ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
И.В. Завгородняя
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Хрестоматия для вузов
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………….........……………….....4
Раздел I. Психологическая готовность к материнству………………….….5
С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко. Изучение психологической
готовности к материнству…………………………………5
Д.В. Винникотт. Обычная преданная мать и ее младенец……………9
А.И. Захаров. Психологические особенности нежеланных детей….16
Раздел II. Психологические состояния во время беременности и их влияние
на развитие ребенка...................................................…………......25
А.И. Захаров. Стресс во время беременности………………………..25
Г.Н. Чумакова, Е.Г. Щукина, А.А. Макарова. Влияние тревожности
за ребенка во время беременности на особенности материнского
поведения и отдельные состояния ребенка в период
младенчества……………………………………………………..…….34
Д. Чемберлен. Развитие тела и мозга…………………………………43
Раздел III. Психологические особенности привязанности и раннего
взаимодействия матери и ребенка………………………….…………...….51
Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская. Зависимость типа привязанности
ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и
доме ребенка)…………………………………………………………...51
В.И. Брутман, М.С. Радионова. Формирование привязанности матери
к ребенку в период беременности………………………………….…62
Раздел IV. Девиантное материнство…….....................………………........72
В.И. Брутман, М.Г. Панкратова, С.Н. Ениколопов. Некоторые результаты
обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных
детей…………………………………………………..………..72
М.Ю. Колпакова. Психологическая работа с женщинами, отказывающимися
от новорожденных детей………………………………..78
Стр.3
2) разработать методы определения типа материнского поведения; 3) сопоставить
экспериментальным путем уровни психологической готовности
к материнству, материнского поведения и психического развития младенцев.
Определение типа материнского поведения проводилось путем анкетирования
тех же матерей в послеродовом периоде, в первые дни выписки
из родильного дома, при достижении ребенком возраста одного и трех месяцев.
Для каждого этапа разработаны специальные анкеты с целью выявления
превалирующего (субъектного или объектного) отношения матери к ребенку в
разных сферах взаимодействия. Группа из 11 матерей той же выборки участвовала
в серии экспериментов, направленных на выявление особенностей их
взаимоотношений со своими детьми в возрасте одного и трех месяцев. При
этом использовался метод стандартизированного наблюдения за поведением
матери и ребенка в следующих ситуациях: кормление, пеленание, укладывание
спать, при плаче ребенка, во время свободного бодрствования в ситуации
эмоционального общения и игры с использованием игрушки. Фиксировались
характеристики взгляда, действий, эмоциональных, речевых проявлений и
других показателей поведения матери и ребенка.
Обработка анкетных данных производилась путем начисления баллов
по заранее разработанным шкалам с целью оценки уровня психологической готовности
к
материнству
и реализации
материнского
поведения
в количественном выражении. Показатели изучаемых в экспериментах проявлений
матери и ребенка также баллировались по специальным шкалам. Это позволило
использовать метод ранговых корреляций Г. Спирмена для установления
наличия (или отсутствия) связи между уровнем готовности к материнству,
особенностями материнского поведения на разных этапах после рождения ребенка
по анкетным данным и реальному поведению в ситуациях наблюдения и
эксперимента, а также исследуемых показателей развития ребенка.
Выделены основные составляющие структуры психологической готовности
к материнству: особенности переживания женщиной беременности;
ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем; ранний
детский опыт будущей матери (наличие или отсутствие привязанности к
матери, стиль родительского воспитания, игровые предпочтения и пр.).
Все три составляющие оказались связанными между собой (Rs1 = 0,379
при p < 0,05; Rs2 = 0,352 при p < 0,05; Rs3 = 0,403 при p < 0,05). Разные варианты
сочетания элементов этих составляющих в совокупности определили
уровень психологической готовности к материнству.
По этому признаку обследованная выборка разделилась на три группы:
в первую группу – с самым низким уровнем готовности к материнству
– вошли женщины, получившие от 17 до 28 баллов (они составили 23 %
от всей выборки); во вторую – женщины, набравшие от 30 до 38 баллов
(50 %); в третью – женщины, набравшие от 40 до 48 баллов (27 %).
Качественный анализ анкетных данных выявил следующие характерные
признаки разных групп будущих матерей: женщины первой группы чаще от6
Стр.6
мечали наличие колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных
ощущений и переживаний в период беременности, скупо и формально отвечали
на вопросы, касавшиеся их отношения к неродившемуся ребенку, преимущественно
ориентировались на соблюдение жесткого режима. Они также чаще
указывали на отсутствие в детстве привязанности к матери и строгое отношение
родителей, редко отдавали предпочтение играм с куклами;
женщины третьей группы чаще не испытывали колебаний в принятии
решения иметь ребенка, отмечали преобладание положительных ощущений
и переживаний в период беременности, охотно и развернуто отвечали на вопросы,
касавшиеся их отношения к неродившемуся ребенку, преимущественно
ориентировались на соблюдение мягкого режима. Все они имели в детстве
привязанность к матери, отмечали ласковое отношение родителей, чаще отдавали
предпочтение играм с куклами;
ответы во второй группе были частично сходны с ответами в первой
группе и частично с ответами в третьей группе.
