение. <...> На данном этапе педагогическая акмеология не учитывает спе цифики деятельности специалиста в области физической культуры и спорта. <...> Первый раздел посвящен психологопедагогическому анализу акмеологических аспектов профессиональнопедагогической дея тельности специалиста по физической культуре и спорту. <...> В третьем разделе рассматриваются основы изучения личности в учебновоспитательном процессе и све дения по диагностике индивидуальных проявлений личности, жиз ненного сценария и моральноволевой сферы школьника. <...> АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Тема 1. <...> Этапы развития Акмеология – новая междисциплинарная область знаний в сис теме наук о человеке, рассматривает закономерности развития и са моразвития зрелого человека <...>
Акмеология_физической_культуры_и_спорта.pdf
Стр.2
Стр.196
Стр.197
Стр.198
Стр.199
Акмеология_физической_культуры_и_спорта.pdf
УДК 37.025: 796 ББК 74.58, р: 75.1 К 72 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С.В.Барбашов доктор психологических наук, профессор Е.П.Щербаков Костихина, Н.М. К 72 Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие Н.М. Костихина — М.: «Физическая культура», 2005. — 200 с. ISBN 5974600010 Учебное пособие написано в соответствии с государственным об разовательным стандартом высшего профессионального образования. Автор, опираясь на современные достижения акмеологии и психоло гопедагогических наук, рассматривает сущность педагогического ма стерства учителя физической культуры и пути его формирования. Осо бое внимание в учебном пособии уделено специфике педагогической деятельности, сущности педагогического общения и педагогической диагностике. Учебное пособие предназначено для студентов физкультурных ву зов, учителей физической культуры, тренеров, слушателей факульте тов повышения квалификации. ББК 74.58, р: 75.1 УДК 37.025: 796 ISBN 5974600010 © Костихина Н.М., 2005 © ООО Издательство «Физическая культура», 2005
Стр.2
Оглавление ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................... 3 Раздел I. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ....... 5 Тема 1. Предмет акмеологии.................................................................. 5 1.1. Основные понятия акмеологии. Этапы развития ........................5 1.2. Признаки классификации акмеологических технологий ............8 1.3. Методология акмеологии ............................................................ 10 1.4. Методы акмеологических исследований .................................... 11 Тема 2. Профессиональнопедагогическая компетентность специалиста в области физической культуры и спорта .......................... 16 2.1. Виды педагогической компетентности ....................................... 16 2.2. Педагогическое мастерство ......................................................... 19 2.3. Характеристика педагогических способностей .......................... 22 Тема 3. Специфика педагогической деятельности учителя физической культуры............................................................................................. 31 3.1 Общая характеристика .................................................................. 31 3.2. Основные требования к личности учителя, тренера .................. 33 Тема 4. Формирование педагогической техники .................................... 35 4.1. Основные ошибки в работе начинающего учителя .................... 35 4.2. Понятие «педагогическая техника»............................................. 35 4.3. Внешний вид педагога ................................................................. 37 4.4. Мимика......................................................................................... 38 4.5. Пантомимика ............................................................................... 40 4.6. Техника речи ................................................................................ 40 4.7. Дыхание ........................................................................................ 41 4.8. Голос ............................................................................................ 42 4.9. Дикция .......................................................................................... 43 196
Стр.196
4.10. Ритмика ...................................................................................... 44 4.11. Управление эмоциональным состоянием................................. 45 Тема 5. Речь учителя ........................................................................... 47 5.1. Внушающая сила слова ................................................................ 47 5.2. Особенности устной речи ............................................................ 49 5.3. Культура речи ............................................................................... 56 Тема 6. Педагогическая гибкость (содержание, условия и динамика развития) ............................................................................................ 59 6.1. Понятия гибкости и ригидности ................................................. 59 6.2. Эмоциональная гибкость............................................................. 61 6.3. Интеллектуальная гибкость ......................................................... 69 6.4. Поведенческая гибкость .............................................................. 72 Раздел II. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ......................................................... 77 Тема 1. Сущность общения в педагогической деятельности .................. 77 1.1. Понятие и значение общения...................................................... 