1
А. А. Передельский
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОГОГИКИ
ЕДИНОБОРСТВ
Учебное пособие
Москва - 2008
Стр.1
2
ВВЕДЕНИЕ
Единоборства, боевые искусства существуют на Земле уже тысячи лет. В
древнем мире, в эпоху Средневековья, в Новое Время без них не обходился
практически ни один народ, которому удалось сохранить свои культурные традиции,
социально-экономическую и политическую целостность достаточно долго, чтобы
оставить свой след на дорогах истории. В этом смысле не стало исключением и
современное общество: в нем по-прежнему процветают и развиваются самые
различные виды и направления единоборств и боевых искусств, хотя сегодня
наиболее влиятельным во всех отношениях выступает их физкультурно-спортивный
тип или модель.
Происходит это не только от того, что единоборства неразрывно связаны с
воинской работой, одним из самых древних родовых типов профессиональной
человеческой деятельности. Культура единоборств возникла и веками
культивировалась и другими устойчивыми традициями человеческого общежития,
например, традицией народных праздничных гуляний, забав или религиозномагической
ритуальной практикой, что вновь и вновь наталкивает на мысль о
закономерном и необходимом характере существования единоборств, об их
неотъемлемости, внутренней присущности всему ходу исторического процесса. А эта
неотъемлемость, по всей видимости, коренится в самой природе человека и общества.
Так или иначе, но социально-исторический институт единоборств, как и
развиваемая на его основе (особенно стараниями современной спортивной
педагогики) социально-педагогическая система единоборств, являются непреложным
фактом. Непреложным и, на первый взгляд, удивительным, непонятным фактом
является отсутствие комплексной теории единоборств, которая бы объединяла
историко-этнографические, этнологические, культурологические, социальнопсихологические,
физико-биологические спортивно-педагогические и иные
исследования в данной области.
Наряду с работами других ученых (таких как Абаев Н. В., Васильев Л. С.,
Мандзяк А.С.) восполнить указанный пробел стремится и настоящее учебное пособие.
Стр.2
3
Лекция 1
Тема: Понятие и классификация единоборств
Вопросы:
1.
Логическая операция определения понятий "единоборства" и "социальнопедагогическая
система единоборств" - отправная точка в исследовании
информационных процессов в сфере единоборств.
2. Основные типы (традиции) и исторические формы единоборств.
Процессы их эволюции и сближения.
Логическая операция определения понятий "единоборства" и "социальнопедагогическая
система единоборств" - отправная точка в исследовании
информационных процессов в сфере единоборств
Сегодня, говоря об информатизации как о всеобщем и неизбежном периоде
развития человечества, направленном на получение и использование достоверного,
практически полезного знания, невозможно обойти молчанием проблему
актуальности исследования информационных процессов в спортивной педагогике, в
объединяющей межотраслевой системе знаний (метанауке), решающей "комплексные
задачи изучения биосоматического, психического и духовного, т.е. социокультурного
существования человека" [65].
По правилу "логического квадрата" то, что верно для общего, справедливо и
для частного, поэтому при рассмотрении единоборств в качестве развивающейся
социально-педагогической системы спортивная педагогика может и должна
исследовать информационные процессы, характерные для этой специфической сферы
социальной деятельности и отношений. Отправной точкой, даже отчасти одним из
источников указанного исследования служит логическая процедура определения
понятий "единоборства" и "социально-педагогическая система единоборств".
Стр.3
4
Чтобы ввести термин "единоборства", объяснить его значение и
происхождение, воспользуемся номинальным видом определения понятий (от
латинского слова "nomen" - имя). Единоборства - это получивший широкое
распространение в конце ХХ века термин, обозначающий самые различные виды
спорта, а также направления и стили так называемых боевых искусств.
Предположительно, понятие "единоборство" или "единоборства" суть
трансформировавшееся словосочетание "восточные единоборства", обозначающее
первоначально комплекс индийских (йога), китайских (у-шу), японских (каратэ-до,
джиу-джицу), вьетнамских (вьет-во-Дао), корейских (тангсундо, хапки-до, тхэквондо),
тайских (муай тай) и других восточных систем приемов защиты и нападения,
имеющих претензию называться также воинскими или боевыми искусствами, чтобы
подчеркнуть боевую реальность своей техники или ее военно-прикладной характер.
Нетрудно заметить, что номинальное определение лишь указывает на предмет
исследования, но никак не раскрывает существенные признаки изучаемого предмета.
Для этого нам необходимо перейти к реальным определениям понятия
"единоборства".
Реальное неявное определение позволяет наметить подход к содержательному
анализу понятия "единоборства" через обращение к некоторому контексту, а именно к
переводу слов, традиционно связываемых с восточными единоборствами и
гимнастиками: "у-шу", "гунфу", "цигун", "до".
Слово "у-шу" в переводе с китайского означает "воинское искусство" или
"воинская техника". "Гунфу" (термин, неверно транскрибированный на европейских
языках как "конг-фу") - это мастерски выполненная, безукоризненная работа в стадии
завершения, причем в любой области. Гунфу означает также "мастер", "мастерство",
"подвижничество", "работа над собой". Если связывать слово "гунфу" с
единоборством, то следует предварять его ссылкой на ту или иную школу, например,
Вин Чун гунфу, Хун Гар гунфу. Многие виды восточных гимнастик, также не
связанных непосредственно с военной деятельностью, называются "гун" - работа,
действие, подвиг. В частности, "цигун" дословно означает "работа с жизненной
энергией". Наконец, последний слог "до", употребляющийся в названиях восточных
Стр.4
5
единоборств каратэ-до, дзюдо, тхэквондо, хапки-до и т.д., переводится как Путь,
процесс самосовершенствования, подвижничество, длительная и трудная работа,
выбранный образ жизни, стезя.
Из вышесказанного следует, что в восточных единоборствах акцент делается в
основном на длительной и трудной работе единоборца над собой с целью овладения,
совершенствования, достижения мастерства в области прямо или косвенно связанной
с военным делом.
Для западной культуры термин "единоборства" был несвойственен,
употреблялись выражения типа "поединок", "дуэль", "парный бой" и т.д., то есть
подчеркивалось, что в идеале между собой сражаются, бьются два противника,
находящиеся в приблизительно равных условиях. Работа над собой рассматривалась в
качестве воинского упражнения, которое, впрочем, обычно практиковалось не
единолично, а в паре или в группе.
Таким образом, мы подходим к реальному, явному, комплексному определению
единоборства, как протекающего на биосоматическом, психическом, духовном
уровнях единоличного или парного вооруженного или безоружного поединка с одним
реальным или воображаемым противником, а также как технико-тактической системы
или систем подготовки и ведения подобного поединка.
История человеческой цивилизации - это многовековой процесс социокультурной
интеграции. В русло всеобщей глобализации попали и единоборства, все
больше превращающиеся из закрытых, сакральных, изотерических кастово-плановых
систем в открытые и доступные многим членам человеческого сообщества социальнопедагогические
системы обучения и воспитания людей в соответствии с
традиционными воинскими и военно-прикладными мировоззрениями и технологиями.
Параллельно с этим, к сожалению, увеличивается и объем забытой, утраченной,
искаженной и злонамеренно перевернутой информации о древних и средневековых
единоборческих истоках и традициях, об их смысле и символике, воплощенных в
форме и содержании соответствующих материальных предметов, человеческих
отношениях, в видах деятельности, в образе жизни. Помешать этой культурной,
духовной энтропии и призвана информатизация общества, одной из проявлений
Стр.5