ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2014. № 8
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВПО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации сериальных
изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN) с присвоением
международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ) Российской универсальной научной
электронной библиотеки.
Включен в каталог Роспечать. Подписку можно оформить в любом почтовом
отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и
науки РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
доктор педагогических наук, профессор
Б. М. ИГОШЕВ
главный редактор
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
доктор филологических наук, профессор А. П. ЧУДИНОВ
заместители главного редактора
кандидат технических наук, доцент М. В. ЛАПЕНОК
ответственный редактор
кандидат филологических наук, доцент М. Б. ВОРОШИЛОВА
выпускающий редактор
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук,
кандидат технических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
Э. Ф. ЗЕЕР
О. А. КОЗЛОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор психологических наук, доцент
доктор наук, профессор
О. С. ПОПОВА
доктор философских наук, профессор
Г. В. ПШЕБИНДА
Л. Я. РУБИНА
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
доктор философии
доктор педагогических наук, профессор
М. Н. УШЕВА
Т. Н. ШАМАЛО
(Екатеринбург, Россия)
(Москва, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Минск, Беларусь)
(Кросно, Польша)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
Стр.2
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2014. № 8
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
B. М. IGOSHEV
Editor-in-Chief
Doctor of Pedagogy, Professor А. А. SIMONOVA
Doctor of Philology, Professor А. P. CHUDINOV
Deputy Editors
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor M. V. LAPENOK
Executive Editor
Candidate of Philology, Associate Professor M. B. VOROSHILOVA
Managing Editor
Candidate of Philology I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Minister of General and Professional
Education of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Candidate of Technical
Sciences, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Psychology, Associate Professor
PhD, Professor
Doctor of Philosophy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Profesor
YU. I. BIKTUGANOV (Ekaterinburg, Russia)
E. F. ZEER
O. A. KOZLOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
S. A. MINIUROVA
О. S. POPOVA
G. V. PRZEBINDA
L. YA. RUBINA
E. E. SYMANIUK
M. N. USHEVA
T. N. SHAMALO
(Ekaterinburg, Russia)
(Moscow, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Minsk, Belarus)
(Krosno, Poland)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Симонова А. А., Минюрова С. А., Рубина Л. Я.
Педагогический университет
в центре регионального образовательного кластера ........................................................... 8
Воробьев М. В., Гейн А. Г.
Информационные технологии в управлении региональной системой
дополнительного образования детей ................................................................................... 23
Голева Е. В.
Современные взгляды на кадровый потенциал вуза ......................................................... 28
Роговая О. М.
Требования к освоению программы повышения квалификации
в области ИКТ для работников управления образованием
и других государственных служащих
на основе компетентностного подхода................................................................................. 32
ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Герт В. А.
Целостность со-бытия индивидуальности человека
и принцип природосообразности ......................................................................................... 37
Касторнова В. А.
Некоторые подходы к определению образовательного пространства ........................... 43
Протасова Е. В.
Чердынская женская гимназия:
педагогический опыт и традиции (1872–1918 гг.) .............................................................. 49
ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Зуев П. В., Кощеева Е. С.
Проблемы преемственности в изучении робототехники в школе и вузе ....................... 54
Липатникова И. Г., Утюмова Е. А.
Подготовка будущих учителей математики
к формированию у учащихся универсальных учебных действий
на основе технологии рефлексивного подхода ................................................................... 62
Семенова И. Н., Слепухин А. В.
Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного,
дистанционного и смешанного обучения в вузе ................................................................ 68
Сердюков В. И., Сердюкова Н. А.
Совершенствование автоматизированной системы контроля знаний ........................... 75
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Аксенова О. В.
Методические подходы к совершенствованию организации
самостоятельной работы студентов по математике
в условиях современного учебного процесса ...................................................................... 81
Арбузов С. С.
Реализация информационно-технологической модели подготовки
будущих ИТ-специалистов в области инфокоммуникационных систем и сетей .......... 84
Блинова Т. Л., Семенова И. Н.
Выделение методов конвенциально-ролевой рефлексии
при обучении математике студентов педагогических специальностей
в педагогическом поле, погруженном
в информационно-коммуникационное пространство....................................................... 89
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014. № 8
5
Герова Н. В.
