Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Философские аспекты педагогики и психогогики единоборств : Учебное пособие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПередельский Алексей Анатольевич
ИздательствоМ.: РГУФКСМиТ
Страниц248
ID284177
Аннотация Единоборства, боевые искусства существуют на Земле уже тысячи лет. В древнем мире, в эпоху Средневековья, в Новое Время без них не обходился практически ни один народ, которому удалось сохранить свои культурные традиции, социально-экономическую и политическую целостность достаточно долго, чтобы оставить свой след на дорогах истории. В этом смысле не стало исключением и современное общество: в нем по-прежнему процветают и развиваются самые различные виды и направления единоборств и боевых искусств, хотя сегодня наиболее влиятельным во всех отношениях выступает их физкультурно-спортивный тип или модель.
Передельский, А.А. Философские аспекты педагогики и психогогики единоборств : Учебное пособие / А.А. Передельский .— Москва : РГУФКСМиТ, 2008 .— 248 с. — URL: https://rucont.ru/efd/284177 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 А. А. Передельский ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОГОГИКИ ЕДИНОБОРСТВ Учебное пособие Москва - 2008 2 ВВЕДЕНИЕ Единоборства, боевые искусства существуют на Земле уже тысячи лет. <...> Культура единоборств возникла и веками культивировалась и другими устойчивыми традициями человеческого общежития, например, традицией народных праздничных гуляний, забав или религиозномагической ритуальной практикой, что вновь и вновь наталкивает на мысль о закономерном и необходимом характере существования единоборств, об их неотъемлемости, внутренней присущности всему ходу исторического процесса. <...> Так или иначе, но социально-исторический институт единоборств, как и развиваемая на его основе (особенно стараниями современной спортивной педагогики) социально-педагогическая система единоборств, являются непреложным фактом. <...> Логическая операция определения понятий "единоборства" и "социальнопедагогическая система единоборств" - отправная точка в исследовании информационных процессов в сфере единоборств. <...> Логическая операция определения понятий "единоборства" и "социальнопедагогическая система единоборств" - отправная точка в исследовании информационных процессов в сфере единоборств Сегодня, говоря об информатизации как о всеобщем и неизбежном периоде развития человечества, направленном на получение и использование достоверного, практически полезного знания, невозможно обойти молчанием проблему актуальности исследования информационных процессов в спортивной педагогике, в объединяющей межотраслевой системе знаний (метанауке), решающей "комплексные задачи изучения биосоматического, психического и духовного, т.е. социокультурного существования человека" [65]. <...> Отправной точкой, даже отчасти одним из источников указанного исследования служит логическая процедура определения понятий "единоборства" и "социально-педагогическая система единоборств". <...> Предположительно, понятие "единоборство" или "единоборства <...>
Философские_аспекты_педагогики_и_психогогики_единоборств__Учебное_пособие.pdf
1 А. А. Передельский ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОГОГИКИ ЕДИНОБОРСТВ Учебное пособие Москва - 2008
Стр.1
2 ВВЕДЕНИЕ Единоборства, боевые искусства существуют на Земле уже тысячи лет. В древнем мире, в эпоху Средневековья, в Новое Время без них не обходился практически ни один народ, которому удалось сохранить свои культурные традиции, социально-экономическую и политическую целостность достаточно долго, чтобы оставить свой след на дорогах истории. В этом смысле не стало исключением и современное общество: в нем по-прежнему процветают и развиваются самые различные виды и направления единоборств и боевых искусств, хотя сегодня наиболее влиятельным во всех отношениях выступает их физкультурно-спортивный тип или модель. Происходит это не только от того, что единоборства неразрывно связаны с воинской работой, одним из самых древних родовых типов профессиональной человеческой деятельности. Культура единоборств возникла и веками культивировалась и другими устойчивыми традициями человеческого общежития, например, традицией народных праздничных гуляний, забав или религиозномагической ритуальной практикой, что вновь и вновь наталкивает на мысль о закономерном и необходимом характере существования единоборств, об их неотъемлемости, внутренней присущности всему ходу исторического процесса. А эта неотъемлемость, по всей видимости, коренится в самой природе человека и общества. Так или иначе, но социально-исторический институт единоборств, как и развиваемая на его основе (особенно стараниями современной спортивной педагогики) социально-педагогическая система единоборств, являются непреложным фактом. Непреложным и, на первый взгляд, удивительным, непонятным фактом является отсутствие комплексной теории единоборств, которая бы объединяла историко-этнографические, этнологические, культурологические, социальнопсихологические, физико-биологические спортивно-педагогические и иные исследования в данной области. Наряду с работами других ученых (таких как Абаев Н. В., Васильев Л. С., Мандзяк А.С.) восполнить указанный пробел стремится и настоящее учебное пособие.
