Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Гендерная социализация дошкольников (220,00 руб.)

0   0
Первый авторТаран И. И.
ИздательствоВеликолукская государственная академия физической культуры и спорта
Страниц141
ID279199
АннотацияВ монографии рассматриваются вопросы гендерного формирования дошкольников в свете современных научных представлений. В работе представлены подробная характеристика различных аспектов процесса гендерной социализации дошкольников, основные теории формирования гендера, представления о содержании мужской и женской модели поведения в современной психологии, особенности дошкольного возраста как сенситивного периода полоролевого формирования личности. Доступно изложены ключевые понятия и категории гендерной психологии. На основе авторского исследования определена динамика половозрастной идентификации детей дошкольного возраста, связь показателей идентификации с особенностями семейного воспитания и взаимоотношениями в семье, установки родителей на воспитание детей разного пола. Также в монографии представлены психолого-педагогические средства формирования гендерных структур личности дошкольников.
Кому рекомендованоСодержание монографии адресовано студентам, обучающимся по направлению «Психолого-педагогическое образование» и другим педагогическим специальностям, педагогам и психологам дошкольных учреждений, родителям.
ISBN978-5-350-00279-9
УДК159.922
ББК88.5
Таран, И.И. Гендерная социализация дошкольников : монография / И.И. Таран .— Великие Луки : Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, 2013 .— 141 с. : ил. — Библиогр.: с. 123-130 .— ISBN 978-5-350-00279-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/279199 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.И. ТАРАН ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МОНОГРАФИЯ ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, 2013 В монографии рассматриваются вопросы гендерного формирования дошкольников в свете современных научных представлений. <...> В работе представлены подробная характеристика различных аспектов процесса гендерной социализации дошкольников, основные теории формирования гендера, представления о содержании мужской и женской модели поведения в современной психологии, особенности дошкольного возраста как сенситивного периода полоролевого формирования личности. <...> На основе авторского исследования определена динамика половозрастной идентификации детей дошкольного возраста, связь показателей идентификации с особенностями семейного воспитания и взаимоотношениями в семье, установки родителей на воспиатние детей разного пола. <...> ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА . <...> ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ . <...> ХХ века в зарубежной психологии и с 90-х гг. в отечественной психологии стали появляться работы, включающие такие понятия как «гендер», «гендерный анализ», «гендерный подход», «гендерная социализация» и т.п. <...> Особым интересом исследователей пользуется тематика, связанная с изучением условий и факторов формирования определенных моделей полоролевого поведения, а также устойчивых систем представлений о социальных ролях, статусах, позициях мужчин и женщин в обществе и в семье. <...> Результаты исследования отражают объективные проблемы в гендерной социализации дошкольников, последствиями которых в недалёком будущем может быть социально-психологическая неготовность старшего дошкольника к овладению соответствующей моделью поведения и к переходу в статус школьника. <...> Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по гендерному воспитанию уже в дошкольном возрасте, уделять особое внимание организации формирования гендерного самосознания <...>
__Гендерная_социализация_дошкольников__.pdf
И.И. ТАРАН ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МОНОГРАФИЯ ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, 2013
Стр.1
В монографии рассматриваются вопросы гендерного формирования дошкольников в свете современных научных представлений. В работе представлены подробная характеристика различных аспектов процесса гендерной социализации дошкольников, основные теории формирования гендера, представления о содержании мужской и женской модели поведения в современной психологии, особенности дошкольного возраста как сенситивного периода полоролевого формирования личности. Доступно изложены ключевые понятия и категории гендерной психологии. На основе авторского исследования определена динамика половозрастной идентификации детей дошкольного возраста, связь показателей идентификации с особенностями семейного воспитания и взаимоотношениями в семье, установки родителей на воспиатние детей разного пола. Также в монографии представлены психолого-педагогические средства формирования гендерных структур личности дошкольников. Содержание монографии адресовано студентам, обучающимся по направлению «Психолого-педагогическое образование» и другим педагогическим специальностям, педагогам и психологам дошкольных учреждений, родителям. 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ........................................................................................................... 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ............................................................................................... 6 1.1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ ................. 6 1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ......................... 16 1.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА ........... 23 1.4. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОДЕРЖАНИИ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ .............. 28 1.5. ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ................... 43 Заключение по главе ...................................................................................... 54 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ....................................................... 56 2.1. ДИНАМИКА ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ У ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ ............ 56 2.3. ИНСТИТУТЫ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ....................... 65 Заключение по главе ...................................................................................... 91 ГЛАВА 3. СРЕДСТВА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ............................................................................................ 95 3.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ .................................................................................................. 95 3.2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ................................................................................................ 108 Заключение по главе .................................................................................... 121 Литература ................................................................................................. 123 Приложение ................................................................................................. 130 3
Стр.3
Введение Полоролевое формирование личности – сложная психологическая, историко-культурная, социальная, биологическая и клиническая проблема, имеющая междисциплинарный характер. Вопросы формирования психологического пола ребенка и подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни всегда вызывали большой интерес психологов и педагогов. Начиная с 60-70 гг. ХХ века в зарубежной психологии и с 90-х гг. в отечественной психологии стали появляться работы, включающие такие понятия как «гендер», «гендерный анализ», «гендерный подход», «гендерная социализация» и т.п. Гендерная психология заявила о себе как об отдельной отрасли психологического знания, что способствовало выходу исследований в области половых различий на качественно новый уровень изучения. Смысл введения гендера заключался в том, чтобы окончательно признать пол продуктом человеческой культуры. Сторонники гендерного подхода полагают, что ребёнок рождается мужского или женского пола, но становится мужчиной или женщиной в результате воспитания. Гендерная проблематика в исследованиях приобретает все большую популярность. Особым интересом исследователей пользуется тематика, связанная с изучением условий и факторов формирования определенных моделей полоролевого поведения, а также устойчивых систем представлений о социальных ролях, статусах, позициях мужчин и женщин в обществе и в семье. Многие опубликованные в последние годы работы в той или иной степени, касаются проблем социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все исследователи, с каких бы позиций они не рассматривали детство, единодушны во мнении о том, что первые семь лет жизни - это тот период, в котором формируются базовые слои психики личности, существенно влияющие на динамику последующего развития. Каждая функция, система или процесс, согласно общему закону развития имеет свой наиболее интенсивный и оптимальный момент развития, так называемый сенситивный период. Именно дошкольный возраст, особенно его вторая половина, является сенситивным периодом для формирования психологического пола. После 5-6 лет воспитательные воздействия на отдельные стороны системы половой идентичности гораздо менее эффективны. Результаты проведённого нами психолого-педагогического исследования особенностей гендерной социализации у дошкольников 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.