Г. А. Воробьев, В. Н. Малыш
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ
ГРАФОВЫХ МОДЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Аннотация. <...> В статье рассматривается одна из методик разработки и оценки
семантической сложности графовых моделей учебных элементов. <...> Полученные
результаты используются при планировании изучения базовых понятий математической статистики. <...> Для разработки методов формализации рассматриваются две модели
расчета трудоемкости усвоения учебного объекта (УО) как информационного
продукта, отображающего те или иные стороны структуры или функционирования, на которые направлено конкретное обучающее воздействие: модель <...> В основе обеих моделей лежат идеи А. И. Уемова [3], в соответствии с которыми информационная мера сложности графовой модели обусловливается: <...> 1 Постановка задачи оценки семантической сложности
Для разработки и оценки семантической сложности графовых моделей
учебного элемента (УЭ) как информационного продукта, представляющего
собой отображение логически завершенного элемента содержания программы обучения в соответствии с целями его изучения [4], предлагается методика, использующая модель В. П. Мизинцева [3]. <...> Целью первого этапа является выявление таких моделей УО, которые
соответствуют системе предпочтений преподавателя и не включают в себя
вершин, избыточных в отношении рассматриваемых целей или содержания
обучения. <...> Второй этап включает оценку семантической сложности альтернативных моделей УО:
62
№ 1 (9), 2009
Технические науки. <...> Определяется средний ранг связности пучка в графовой модели УЭ:
zср
1 m
p
zi mi ,
m i 1
m <...> (1)
где zср – средний ранг связности пучка (связь/пучок); m – общее число пучков;
mi – число пучков с рангом связности zi ; р – количество связей в модели. <...> Определяются абсолютные значения приведенной степени абстрагирования для каждой из вершин Xj модели: <...> (2)
абстрагирования
вершины
Xj
(эсед/сем.ед.); z ( X j ) – средний ранг связности пучка в той части структуры,
в вершине которой <...>