ISBN 978-5-9718-0719-3 В учебном пособии спортивного психолога, доктора психологических наук Б. П. Яковлева проанализирован целый ряд вопросов, касающихся методологических подходов, особенностей мотивации и эмоций, их огромного влияния на результативность и качество тренировочной и соревновательной деятельности. <...> Теоретические аспекты, содержащиеся в учебном пособии, проверены автором экспериментально на квалифицированных спортсменах. <...> В напряжённых и экстремальных условиях спортивной деятельности высокие результаты, успешность соревновательной деятельности достигаются благодаря знаниям, умениям, способностям, компетентностью спортсмена и тренера максимально мобилизовать психофизические ресурсы и резервы для достижения поставленной цели. <...> Психологическому анализу особенностей спортивной деятельности посвящены многие исследования (А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, Е.П. Ильин, А.В. Родионов, С.Д. Неверкович, Г.Б. Горская и др.), в которых показано, что спортивная деятельность отличается от других видов деятельности человека – игровой, учебной, трудовой, общения, – прежде всего наличием очень высокой степени мотивации, которая мощным детерминирующим фактором мобилизует спортсмена на осуществление ежедневных многолетних физических и психических нагрузок в условиях напряжённой деятельности. <...> Современная научная литература имеет большое количество работ, где эффективность тренировочной и соревновательной деятельности рассматривают при полном игнорировании вопроса о тех потребностях, тех мотивах, на базе которых возникают рабочие функциональные состояния, способствующие эффективности спортсмена. <...> Многие авторы пытались упорядочить разнообразные мотивы занятий спортом, классифицировать их на основе разных критериев. <...> В противном случае чрезмерная сила мотивации приведёт к напряжённости и соответственно снижению эффективности деятельности. <...> Оптимальный уровень мобилизационной готовности <...>
Мотивация_и_эмоции_в_спортивной_деятельности__учебное_пособие.pdf
УДК 159.9
ББК 88.43
Я47
Рецензенты:
С. Д. Неверкович, доктор педагогических наук,
зав. кафедрой педагогики РГУФКСиТ,
член-корреспондент РАО, профессор;
В. М. Бызова, доктор психологических наук,
профессор СПбГУ
Яковлев Б. П.
Я47
Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учебное
пособие. – М. : Советский спорт, 2014. – 312 с. : ил.
ISBN 978-5-9718-0719-3
В учебном пособии спортивного психолога, доктора психологических
наук Б. П. Яковлева проанализирован целый ряд вопросов, касающихся
методологических подходов, особенностей мотивации и эмоций, их
огромного влияния на результативность и качество тренировочной и соревновательной
деятельности. Представлены основные взгляды, теории,
сущность мотивации и эмоций в условиях спортивной подготовки. Даны
практические рекомендации на повышение мотивации спортсмена. Предложены
методы саморегуляции мотивации и эмоций.
Теоретические аспекты, содержащиеся в учебном пособии, проверены
автором экспериментально на квалифицированных спортсменах.
Книга рассчитана на широкий круг специалистов, студентов, спортсменов,
тренеров, педагогов в области теории и методики спортивной подготовки,
психологии физической культуры и спорта.
УДК 159.9
ББК 88.43
ISBN 978-5-9718-0719-3
© Яковлев Б. П., 2014
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2014
Стр.2
Содержание
Введение .................................................................................................... 3
ГЛАВА I. Мотивация в спортивной деятельности:
теоретический аспект ..................................................... 8
1.1. Определение мотивации, её основные составляющие ........ 8
1.2. Виды, функции, классификация потребностей, мотивов,
мотивации в зарубежной и отечественной психологии ...... 16
1.3. Общая характеристика внешней стимуляции
и внутренней мотивации ................................................................ 27
1.4. Роль мотивов в спортивной деятельности ............................... 42
1.5. Зарубежные теории мотивации в спорте ................................. 62
Резюме ....................................................................................................... 85
Контрольные вопросы ........................................................................... 86
Список использованной литературы ............................................... 86
ГЛАВА II. Мотивация в спортивной деятельности:
практический аспект ................................................... 88
2.1. Управление мотивационным процессом в спортивной
деятельности ....................................................................................... 88
2.2. Практические рекомендации по управлению
мотивацией ......................................................................................... 104
2.3. Cаморегуляция мотивации ........................................................... 117
Резюме ....................................................................................................... 135
Контрольные вопросы ........................................................................... 135
Список использованной литературы ............................................... 135
ГЛАВА III. Эмоции в спортивной деятельности:
теоретический аспект ................................................. 137
3.1. Понятие, сущность, виды, теории эмоций
и их физиологические основы ..................................................... 137
3.2. Эмоция как производное состояние на специфические
условия тренировочных и соревновательных нагрузок ..... 165
3.3. Факторы, обусловливающие возникновение эмоций
в напряжённых условиях деятельности ................................... 169
311
Стр.311
3.4. Эмоциональные состояния в условиях соревновательной
деятельности ....................................................................................... 179
3.5. Теории эмоциональной напряженности в связи
с её влиянием на результативность спортивной
деятельности ....................................................................................... 186
Резюме ........................................................................................................ 199
Контрольные вопросы ........................................................................... 199
Список использованной литературы ............................................... 200
ГЛАВА IV. Эмоции в спортивной деятельности:
практический аспект .................................................... 202
4.1. Методы психологического контроля эмоций в условиях
спортивной подготовки .................................................................. 202
4.2. Психокоррекция эмоций к соревновательным
нагрузкам ............................................................................................. 222
4.3. Методы психокоррекции ............................................................... 227
Резюме ........................................................................................................ 250
Контрольные вопросы ........................................................................... 250
Список использованной литературы ............................................... 251
Заключение .............................................................................................. 252
Приложение ............................................................................................. 255
Художник Е.А. Ильин
Компьютерная графика А.Г. Никоноров
Корректор Л.В. Гаврилова
Подписано в печать 20.01.2014. Формат 60×901
Усл. печ. л. 19,5. Уч.-изд. л. 19,0. Тираж 1000 экз. Изд. № 1815. Заказ № 7974.
Компьютерная верстка О.А. Котелкиной
/16
ОАО «Издательство “Советский спорт”». 105064, г. Москва, ул. Казакова, 18.
Тел./факс: (499) 267-94-35, 267-95-90.
Сайт: www.sovsportizdat.ru
E-mail: book@sovsportizdat.ru
Отпечатано с электронной версии заказчика
в типографии ООО «Красногорский полиграфический комбинат».
107140, г. Москва, пер. 1-й Красносельский, д. 3, оф. 17
. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Стр.312