№ 300 (III)
УДК 808.2-3
Т.А. Демидова
ОБРАЗНЫЕ ЕДИНИЦЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
На материале прозы В. Астафьева проводится исследование образных единиц с точки зрения их функционирования в пространстве
художественного текста. Выделяются и анализируются два концепта: ВОЙНА и ВОДА. Обращается внимание на
семантику образных единиц, используемых для описания каждого концепта.
В современной теории текста одновременно сосуществуют
разные подходы и способы анализа формы, семантики,
функций лексических и синтаксических единиц,
организующих художественный текст и отражающих
мировоззрение автора: психолингвистический (выявление
моделей порождения и восприятия текста), деривационный
(анализ способов текстообразования) и др.
В последнее время актуальным является концептуальный
анализ художественного текста (выделение концептов
и описание концептосферы автора) [1–4]. Концептуальный
анализ, по мнению Н.С. Болотновой, предполагает
«...выявление, моделирование на языковой основе и
изучение концептов как единиц концептуальной картины
мира автора, “стоящего” за текстом» [1. С. 596].
Своеобразие такого понятия, как «художественный
концепт», заключается в совмещении общеязыкового,
культурологического содержания концепта и его субъективной,
индивидуально-авторской интерпретации.
В данной статье исследованы образные единицы
(метафора, сравнение), репрезентирующие содержание
двух базовых концептов художественной картины мира
В. Астафьева: ВОДА (сфера природы) и ВОЙНА (сфера
социальных отношений) (на материале повести «Последний
поклон» [5]). Анализ выделенных концептов
проводится на основе их семантического наполнения,
выделяются базовые (ядерные) смыслы.
Обратимся к рассмотрению концепта ВОЙНА в
прозе В. Астафьева. В.А. Маслова, исследующая базовые
концепты русской культуры, относит концепт
ВОЙНА к самым значимым концептам русской языковой
картины мира: «…слово война существует в языке
с древнейших времен, и основное значение его не претерпело
существенных изменений, лишь со временем
добавлялись некоторые переносные значения и коннотации.
Значимость данного концепта подчеркивает и
наличие значительного числа пословиц, народных
примет со словом война, обилие характеристик, которые
народ дает этому явлению» [6. С. 207].
Отношение В. Астафьева к войне – крайне негативное,
война практически всегда связана в его произведениях
с личной утратой, с личной и общечеловеческой
болью. Концепт ВОЙНА в повести «Последний поклон»
может быть представлен путем выделения двух
смысловых групп: 1) война как некое существо (живое,
сильное, активное); 2) описание военных реалий (траншея,
военный поезд).
Война – это активное живое существо, сила, способная
наступать, подавлять, подчинять себе человека.
Поэтому в основе образных единиц, используемых для
создания образа войны, лежит прием олицетворения:
Второй набор. Ребята позаморенней, смирней, но полностью
уже обмундированные… Эти учатся уже, как
следует: и наглядные пособия, наверное, есть, и учебники,
и тетради, и макеты, и инструменты, только
кормят их еще хуже, чем нас, – война-прибериха затягивает
пояса все туже и туже. В основу образной
единицы война-прибериха положен глагол прибирать,
являющийся лексическим мотиватором по отношению
к слову прибериха, в значении ‘подавлять, подчинять
своей воле’ (негативная семантика), что подчеркивает
активную позицию войны. Война предстает существом
женского пола, но не женщиной, а, скорее, старухой,
поскольку лексема прибериха может быть соотнесена
со словом старуха, являющимся структурным мотиватором
по отношению к слову прибериха. При этом создается
образ старухи, подчиняющей себе все вокруг
(прибирает к своим рукам), и возникает ассоциация со
смертью, в культуре часто предстающей в образе старухи,
ищущей свою жертву (образ старухи с косой).
Здесь реализуется основополагающее свойство войны –
‘несущая смерть’.
Часто война характеризуется не прямо (как рассматривалось
выше), а опосредованно (через описание каких-либо
военных реалий). Например, в следующем
контексте создается образ траншеи-царапины: Я проникался
ощущением тишины и величия земного пространства,
еще так недавно суженного, стиснутого,
зажатого щелью или царапиной траншеи.
С помощью метафоры царапина траншеи автор рисует
образ живой русской земли, на теле которой война
оставила свои раны. Царапина в сознании человека
ассоциируется с резкой болью, причиняемой какимлибо
острым предметом. Таким образом, можно выделить
следующее свойство войны – ‘причиняющая физическую
боль’. В этом же контексте, путем анализа
его элементов (пространство, суженное, стиснутое,
зажатое щелью или царапиной траншеи) может быть
выделено еще одно характеризующее свойство войны –
‘ограничивающая восприятие, загоняющая в замкнутое
пространство’.
Рассмотрим, как реализуется образ поезда, идущего
на фронт: Я пошел быстрее от города, …от тяжелых
железных мостов, на которых грохотали и грохотали
составы на запад, на фронт. Рявкающими гудками они
всё распугивали на стороны, черной железной грудью
сметая людское скопище, раздвигая перед собой мороз,
останавливая встречные пассажирские поезда, сборные
товарники, коверкая расписания и железнодорож5
ВЕСТНИК
ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Июль
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЯЗЫКОЗНАНИЕ
2007
Стр.3