Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социолингвистика : электронное учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЗапорожец Марина Николаевна
ИздательствоТольяттинский государственный университет
Страниц139
ID279935
АннотацияЭлектронное учебное пособие содержит курс лекций, контрольные вопросы для самопроверки, темы рефератов по дисциплине "Социолингвистика". Цель пособия - дать базовые теоретические сведения по курсу, сформировать целостное представление о социолингвистике, способствовать организации учебной деятельности студентов. Предназначено для студентов высших учебных заведений направления подготовки 032700.62 "Филология" очной формы обучения.
УДК81'27
ББК81.2 Рус-923
Запорожец, М. Н. Социолингвистика : электронное учебное пособие / М. Н. Запорожец .— Тольятти : Тольяттинский государственный университет, 2014 .— 139 с. — URL: https://rucont.ru/efd/279935 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Запорожец Тольяттинский государственный университет Гуманитарно-педагогический институт Кафедра «Русский язык и литература» СОЦИОЛИНГВИСТИКА Электронное учебное пособие СОЦИОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ЯЗЫК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО ЯЗЫК И ЭТНОС ЯЗЫК И ЛИЧНОСТЬ ЯЗЫК И ГОСУДАРСТВО ЭВОЛЮЦИЯ ЯЗЫКА И ОБЩЕСТВА © ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2014 УДК 81’27 ББК 81.2 Рус-923 Рецензенты: канд. филол. наук, доцент Тольяттинского филиала Международного института рынка С.В. Земскова; канд. пед. наук, доцент Тольяттинского государственного университета М.Г. Соколова. <...> Текстовое электронное издание Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета. <...> Номер государственной регистрации электронного издания © ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2014 Редактор О.И. <...> Входя в круг дисциплин языкового направления, социолингвистика ставит своими задачами дать обучающимся систематизированные знания по вопросам, связанным с природой языка, его общественной функцией, ролью языка в обществе, с влиянием социальных факторов на те или иные участки языковой системы в их эволюции и при выполнении заданных обществом функций; развить у студентов умение пользоваться понятийным аппаратом; познакомить с методиками социолингвистического анализа; сформировать умение осмысливать теоретические знания и применять их на практике. <...> Центральными в этом плане являются понятия национального языка, литературного языка, языкового сообщества, языковой ситуации, языковой политики и др. <...> Связь с курсом «История языка» проявляется в умении студентов анализировать языковые явления в рамках диахронической социолингвистики. <...> Задачи курса: 1) познакомить студентов с основными направлениями современной социолингвистики, методиками проведения социолингвистических <...>
Социолингвистика__электронное_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации М.Н. Запорожец Тольяттинский государственный университет Гуманитарно-педагогический институт Кафедра «Русский язык и литература» СОЦИОЛИНГВИСТИКА Электронное учебное пособие СОЦИОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ЯЗЫК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО ЯЗЫК И ЭТНОС ЯЗЫК И ЛИЧНОСТЬ ЯЗЫК И ГОСУДАРСТВО ЭВОЛЮЦИЯ ЯЗЫКА И ОБЩЕСТВА © ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2014
Стр.1
Cодержание ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................3 Тема 1. СОЦИОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА.....................8 1.1. Определение социолингвистики, её объект и предмет, цель и задачи..........................................8 1.2. Научный статус, связь с другими науками.........12 1.3. Направления социолингвистики..........................14 1.4. Методы социолингвистического исследования...19 Тема 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ.................................................26 2.1. История возникновения, формирования и становления социолингвистики как самостоятельной науки....................................26 2.2. Современные школы социальной лингвистики: социальная обусловленность языка в концепции Е.Д. Поливанова, теория антиномий М.В. Панова, теория языковой эволюции У. Лабова.................................................27 Тема 3. ЯЗЫК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ................34 3.1. Язык и речь.............................................................34 3.2. Функционирование языка.....................................35 3.3. Сферы использования языка................................50 3.4. Речевая и неречевая коммуникация, коммуникативная ситуация...................................51 3.5. Речевое общение, поведение, акт; коммуникативная компетенция носителя языка.........................................................................54 Тема 4. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО.............................................59 4.1. Языковое сообщество. Языковая структура общества.................................................59 4.2. Родной, этнический язык......................................62 4.3. Язык и его социальная дифференциация. Понятие кода и субкода. Социальнокоммуникативная система.....................................64 136 136
Стр.137
4.4. Языковая ситуация.................................................66 4.5. Переключение и смешение кодов.........................67 4.6. Интерференция......................................................70 4.7. Социальная регуляция речевого общения..........72 Тема 5. ЯЗЫК И ЛИЧНОСТЬ............................................75 5.1. Проявление социального статуса и роли личности в языке.....................................................75 5.2. Языковая социализация, проблема влияния социальной среды на владение языком...............77 Тема 6. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ............................................84 6.1. Природное и культурное в языке.........................84 6.2. Общекультурное и национальноспецифическое в языке ..........................................86 6.3. Проблема влияния языка на культуру................90 Тема 7. ЭВОЛЮЦИЯ ЯЗЫКА И ОБЩЕСТВА ..................95 7.1. Язык и историческое развитие..............................95 7.2. Внутренние и внешние языковые изменения.................................................................98 7.3. Проблема «регресса» и «прогресса» в развитии языка.....................................................99 7.4. Закономерности изменения в языках и основные направления социальной эволюции языков....................................................102 Тема 8. ЯЗЫК И ЭТНОС .................................................105 8.1. Расы, этносы, языки. Понятие этноса, его признаки и свойства. Языковая картина мира ........................................................105 8.2. Смешение языков. Креолы и пиджины как средства коммуникативного контакта..................................................................111 8.3. Международные и мировые языки, искусственные языки-посредники.......................114 137 137
Стр.138
Тема 9. ЯЗЫК И ГОСУДАРСТВО ...................................117 9.1. Понятие национально-языковой политики ...............................................................117 9.2. Языковая политика и языковая ситуация в современной России...........................................122 Темы рефератов.................................................................126 Библиографический список.............................................128 138 138
Стр.139

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