Профессиональный журнал для технологов
образования: научных работников,
преподавателей и аспирантов педагогических
образовательных учреждений, системы
повышения квалификации, методистов
и специалистов, а также учителей,
повышающих свою квалификацию
Зарегистрирован Министерством
Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций. <...> Свидетельство о регистрации
средства массовой информации ПИ № 77-11412
от 17 декабря 2001 г.
ПЛАН НОМЕРА
Материалы круглого стола
«Полидисциплинарное видение социокультурных
вызовов школе: дополнительность и оппозиции»
(Ульяновск. <...> «Философия поможет»
Учредитель и издатель:
НИИ школьных технологий
Издательская подготовка:
Издательский дом
«Народное образование»
© НИИ школьных технологий, 2015
Предисловие
№ 2, с. <...> С.Д. Поляков,
доктор педагогических наук, Ульяновск
Социокультурные вызовы
школе: опыт построения
понятийной рамки <...> Культура проявляется как образ поведения
(действия) и образ мысли (восприятия, понимания, трактовки
жизненных явлений), присущих
данной социокультурной общности на данном этапе её существования;
— социокультурные вызовы — социальные и культурные
явления, создающие устойчивые
напряжения в тех общностях, социальных институтах, к которым
они «обращены». <...> Школа в данном тексте
трактуется как вся совокупность
средних общеобразовательных
3
организаций в контексте других
образовательных структур (дополнительного образования детей, дошкольного образования,
среднего и высшего профессионального образования). <...> Общая идея: социокультурные вызовы всегда «опережают»
массовую школьную практику. <...> Основные культурные вызовы связаны с информационнотехнической революцией. <...> Социальные и культурные
вызовы в значительной степени
обуславливают друг друга. <...> 9. В первом слое в большей
мере проявляются социальные
вызовы школе (но и культурные вызовы тоже), во втором —
в большей мере культурные вызовы (но и социальные <...>
Педагогические_технологии_№4_2015.pdf
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Профессиональный журнал для технологов
образования: научных работников,
преподавателей и аспирантов педагогических
образовательных учреждений, системы
повышения квалификации, методистов
и специалистов, а также учителей,
повышающих свою квалификацию
Зарегистрирован Министерством
Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций. Свидетельство о регистрации
средства массовой информации ПИ № 77-11412
от 17 декабря 2001 г.
ПЛАН НОМЕРА
Материалы круглого стола
«Полидисциплинарное видение социокультурных
вызовов школе: дополнительность и оппозиции»
(Ульяновск. 29 июня — 1 июля 2015 года)
Редакционная коллегия:
М.Е. Бершадский, канд. пед. наук;
Г.Г. Левитас, доктор пед. наук;
А.В. Рафаева, канд. филол. наук;
А.М. Кушнир, канд. психол. наук;
Е.В. Шишмакова, канд. пед. наук;
О.Н. Подколзина, канд. филол. наук
В.В. Гузеев, доктор пед. наук
РЕДАКЦИЯ:
Ответственный редактор:
Ольга Подколзина
Отв. секретарь:
Светлана Лячина
Дизайн: Ольга Денисова
Вёрстка: Андрей Богданов
Корректор: Людмила Асанова
Учредитель и издатель:
НИИ школьных технологий
Издательская подготовка:
Издательский дом
«Народное образование»
© НИИ школьных технологий, 2015
Содержание
Предисловие
Часть первая. «Разметка поля»
Часть вторая. «Новый ребёнок?»
Часть третья. «Что есть и что делать»
Часть четвёртая. «Философия поможет»
№ 2, с. 4
№ 2, с. 8
№ 2, с. 63
№ 3, с. 3
№ 3, с. 37
Тезисы 3
Рефлексия 85
Приложения 100
Стр.2
Требования к материалам, предоставляемым
в редакцию для публикации
Редакция принимает к печати материалы, отвечающие профилю
журнала, желательно не публиковавшиеся ранее в других отраслевых
изданиях.
Объём предоставляемого материала в формате Word (включая
сноски, таблицы и рисунки) не должен превышать 25 тысяч знаков
с пробелами. Печать через полтора интервала, шрифт 12, ширина
полей 2 см. Рисунки к статье пронумеровываются последовательно
арабскими цифрами. В подписи к рисунку даётся его описание и
объяснение всех значений, указанных на нём. В статье указывается
место рисунка.
Фотографии к статьям присылаются отдельно, в формате jpg, tiff
с разрешением от 300 dpi. Графические рисунки – в формате tiff
(bitmap) с разрешением 600 dpi.
Ссылки на литературу делаются в тексте путём сносок постранично.
Статья
должна сопровождаться аннотацией. В выходных данных
статьи указывается имя, отчество и фамилия автора/авторов полностью,
краткие сведения (учёная степень, звания, место работы, должность),
а также контактные телефоны, почтовый адрес с индексом и
e-mail. Материалы для публикации представлять предпочтительно
в электронном виде. Рассмотрение материалов существенно ускорится
при наличии двух рецензий специалистов, известных в соответствующей
области знаний.
