Профессиональный журнал для технологов
образования: научных работников,
преподавателей и аспирантов педагогических
образовательных учреждений, системы
повышения квалификации, методистов
и специалистов, а также учителей,
повышающих свою квалификацию
Зарегистрирован Министерством
Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций. <...> Свидетельство о регистрации
средства массовой информации ПИ № 77-11412
от 17 декабря 2001 г.
ПЛАН НОМЕРА
Материалы круглого стола
«Полидисциплинарное видение социокультурных
вызовов школе: дополнительность и оппозиции»
(Ульяновск. <...> «Философия поможет»
Учредитель и издатель:
НИИ школьных технологий
Издательская подготовка:
Издательский дом
«Народное образование»
© НИИ школьных технологий, 2015
Предисловие
№ 2, с. <...> С.Д. Поляков,
доктор педагогических наук, Ульяновск
Социокультурные вызовы
школе: опыт построения
понятийной рамки <...> Культура проявляется как образ поведения
(действия) и образ мысли (восприятия, понимания, трактовки
жизненных явлений), присущих
данной социокультурной общности на данном этапе её существования;
— социокультурные вызовы — социальные и культурные
явления, создающие устойчивые
напряжения в тех общностях, социальных институтах, к которым
они «обращены». <...> Школа в данном тексте
трактуется как вся совокупность
средних общеобразовательных
3
организаций в контексте других
образовательных структур (дополнительного образования детей, дошкольного образования,
среднего и высшего профессионального образования). <...> Общая идея: социокультурные вызовы всегда «опережают»
массовую школьную практику. <...> Основные культурные вызовы связаны с информационнотехнической революцией. <...> Социальные и культурные
вызовы в значительной степени
обуславливают друг друга. <...> 9. В первом слое в большей
мере проявляются социальные
вызовы школе (но и культурные вызовы тоже), во втором —
в большей мере культурные вызовы (но и социальные <...> 
								
							
							
								
								
									
										Педагогические_технологии_№4_2015.pdf
										
                                            
                                            		
                                                
                                            		
								                        
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Профессиональный журнал для технологов 
образования: научных работников, 
преподавателей и аспирантов педагогических 
образовательных учреждений, системы 
повышения квалификации, методистов 
и специалистов, а также учителей, 
повышающих свою квалификацию 
Зарегистрирован Министерством 
Российской Федерации по делам печати, 
телерадиовещания и средств массовых 
коммуникаций. Свидетельство о регистрации 
средства массовой информации ПИ № 77-11412 
от 17 декабря 2001 г. 
ПЛАН НОМЕРА 
Материалы круглого стола 
«Полидисциплинарное видение социокультурных 
вызовов школе: дополнительность и оппозиции» 
(Ульяновск. 29 июня — 1 июля 2015 года) 
Редакционная коллегия: 
М.Е. Бершадский, канд. пед. наук; 
Г.Г. Левитас, доктор пед. наук; 
А.В. Рафаева, канд. филол. наук; 
А.М. Кушнир, канд. психол. наук; 
Е.В. Шишмакова, канд. пед. наук; 
О.Н. Подколзина, канд. филол. наук 
В.В. Гузеев, доктор пед. наук 
РЕДАКЦИЯ: 
Ответственный редактор: 
Ольга Подколзина 
Отв. секретарь: 
Светлана Лячина 
Дизайн: Ольга Денисова 
Вёрстка: Андрей Богданов 
Корректор: Людмила Асанова 
Учредитель и издатель: 
НИИ школьных технологий 
Издательская подготовка: 
Издательский дом 
«Народное образование» 
© НИИ школьных технологий, 2015 
Содержание 
Предисловие 
Часть первая. «Разметка поля» 
Часть вторая. «Новый ребёнок?» 
Часть третья. «Что есть и что делать» 
Часть четвёртая. «Философия поможет» 
№ 2, с. 4 
№ 2, с. 8 
№ 2, с. 63 
№ 3, с. 3 
№ 3, с. 37 
Тезисы 3 
Рефлексия 85 
Приложения 100 
								                        
									                        Стр.2
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
Требования к материалам, предоставляемым 
в редакцию для публикации 
Редакция принимает к печати материалы, отвечающие профилю 
журнала, желательно не публиковавшиеся ранее в других отраслевых 
изданиях. 
Объём предоставляемого материала в формате Word (включая 
сноски, таблицы и рисунки) не должен превышать 25 тысяч знаков 
с пробелами. Печать через полтора интервала, шрифт 12, ширина 
полей 2 см. Рисунки к статье пронумеровываются последовательно 
арабскими цифрами. В подписи к рисунку даётся его описание и 
объяснение всех значений, указанных на нём. В статье указывается 
место рисунка. 
Фотографии к статьям присылаются отдельно, в формате jpg, tiff 
с разрешением от 300 dpi. Графические рисунки – в формате tiff 
(bitmap) с разрешением 600 dpi. 
Ссылки на литературу делаются в тексте путём сносок постранично. 
Статья 
должна сопровождаться аннотацией. В выходных данных 
статьи указывается имя, отчество и фамилия автора/авторов полностью, 
краткие сведения (учёная степень, звания, место работы, должность), 
а также контактные телефоны, почтовый адрес с индексом и 
e-mail. Материалы для публикации представлять предпочтительно 
в электронном виде. Рассмотрение материалов существенно ускорится 
при наличии двух рецензий специалистов, известных в соответствующей 
области знаний. 
Подписано в печать 30.12.2015. Формат 60×90/8. Бумага офсетная. 
Печать офсетная. Печ. л. 12,75. Усл. печ. л. 12,75. Тираж 500экз. Заказ № 6119. 
Отпечатано в типографии НИИ школьных технологий. 
Рукописи не рецензируются и не возвращаются. 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. 
Ответственность за достоверность информации в публикуемых материалах несут авторы. 
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель. 
Издательский дом «Народное образование»: 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2 
Тел./факс: (495) 345-52-00, 345-59-00. 
Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org; narob@yandex.ru, www.narobraz.ru 
Бесплатный звонок по России: 8–800–100–21–76 
Продажа: ООО «НИИ школьных технологий». 109341, г. Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. 
Тел./факс: (495) 345-52-00, 345-59-00. Электронная почта: market@narodnoe.org 
								                        