Требования к результатам освоения основных
образовательных программ бакалавриата и магистратуры
для студентов в области изучения информатики и ИКТ .................................................. 94
Дубенецкая Е. Р.
Компетентность техника-программиста
в области применения математических методов
для решения профессионально ориентированных задач
с использованием специализированных программных продуктов ................................ 99
Лихачева Е. В.
Анализ требований к подготовке специалистов
в области использования информационных технологий ............................................... 105
Роберт И. В.
Дидактика периода информатизации образования ........................................................ 110
Сардак Л. В., Старкова Л. Н.
Построение модульной системы управления обучением
в высшей школе средствами облачных сервисов ............................................................. 120
Слепухин А. В., Стариченко Б. Е.
Моделирование компонентов информационной образовательной среды
на основе облачных сервисов .............................................................................................. 128
Шевчук М. В.
Облачные сервисы хранения как эффективный инструмент
для организации единой информационной образовательной среды ........................... 139
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аввакумова И. А., Дударева Н. В.
Тeхнологический подход к формированию
профессиональных умений учителя математики
при изучении математического анализа ........................................................................... 145
Алексеевский П. И.
Обучение программированию студентов на основе
методологии унифицированного процесса разработки
программного обеспечения ................................................................................................. 150
Бодряков В. Ю., Быков А. А.
Научно-исследовательская работа
и научно-исследовательская работа студентов
как инструменты формирования
профессиональных компетенций студентов
и академической репутации вуза ........................................................................................ 154
Газейкина А. И.
Обучение будущего учителя информатики
конструированию учебных заданий,
направленных на формирование
метапредметных результатов обучения ............................................................................. 159
Грушевская В. Ю.
Формирование компетентности в области создания
аудиовизуальных материалов у студентов,
обучающихся по направлению подготовки
«Информационные системы и технологии» .................................................................... 165
Зубова Н. В.
Реализация комплексной кейс-технологии в вузе
при изучении темы «Электромагнетизм» ......................................................................... 170
Коваленко В. А.
Методы рефакторинга программного кода
в профессиональной подготовке студентов .......................................................................177
Стр.5
6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014. № 8
Липатникова И. Г.
Роль педагогической практики в системе подготовки
будущих учителей математики на бакалавриате
в контексте реализации «Профессионального стандарта» ............................................ 181
Мостяева И. В.
Основные компоненты подготовки педагогических кадров
в области изучения коммуникационных технологий ...................................................... 186
Стариченко Е. Б.
Подготовка студентов IT-специальностей
в области информационных сетей ...................................................................................... 190
Хаустова О. В.
Организация учебно-исследовательской деятельности
будущих учителей в современных условиях ..................................................................... 193
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Величко Е. В., Минюрова С. А.
Комплекс мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению
«Я»-адаптивности как основы формирования
социально-психологической компетентности студентов колледжа ............................. 197
Вороширина А. В.
Выявление различий в оценке стимулов «лидер»
и «успешный человек» в группах с разным уровнем образования .............................. 202
Девятовская И. В., Сыманюк Э. Э.
Психологические предикторы коррупционного поведения личности
и их коррекция .......................................................................................................................205
Мезенцева Л. П., Поздняк С. Н.
Проектирование методического обеспечения
самостоятельной работы развивающей направленности .............................................. 209
Сидаш Н. С.
Характеристика современного преподавателя высшей школы ..................................... 217
Фомина Н. Г.
Модель формирования интуиции через процесс решения задач ................................. 223
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Ахмедьянова Н. А., Мамалыга Р. Ф.
Формирование основных понятий вероятностно-статистической линии
в современном школьном курсе математики ................................................................... 228
Грек В. В.
Система организации самостоятельной работы учащихся по информатике
посредством дистанционных образовательных технологий .......................................... 234
Дударева Н. В., Унегова Т. А.
Методические аспекты использования метода «case study»
при обучении математике в средней школе ...................................................................... 242
Зуев П. В., Плотникова Т. А.
Развитие эколого-валеологической компетенции
на основе проектно-исследовательской деятельности учащихся
в процессе обучения естествознанию ................................................................................. 247
Пермякова М. Ю., Чикунова О. И.