Стр.2
3 Лекция 1 Тема: Понятие и классификация единоборств Вопросы: 1. Логическая операция определения понятий "единоборства" и "социальнопедагогическая система единоборств" - отправная точка в исследовании информационных процессов в сфере единоборств. 2. Основные типы (традиции) и исторические формы единоборств. Процессы их эволюции и сближения. Логическая операция определения понятий "единоборства" и "социальнопедагогическая система единоборств" - отправная точка в исследовании информационных процессов в сфере единоборств Сегодня, говоря об информатизации как о всеобщем и неизбежном периоде развития человечества, направленном на получение и использование достоверного, практически полезного знания, невозможно обойти молчанием проблему актуальности исследования информационных процессов в спортивной педагогике, в объединяющей межотраслевой системе знаний (метанауке), решающей "комплексные задачи изучения биосоматического, психического и духовного, т.е. социокультурного существования человека" [65]. По правилу "логического квадрата" то, что верно для общего, справедливо и для частного, поэтому при рассмотрении единоборств в качестве развивающейся социально-педагогической системы спортивная педагогика может и должна исследовать информационные процессы, характерные для этой специфической сферы социальной деятельности и отношений. Отправной точкой, даже отчасти одним из источников указанного исследования служит логическая процедура определения понятий "единоборства" и "социально-педагогическая система единоборств".
Стр.3
4 Чтобы ввести термин "единоборства", объяснить его значение и происхождение, воспользуемся номинальным видом определения понятий (от латинского слова "nomen" - имя). Единоборства - это получивший широкое распространение в конце ХХ века термин, обозначающий самые различные виды спорта, а также направления и стили так называемых боевых искусств. Предположительно, понятие "единоборство" или "единоборства" суть трансформировавшееся словосочетание "восточные единоборства", обозначающее первоначально комплекс индийских (йога), китайских (у-шу), японских (каратэ-до, джиу-джицу), вьетнамских (вьет-во-Дао), корейских (тангсундо, хапки-до, тхэквондо), тайских (муай тай) и других восточных систем приемов защиты и нападения, имеющих претензию называться также воинскими или боевыми искусствами, чтобы подчеркнуть боевую реальность своей техники или ее военно-прикладной характер. Нетрудно заметить, что номинальное определение лишь указывает на предмет исследования, но никак не раскрывает существенные признаки изучаемого предмета. Для этого нам необходимо перейти к реальным определениям понятия "единоборства". Реальное неявное определение позволяет наметить подход к содержательному анализу понятия "единоборства" через обращение к некоторому контексту, а именно к переводу слов, традиционно связываемых с восточными единоборствами и гимнастиками: "у-шу", "гунфу", "цигун", "до". Слово "у-шу" в переводе с китайского означает "воинское искусство" или "воинская техника". "Гунфу" (термин, неверно транскрибированный на европейских языках как "конг-фу") - это мастерски выполненная, безукоризненная работа в стадии завершения, причем в любой области. Гунфу означает также "мастер", "мастерство", "подвижничество", "работа над собой". Если связывать слово "гунфу" с единоборством, то следует предварять его ссылкой на ту или иную школу, например, Вин Чун гунфу, Хун Гар гунфу. Многие виды восточных гимнастик, также не связанных непосредственно с военной деятельностью, называются "гун" - работа, действие, подвиг. В частности, "цигун" дословно означает "работа с жизненной энергией". Наконец, последний слог "до", употребляющийся в названиях восточных
Стр.4
5 единоборств каратэ-до, дзюдо, тхэквондо, хапки-до и т.д., переводится как Путь, процесс самосовершенствования, подвижничество, длительная и трудная работа, выбранный образ жизни, стезя. Из вышесказанного следует, что в восточных единоборствах акцент делается в основном на длительной и трудной работе единоборца над собой с целью овладения, совершенствования, достижения мастерства в области прямо или косвенно связанной с военным делом. Для западной культуры термин "единоборства" был несвойственен, употреблялись выражения типа "поединок", "дуэль", "парный бой" и т.д., то есть подчеркивалось, что в идеале между собой сражаются, бьются два противника, находящиеся в приблизительно равных условиях. Работа над собой рассматривалась в качестве воинского упражнения, которое, впрочем, обычно практиковалось не единолично, а в паре или в группе. Таким образом, мы подходим к реальному, явному, комплексному определению единоборства, как протекающего на биосоматическом, психическом, духовном уровнях единоличного или парного вооруженного или безоружного поединка с одним реальным или воображаемым противником, а также как технико-тактической системы или систем подготовки и ведения подобного поединка. История человеческой цивилизации - это многовековой процесс социокультурной интеграции. В русло всеобщей глобализации попали и единоборства, все больше превращающиеся из закрытых, сакральных, изотерических кастово-плановых систем в открытые и доступные многим членам человеческого сообщества социальнопедагогические системы обучения и воспитания людей в соответствии с традиционными воинскими и военно-прикладными мировоззрениями и технологиями. Параллельно с этим, к сожалению, увеличивается и объем забытой, утраченной, искаженной и злонамеренно перевернутой информации о древних и средневековых единоборческих истоках и традициях, об их смысле и символике, воплощенных в форме и содержании соответствующих материальных предметов, человеческих отношениях, в видах деятельности, в образе жизни. Помешать этой культурной, духовной энтропии и призвана информатизация общества, одной из проявлений
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.