									                        Стр.3
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
ТЕЗИСЫ
Предисловие научного редактора
Все представленные ниже тезисы написаны по заказу оргкомитета
круглого стола. Не все авторы тезисов сумели принять участие
в его работе, но все имели возможность познакомиться с текстами
коллег в форме предварительной рассылки в процессе подготовки
круглого стола.
Некоторым авторам оргкомитет предложил на основе тезисов
подготовить доклады на круглый стол, материалы других были
представлены ведущими в процессе круглого стола. Все тезисы
участники научной встречи имели в форме раздаточного материала,
и отклики на их содержание проявлялись в дискуссиях.
С.Д. Поляков,
доктор педагогических наук, Ульяновск
Социокультурные вызовы
школе: опыт построения
понятийной рамки
1. Задача данных тезисов —
выстроить рабочий вариант понятийной
рамки по проблематике
круглого стола и разметить поле
тем для обсуждения.
2. Рабочие определения:
— общество — форма и механизм
существования человечества
как феномена, отличающего
его от природы;
— социальное — сложившиеся
в обществе формы (институты)
социальной жизни (экономические,
политические, социальные
— в узком смысле этого
слова);
— культурное — ценности,
нормы, традиции как механизмы
порождения, удержания, изменения
социального. Культура проявляется
как образ поведения
(действия) и образ мысли (восприятия,
понимания, трактовки
жизненных явлений), присущих
данной социокультурной общности
на данном этапе её существования;
—
социокультурные вызовы
— социальные и культурные
явления, создающие устойчивые
напряжения в тех общностях, социальных
институтах, к которым
они «обращены». Эти явления
с точки зрения данных институтов
(в нашем случае школы)
могут трактоваться как задачи,
которые необходимо решать
для реализации их (школы) социокультурных
функций.
3.Школа в данном тексте
трактуется как вся совокупность
средних общеобразовательных
3
								                        
									                        Стр.4
								                        
								                     
                                                
                                            		
								                        
организаций в контексте других
образовательных структур (дополнительного
образования детей,
дошкольного образования,
среднего и высшего профессионального
образования).
4. Общая идея: социокультурные
вызовы всегда «опережают»
массовую школьную практику.
(Исключения — инновационные
образовательные прецеденты,
ориентирующиеся на конкретные
социальные идеалы и опережающие
культурные практики).
5. Основные социальные вызовы:
—
значительное социальное
расслоение;
— иерархический тип политической
демократии;
— бюрократизация как управленческий
стиль.
6. Основные культурные вызовы
связаны с информационнотехнической
революцией.
Основные следствия этой революции
в аспекте вызовов школе:
—
изменения в практиках повседневного
поведения;
— изменения в сфере массового
искусства;
— изменения в коммуникативных
практиках (феномен социальных
сетей).
7. Социальные и культурные
вызовы в значительной степени
обуславливают друг друга.
8. Устройство школьной действительности:
—
слой педагогически организуемой
действительности;
— слой педагогически неорганизуемой
действительности
(в которой есть сфера известная
для педагогов и сфера относи4
тельно
невидимая для педагогов).
9.
В первом слое в большей
мере проявляются социальные
вызовы школе (но и культурные
вызовы тоже), во втором —
в большей мере культурные вызовы
(но и социальные также).
10. Примеры агентов социальных
вызовов школе:
— способы и стили управления
в сфере образования;
— реформы образования
(в последнее время связанные
с ФГОС и «стандартами педагога»);
—
иерархические образцы
школьного самоуправления.
11. Примеры культурных
вызовов:
— использование информационно-технических
средств
в управлении школой как механизма
бюрократизации;
— использование информационно-технических
средств в организуемой
деятельности педагогов
и школьников;
— использование информационно-технических
средств в сфере
неорганизуемой школьной
действительности;
— феномен школьных и квазишкольных
интернет-сообществ
(школьных сайтов, групп ВКонтакте
и пр.);
— интернет-пространство как
фактор дифференциации картин
мира школьников (в частности,
картин «школьных наук»).
12. Гипотетические социокультурные
последствия действия
этих вызовов:
— в массовых формах поведения
(потребительское поведение,
волонтёрство и квазиволон
								                        
									                        Стр.5