Структурно-логическая модель
формирования функционально-графической грамотности
учащихся основной школы .................................................................................................. 251
Саликов Д. А.
Роль интерактивных учебных пособий в обучении школьников
в условиях введения ФГОС второго поколения ................................................................ 257
Стр.6
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2014. № 8
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Григоренко С. Е., Сагалаева И. В.
Основные положения и критерии
коммуникативно-когнитивного обучения
иностранному языку ............................................................................................................. 261
Жевлакова Ю. Р.
Сущность оценивания в процессе обучения
студентов высших учебных заведений
иноязычной письменной речи ............................................................................................ 266
Свалова Е. В.
Критерии методической классификации
трудностей обучения иностранному языку
учащихся средней общеобразовательной школы ............................................................ 270
Серова Т. С.
Научно-технический фрагментарный
проблемно обусловленный перевод
и обучение ему будущих переводчиков ............................................................................. 274
Чудаева Н. Л.
Формирование языковой и речевой компетенций
студентов педагогического колледжа
при изучении морфемики (из опыта работы) .................................................................. 278
Информация для авторов ................................................................................................................ 285
7
Стр.7
285
Информация для авторов
Редакция журнала «Педагогическое образование в России» принимает к рассмотрению статьи,
соответствующие тематике журнала и ранее не публиковавшиеся. Все статьи рецензируются
независимыми экспертами. Окончательное решение о публикации принимает редколлегия
журнала. В случае отказа в публикации редакция направляет автору мотивированный отказ.
Плата за публикацию с аспирантов не взимается.
С 2012 г. все присылаемые материалы обрабатываются в системе «АНТИПЛАГИАТ». В случае
заимствования чужих идей без указания источника цитирования в соответствии с принятыми в
научном сообществе нормами статьи возвращаются авторам.
Материалы для публикации присылаются в электронном и бумажном виде. Набор должен быть
выполнен в текстовом редакторе WORD в соответствии со следующими требованиями: объем текста
— 8-12 страниц (≈ 20 000 знаков с пробелами); формат страницы — А4; гарнитура — Times
New Roman; размер кегля — 14; межстрочный интервал — 1,5. Допустимые выделения — курсив,
полужирный.
Отдельными файлами прилагаются: рисунки (только черно-белые, без полутонов): в векторных
форматах — AI, CDR, WMF, EMF; в растровых форматах — TIFF, JPG с разрешением не менее
300 точек/дюйм в реальном размере; диаграммы из программ MS Excel MS Visio и т. п. вместе с
исходным файлом, содержащим данные.
Статья должна соответствовать требованиям РИНЦ, т. е. помимо основного текста содержать
следующие сведения, представленные на русском и английском языках:
1) фамилия, имя, отчество автора (авторов) полностью;
2) ученая степень, звание, должность;
полное и точное место работы; подразделение организации;
контактная информация (e-mail, почтовый домашний адрес с указанием индекса, почтовый
адрес организации с указанием индекса);
3) название статьи;
4) аннотация (250—300 знаков с пробелами);
5) ключевые слова (5—7 слов).
К статье прилагаются также индекс УДК, рубрика ГСНТИ и код ВАК.
Пронумерованный список литературы приводится в конце статьи в алфавитном порядке, ссылки
на работы заключаются в квадратные скобки с указанием страницы при цитировании, например:
«Текст цитаты…» [24, с. 56]. Библиографическое описание оформляется
по ГОСТ Р 7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Образцы оформления представлены на сайте научных журналов УрГПУ journals.uspu.ru
(343) 235-76-03
Ворошилова Мария Борисовна
E-mail: pedobraz@uspu.ru
АДРЕС РЕДАКЦИИ
620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, к. 221
Стр.285
Научное издание
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
2014. № 8
Редактор: Д. О. Морозов
Компьютерная верстка Д. О. Морозова
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-35570 от 04.03.2009.
Подписано в печать 26.08.2014. Формат 60×84/8.
Бумага для множ. ап. Гарнитура «Georgia». Печать на ризографе.
Уч.-изд. л. 28,5. Усл. п. л. 33,2. Тираж 500 экз. Заказ №4429.
Тираж отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
E-mail: pedobraz@uspu.ru
Стр.286