Это означает, что, во-первых, анкета, разработанная для определения
уровня готовности женщины к материнству, позволяет прогнозировать
ее последующее материнское поведение; во-вторых, выделенные три
уровня готовности к материнству соответствуют разным типам материнского
поведения, устойчиво сохраняющимся на исследованных этапах.
Видно, что показатели материнского поведения в третьей группе
почти во всех ситуациях выше, чем в первой и второй группах, показатели
во второй группе выше показателей в первой группе. Особенно яркие различия
в показателях материнского поведения. Показатели материнского
поведения в трех группах (в условных баллах, в среднем по группе). Матери
третьей группы на высоком уровне общаются и играют, гораздо хуже
это удается матерям второй группы, а матери первой группы в ситуации
общения оказываются наименее компетентными и почти совсем не умеют
играть с младенцем. Количественные различия в показателях материнского
поведения отражаются в следующих качественных особенностях.
Часто затрудняются в определении причины плача ребенка,
не выражают ему сочувствия, иногда даже поддразнивают; при пеленании
редко учитывают движения ребенка; практикуют кормление из бутылочки
не на руках, а в кроватке; при укладывании спать редко напевают или укачивают.
В ситуации специально организованного общения с ребенком используют
ласковую интонацию, но не употребляют ласковых обращений,
содержание обращений формальное, касается преимущественно режимных
моментов: «наелся?», «не выспался?» и т.п. Они обычно не замечают инициативных
проявлений ребенка или игнорируют их, не приурочивают свое
поведение к поведению ребенка, не повторяют за ним звуков,
не побуждают к улыбкам. Во время игры с младенцем не стремятся заинтересовать
его игрушкой и сами не проявляют интереса, часто просто молча
показывают ее и отстраненно наблюдают за ребенком.
7
Стр.7
Чутко реагируют на плач ребенка, точно определяют его причину, стараются
успокоить малыша, выражая сочувствие. При пеленании приноравливаются
к движениям младенца; при кормлении поощряют ласковыми словами,
из бутылочки кормят всегда на руках; при укладывании нередко напевают колыбельную,
укачивают. В специально организованном общении адресуются
к ребенку с оживленной мимикой, улыбками, ласковыми словами, используют
«бэби-ток», содержание обращений обычно имеет личностную направленность:
«ты мой дорогой!», как ты хорошо разговариваешь!» и т. п. Они высоко
чувствительны к инициативным проявлениям ребенка, поощряют их, повторяют
за ним все звуки, побуждают к улыбкам и вокализациям, приурочивают
свои воздействия к поведению ребенка. Во время игры стараются использовать
самую занимательную игрушку, привлекают внимание к ней словами,
выразительной мимикой, демонстрируя все ее качества, побуждают ребенка
к рассматриванию, при этом стремятся поймать взгляд малыша и разделить
с ним впечатления, сами увлечены игрой.
Чутко реагируют на плач, но не выражают сочувствия младенцу и,
как матери первой группы, иногда поддразнивают его. При пеленании
не всегда учитывают движения младенца; при кормлении из бутылочки
иногда ребенка берут на руки, но иногда бутылочку подкладывают
в кроватку; при укладывании изредка укачивают малыша. В ситуации общения
используют «бэби-ток», называют ребенка ласковыми словами,
но не всегда откликаются на его инициативу, почти никогда не стараются
приурочить свои воздействия к поведению малыша, редко поощряют его
действия, не повторяют за ним звуков, нечасто побуждают к улыбкам
и вокализациям. В игре пытаются вызвать интерес к игрушке словами,
но демонстрируют ее однообразно, редко стремятся поймать взгляд ребенка
и разделить с ним впечатление, склонны наблюдать за малышом
со стороны, не включаясь в игру.
В целом можно заключить, что по показателям готовности к материнству,
по данным анкетирования и реально наблюдаемому поведению
у матерей третьей группы превалирует субъектное отношение к ребенку,
у матерей первой группы – объектное отношение, а у матерей второй
группы отмечается смешанное, или промежуточное, отношение.
Количественный и качественный анализ исследуемых особенностей
психического развития детей показал, что младенцы третьей группы обнаружили
самый высокий уровень общения с матерью. Они более инициативны,
лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами общения, чем младенцы
первой и второй группы; все умеют развивать коммуникативную ситуацию;
проявляют выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием
включаются в него, не прекращают контакта по своей инициативе
и активно протестуют, когда его прекращает мать. Вторая группа младенцев
имеет более низкий уровень общения с матерью, чем третья. Они менее инициативны,
но имеют высокие показатели компонентов комплекса оживления,
8
Стр.8