Н.М. Костихина АКМЕОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Учебное пособие Рекомендовано Учебнометодическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 – Физическая культура и спорт Москва «Физическая культура» 2005 УДК 37.025: 796 ББК 74.58, р: 75.1 К 72 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С.В.Барбашов доктор психологических наук, профессор Е.П.Щербаков Костихина, Н. <...> Осо бое внимание в учебном пособии уделено специфике педагогической деятельности, сущности педагогического общения и педагогической диагностике. <...> Учебное пособие предназначено для студентов физкультурных ву зов, учителей физической культуры, тренеров, слушателей факульте тов повышения квалификации. <...> На сегодняшний день наиболее разработанным направлени ем прикладной акмеологии является педагогическая акмеология. <...> В настоящее время уже разработаны акмеографические описа ния и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение. <...> На данном этапе педагогическая акмеология не учитывает спе цифики деятельности специалиста в области физической культуры и спорта. <...> Первый раздел посвящен психологопедагогическому анализу акмеологических аспектов профессиональнопедагогической дея тельности специалиста по физической культуре и спорту. <...> В третьем разделе рассматриваются основы изучения личности в учебновоспитательном процессе и све дения по диагностике индивидуальных проявлений личности, жиз ненного сценария и моральноволевой сферы школьника. <...> АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Тема 1. <...> Этапы развития Акмеология – новая междисциплинарная область знаний в сис теме наук о человеке, рассматривает закономерности развития и са моразвития зрелого человека <...>
Акмеология_физической_культуры_и_спорта.pdf
УДК 37.025: 796
ББК 74.58, р: 75.1
К 72
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор С.В.Барбашов
доктор психологических наук, профессор Е.П.Щербаков
Костихина, Н.М.
К 72 Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие
Н.М. Костихина — М.: «Физическая культура», 2005. — 200 с.
ISBN 5974600010
Учебное пособие написано в соответствии с государственным об
разовательным стандартом высшего профессионального образования.
Автор, опираясь на современные достижения акмеологии и психоло
гопедагогических наук, рассматривает сущность педагогического ма
стерства учителя физической культуры и пути его формирования. Осо
бое внимание в учебном пособии уделено специфике педагогической
деятельности, сущности педагогического общения и педагогической
диагностике.
Учебное пособие предназначено для студентов физкультурных ву
зов, учителей физической культуры, тренеров, слушателей факульте
тов повышения квалификации.
ББК 74.58, р: 75.1
УДК 37.025: 796
ISBN 5974600010
© Костихина Н.М., 2005
© ООО Издательство
«Физическая культура», 2005
Стр.2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................... 3
Раздел I. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ....... 5
Тема 1. Предмет акмеологии.................................................................. 5
1.1. Основные понятия акмеологии. Этапы развития ........................5
1.2. Признаки классификации акмеологических технологий ............8
1.3. Методология акмеологии ............................................................ 10
1.4. Методы акмеологических исследований .................................... 11
Тема 2. Профессиональнопедагогическая компетентность
специалиста в области физической культуры и спорта .......................... 16
2.1. Виды педагогической компетентности ....................................... 16
2.2. Педагогическое мастерство ......................................................... 19
2.3. Характеристика педагогических способностей .......................... 22
Тема 3. Специфика педагогической деятельности учителя физической
культуры............................................................................................. 31
3.1 Общая характеристика .................................................................. 31
3.2. Основные требования к личности учителя, тренера .................. 33
Тема 4. Формирование педагогической техники .................................... 35
4.1. Основные ошибки в работе начинающего учителя .................... 35
4.2. Понятие «педагогическая техника»............................................. 35
4.3. Внешний вид педагога ................................................................. 37
4.4. Мимика......................................................................................... 38
4.5. Пантомимика ............................................................................... 40
4.6. Техника речи ................................................................................ 40
4.7. Дыхание ........................................................................................ 41
4.8. Голос ............................................................................................ 42
4.9. Дикция .......................................................................................... 43
196
Стр.196
4.10. Ритмика ...................................................................................... 44
4.11. Управление эмоциональным состоянием................................. 45
Тема 5. Речь учителя ........................................................................... 47
5.1. Внушающая сила слова ................................................................ 47
5.2. Особенности устной речи ............................................................ 49
5.3. Культура речи ............................................................................... 56
Тема 6. Педагогическая гибкость (содержание, условия и динамика
развития) ............................................................................................ 59
6.1. Понятия гибкости и ригидности ................................................. 59
6.2. Эмоциональная гибкость............................................................. 61
6.3. Интеллектуальная гибкость ......................................................... 69