77 1.2. Функции общения ....................................................................... 78 1.3. Стили работы................................................................................ 81 1.4.Стили отношения учителя к ученикам ........................................ 83 Тема 2. Организация вербального взаимодействия ................................ 85 2.1. Понятие речевой деятельности .................................................. 85 2.2. Принципы речевой коммуникации ........................................... 88 2.3. Принципы вежливости Дж. Лича ................................................ 91 2.4. Эффективность речевой коммуникации .................................... 92 Тема 3. Условия эффективной речевой коммуникации........................... 95 3.1. Слушание...................................................................................... 95 3.2. Условия слушания........................................................................ 97 3.3. Типы собеседников ...................................................................... 99 Тема 4. Мастерство педагогического взаимодействия ........................ 103 4.1. Коммуникативная компетентность учителя физической культуры ....................................................................... 103 4.2. Коммуникативный круг............................................................. 106 197
Стр.197
4.3. Типичные ошибки восприятия ученика учителем ................... 109 4.4. Приёмы устранения эффектов восприятия .............................. 116 Тема 5. Уровни общения педагогов и школьников ............................... 119 5.1. Понятие «уровень общения» ..................................................... 119 5.2. Примитивный уровень .............................................................. 119 5.3. Манипулятивный уровень ......................................................... 121 5.4. Стандартизированный уровень ................................................. 124 5.5. Конвенциональный уровень ..................................................... 126 5.6. Игровой уровень ........................................................................ 127 5.7. Деловой уровень ......................................................................... 128 5.8. Духовный уровень ...................................................................... 129 5.9. Многоуровневый характер общения......................................... 130 Тема 6. Специфика педагогического общения ..................................... 132 6.1. Управление инициативой в общении ....................................... 132 6.2. Заповеди для воспитателя .......................................................... 132 6.3. Модели общения педагога с учениками.................................... 143 Тема 7. Основы психологопедагогической коррекции общения.......... 147 7.1. Понятие конфликта ................................................................... 147 7.2. Причины конфликтов................................................................ 150 7.3. Методы погашения конфликтов. Прямые методы погашения конфликтов .................................................................... 152 7.4. Косвенные методы погашения конфликтов ............................. 153 Тема 8. Искусство спора .................................................................... 156 8.1. Цель спора .................................................................................. 157 8.2. Социальная значимость проблемы ........................................... 159 8.3. Количество участников.............................................................. 159 8.4. Форма проведения спора ........................................................... 160 8.5. Споры организованные и неорганизованные .......................... 161 8.6. Культура спора ........................................................................... 161 Раздел III. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ........................................................... 164 Тема 1. Основы изучения личности в процессе воспитания .................. 164 1.1. Понятие педагогического диагноза........................................... 164 198
Стр.198
1.2. Принципы диагностики личности ............................................ 165 1.3. Методы изучения личности ....................................................... 167 Тема 2. Характеристика индивидуальных проявлений личности........... 171 2.1. Адаптивность человека и его инстинкты .................................. 171 2.2. Характеристика индивидуальностей......................................... 172 Тема 3. Жизненный сценарий человека .............................................. 175 3.1. Понятие жизненного сценария. Критерии оценки.................. 175 3.2. Характеристика жизненных сценариев .................................... 176 3.3. Проявление самооценки и уровня притязаний личности ....... 183 Тема 4. Диагностика моральноволевой сферы .................................. 186 4.1. Диагностика нравственной воспитанности. Основные понятия ........................................................................... 186 4.2. Диагностика нравственной готовности .................................... 187 4.3. Диагностика нравственной запущенности ............................... 188 4.4. Понятие воли. Типы волевых личностей .................................. 189 4.5. Безволие. Типы безвольных личностей .................................... 190 4.6. Волевые качества личности ....................................................... 191 4.7. Комплексная программа диагностики личности школьника.... 194 199
Стр.199

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.