И.И. ТАРАН ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МОНОГРАФИЯ ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, 2013 В монографии рассматриваются вопросы гендерного формирования дошкольников в свете современных научных представлений. <...> В работе представлены подробная характеристика различных аспектов процесса гендерной социализации дошкольников, основные теории формирования гендера, представления о содержании мужской и женской модели поведения в современной психологии, особенности дошкольного возраста как сенситивного периода полоролевого формирования личности. <...> На основе авторского исследования определена динамика половозрастной идентификации детей дошкольного возраста, связь показателей идентификации с особенностями семейного воспитания и взаимоотношениями в семье, установки родителей на воспиатние детей разного пола. <...> ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА . <...> ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ . <...> ХХ века в зарубежной психологии и с 90-х гг. в отечественной психологии стали появляться работы, включающие такие понятия как «гендер», «гендерный анализ», «гендерный подход», «гендерная социализация» и т.п. <...> Особым интересом исследователей пользуется тематика, связанная с изучением условий и факторов формирования определенных моделей полоролевого поведения, а также устойчивых систем представлений о социальных ролях, статусах, позициях мужчин и женщин в обществе и в семье. <...> Результаты исследования отражают объективные проблемы в гендерной социализации дошкольников, последствиями которых в недалёком будущем может быть социально-психологическая неготовность старшего дошкольника к овладению соответствующей моделью поведения и к переходу в статус школьника. <...> Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по гендерному воспитанию уже в дошкольном возрасте, уделять особое внимание организации формирования гендерного самосознания <...>
__Гендерная_социализация_дошкольников__.pdf
И.И. ТАРАН
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
МОНОГРАФИЯ
ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, 2013
Стр.1
В монографии рассматриваются вопросы гендерного формирования
дошкольников в свете современных научных представлений. В работе
представлены подробная характеристика различных аспектов процесса
гендерной социализации дошкольников, основные теории формирования
гендера, представления о содержании мужской и женской модели поведения
в современной психологии, особенности дошкольного возраста как
сенситивного периода полоролевого формирования личности. Доступно
изложены ключевые понятия и категории гендерной психологии.
На основе авторского исследования определена динамика
половозрастной идентификации детей дошкольного возраста, связь
показателей идентификации с особенностями семейного воспитания и
взаимоотношениями в семье, установки родителей на воспиатние детей
разного пола.
Также в монографии представлены психолого-педагогические средства
формирования гендерных структур личности дошкольников.
Содержание монографии адресовано студентам, обучающимся по
направлению «Психолого-педагогическое образование» и другим
педагогическим специальностям, педагогам и психологам дошкольных
учреждений, родителям.
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................................................................... 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ............................................................................................... 6
1.1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ ................. 6
1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ......................... 16
1.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА ........... 23
1.4. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОДЕРЖАНИИ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ .............. 28
1.5. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ................... 43
Заключение по главе ...................................................................................... 54
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГЕНДЕРНОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ....................................................... 56
2.1. ДИНАМИКА ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ ............ 56
2.3. ИНСТИТУТЫ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ....................... 65
Заключение по главе ...................................................................................... 91
ГЛАВА 3. СРЕДСТВА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ ............................................................................................ 95
3.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ .................................................................................................. 95
3.2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ ................................................................................................ 108
Заключение по главе .................................................................................... 121
Литература ................................................................................................. 123
Приложение ................................................................................................. 130
3
Стр.3
Введение
Полоролевое формирование личности – сложная психологическая,
историко-культурная, социальная, биологическая и клиническая проблема,
имеющая междисциплинарный характер.
Вопросы формирования психологического пола ребенка и подготовки
подрастающего поколения к будущей семейной жизни всегда вызывали
большой интерес психологов и педагогов. Начиная с 60-70 гг. ХХ века в
зарубежной психологии и с 90-х гг. в отечественной психологии стали
появляться работы, включающие такие понятия как «гендер», «гендерный
анализ», «гендерный подход», «гендерная социализация» и т.п. Гендерная
психология заявила о себе как об отдельной отрасли психологического
знания, что способствовало выходу исследований в области половых
различий на качественно новый уровень изучения. Смысл введения гендера
заключался в том, чтобы окончательно признать пол продуктом
человеческой культуры. Сторонники гендерного подхода полагают, что
ребёнок рождается мужского или женского пола, но становится мужчиной
или женщиной в результате воспитания.
Гендерная проблематика в исследованиях приобретает все большую
популярность. Особым интересом исследователей пользуется тематика,
связанная с изучением условий и факторов формирования определенных
моделей полоролевого поведения, а также устойчивых систем представлений
о социальных ролях, статусах, позициях мужчин и женщин в обществе и в
семье. Многие опубликованные в последние годы работы в той или иной
степени, касаются проблем социализации мальчиков и девочек, мужчин и
женщин.
Все исследователи, с каких бы позиций они не рассматривали детство,
единодушны во мнении о том, что первые семь лет жизни - это тот период, в
котором формируются базовые слои психики личности, существенно
влияющие на динамику последующего развития. Каждая функция, система
или процесс, согласно общему закону развития имеет свой наиболее
интенсивный и оптимальный момент развития, так называемый сенситивный
период. Именно дошкольный возраст, особенно его вторая половина,
является сенситивным периодом для формирования психологического пола.
После 5-6 лет воспитательные воздействия на отдельные стороны системы
половой идентичности гораздо менее эффективны.
Результаты проведённого нами психолого-педагогического
исследования особенностей гендерной социализации у дошкольников
4
Стр.4