Подписано в печать 30.12.2015. Формат 60×90/8. Бумага офсетная.
Печать офсетная. Печ. л. 12,75. Усл. печ. л. 12,75. Тираж 500экз. Заказ № 6119.
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий.
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Ответственность за достоверность информации в публикуемых материалах несут авторы.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Издательский дом «Народное образование»: 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Тел./факс: (495) 345-52-00, 345-59-00.
Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org; narob@yandex.ru, www.narobraz.ru
Бесплатный звонок по России: 8–800–100–21–76
Продажа: ООО «НИИ школьных технологий». 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00, 345-59-00. Электронная почта: market@narodnoe.org
Стр.3
ТЕЗИСЫ
Предисловие научного редактора
Все представленные ниже тезисы написаны по заказу оргкомитета
круглого стола. Не все авторы тезисов сумели принять участие
в его работе, но все имели возможность познакомиться с текстами
коллег в форме предварительной рассылки в процессе подготовки
круглого стола.
Некоторым авторам оргкомитет предложил на основе тезисов
подготовить доклады на круглый стол, материалы других были
представлены ведущими в процессе круглого стола. Все тезисы
участники научной встречи имели в форме раздаточного материала,
и отклики на их содержание проявлялись в дискуссиях.
С.Д. Поляков,
доктор педагогических наук, Ульяновск
Социокультурные вызовы
школе: опыт построения
понятийной рамки
1. Задача данных тезисов —
выстроить рабочий вариант понятийной
рамки по проблематике
круглого стола и разметить поле
тем для обсуждения.
2. Рабочие определения:
— общество — форма и механизм
существования человечества
как феномена, отличающего
его от природы;
— социальное — сложившиеся
в обществе формы (институты)
социальной жизни (экономические,
политические, социальные
— в узком смысле этого
слова);
— культурное — ценности,
нормы, традиции как механизмы
порождения, удержания, изменения
социального. Культура проявляется
как образ поведения
(действия) и образ мысли (восприятия,
понимания, трактовки
жизненных явлений), присущих
данной социокультурной общности
на данном этапе её существования;
—
социокультурные вызовы
— социальные и культурные
явления, создающие устойчивые
напряжения в тех общностях, социальных
институтах, к которым
они «обращены». Эти явления
с точки зрения данных институтов
(в нашем случае школы)
могут трактоваться как задачи,
которые необходимо решать
для реализации их (школы) социокультурных
функций.
3.Школа в данном тексте
трактуется как вся совокупность
средних общеобразовательных
3
Стр.4
организаций в контексте других
образовательных структур (дополнительного
образования детей,
дошкольного образования,
среднего и высшего профессионального
образования).
4. Общая идея: социокультурные
вызовы всегда «опережают»
массовую школьную практику.
(Исключения — инновационные
образовательные прецеденты,
ориентирующиеся на конкретные
социальные идеалы и опережающие
культурные практики).
5. Основные социальные вызовы:
—
значительное социальное
расслоение;
— иерархический тип политической
демократии;
— бюрократизация как управленческий
стиль.
6. Основные культурные вызовы
связаны с информационнотехнической
революцией.
Основные следствия этой революции
в аспекте вызовов школе:
—
изменения в практиках повседневного
поведения;
— изменения в сфере массового
искусства;
— изменения в коммуникативных
практиках (феномен социальных
сетей).
7. Социальные и культурные
вызовы в значительной степени
обуславливают друг друга.
8. Устройство школьной действительности:
—
слой педагогически организуемой
действительности;
— слой педагогически неорганизуемой
действительности
(в которой есть сфера известная
для педагогов и сфера относи4
тельно
невидимая для педагогов).
9.
В первом слое в большей
мере проявляются социальные
вызовы школе (но и культурные
вызовы тоже), во втором —
в большей мере культурные вызовы
(но и социальные также).
10. Примеры агентов социальных
вызовов школе:
— способы и стили управления
в сфере образования;
— реформы образования
(в последнее время связанные
с ФГОС и «стандартами педагога»);
—
иерархические образцы
школьного самоуправления.
11. Примеры культурных
вызовов:
— использование информационно-технических
средств
в управлении школой как механизма
бюрократизации;
— использование информационно-технических
средств в организуемой
деятельности педагогов
и школьников;
— использование информационно-технических
средств в сфере
неорганизуемой школьной
действительности;
— феномен школьных и квазишкольных
интернет-сообществ
(школьных сайтов, групп ВКонтакте
и пр.);
— интернет-пространство как
фактор дифференциации картин
мира школьников (в частности,
картин «школьных наук»).
12. Гипотетические социокультурные
последствия действия
этих вызовов:
— в массовых формах поведения
(потребительское поведение,
волонтёрство и квазиволон
Стр.5