6.4. Поведенческая гибкость .............................................................. 72
Раздел II. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ......................................................... 77
Тема 1. Сущность общения в педагогической деятельности .................. 77
1.1. Понятие и значение общения...................................................... 77
1.2. Функции общения ....................................................................... 78
1.3. Стили работы................................................................................ 81
1.4.Стили отношения учителя к ученикам ........................................ 83
Тема 2. Организация вербального взаимодействия ................................ 85
2.1. Понятие речевой деятельности .................................................. 85
2.2. Принципы речевой коммуникации ........................................... 88
2.3. Принципы вежливости Дж. Лича ................................................ 91
2.4. Эффективность речевой коммуникации .................................... 92
Тема 3. Условия эффективной речевой коммуникации........................... 95
3.1. Слушание...................................................................................... 95
3.2. Условия слушания........................................................................ 97
3.3. Типы собеседников ...................................................................... 99
Тема 4. Мастерство педагогического взаимодействия ........................ 103
4.1. Коммуникативная компетентность учителя
физической культуры ....................................................................... 103
4.2. Коммуникативный круг............................................................. 106
197
Стр.197
4.3. Типичные ошибки восприятия ученика учителем ................... 109
4.4. Приёмы устранения эффектов восприятия .............................. 116
Тема 5. Уровни общения педагогов и школьников ............................... 119
5.1. Понятие «уровень общения» ..................................................... 119
5.2. Примитивный уровень .............................................................. 119
5.3. Манипулятивный уровень ......................................................... 121
5.4. Стандартизированный уровень ................................................. 124
5.5. Конвенциональный уровень ..................................................... 126
5.6. Игровой уровень ........................................................................ 127
5.7. Деловой уровень ......................................................................... 128
5.8. Духовный уровень ...................................................................... 129
5.9. Многоуровневый характер общения......................................... 130
Тема 6. Специфика педагогического общения ..................................... 132
6.1. Управление инициативой в общении ....................................... 132
6.2. Заповеди для воспитателя .......................................................... 132
6.3. Модели общения педагога с учениками.................................... 143
Тема 7. Основы психологопедагогической коррекции общения.......... 147
7.1. Понятие конфликта ................................................................... 147
7.2. Причины конфликтов................................................................ 150
7.3. Методы погашения конфликтов. Прямые методы
погашения конфликтов .................................................................... 152
7.4. Косвенные методы погашения конфликтов ............................. 153
Тема 8. Искусство спора .................................................................... 156
8.1. Цель спора .................................................................................. 157
8.2. Социальная значимость проблемы ........................................... 159
8.3. Количество участников.............................................................. 159
8.4. Форма проведения спора ........................................................... 160
8.5. Споры организованные и неорганизованные .......................... 161
8.6. Культура спора ........................................................................... 161
Раздел III. КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ........................................................... 164
Тема 1. Основы изучения личности в процессе воспитания .................. 164
1.1. Понятие педагогического диагноза........................................... 164
198
Стр.198
1.2. Принципы диагностики личности ............................................ 165
1.3. Методы изучения личности ....................................................... 167
Тема 2. Характеристика индивидуальных проявлений личности........... 171
2.1. Адаптивность человека и его инстинкты .................................. 171
2.2. Характеристика индивидуальностей......................................... 172
Тема 3. Жизненный сценарий человека .............................................. 175
3.1. Понятие жизненного сценария. Критерии оценки.................. 175
3.2. Характеристика жизненных сценариев .................................... 176
3.3. Проявление самооценки и уровня притязаний личности ....... 183
Тема 4. Диагностика моральноволевой сферы .................................. 186
4.1. Диагностика нравственной воспитанности.
Основные понятия ........................................................................... 186
4.2. Диагностика нравственной готовности .................................... 187
4.3. Диагностика нравственной запущенности ............................... 188
4.4. Понятие воли. Типы волевых личностей .................................. 189
4.5. Безволие. Типы безвольных личностей .................................... 190
4.6. Волевые качества личности ....................................................... 191
4.7. Комплексная программа диагностики личности школьника.... 194
199
Стр.199