Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО,
кандидат географических наук, доцент
Литературные редакторы
Е. В. Ляхимец, Е. В. Талалаева
редакционный совет:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, директор Института детства
Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела профессионального развития педагогических
кадров управления образовательной политики Министерства
образования, науки и инновационной политики
Новосибирской области
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по информационным
технологиям МПГУ
Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф., зав.
каф. педагогики Педагогического института Южного федерального
университета, г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному
образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Корректор Любовь Сивирина
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной вер сии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 25.10.12. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 15,35. Заказ № 55. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2012
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник
научно-методического отдела коррекционноразвивающего
обучения НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
В. А. Никонов, заместитель Председателя Правительства
Новосибирской области — министр образования, науки
и инновационной политики
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., зав. лаб. сравнительной
педагогики Института развития образовательных
систем РАО, г. Томск
Ю. В. Сенько, действительный член РАО, д-р пед. наук,
проф., зав. каф. педагогики АлтГУ
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО
М. Ю. Тарасова, канд. пед. наук, учитель русского языка
и литературы высш. квалиф. категории гимназии № 10
г. Новосибирска
А. И. Таюрский, действительный член РАО, д-р пед. наук,
проф., председатель Сибирского отделения РАО, г. Красноярск
Ответственный
секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Является ли в России
основное общее образование основным?
Вторая ступень российского общего образования (5–9 классы)
призвана обеспечить становление и формирование личности
обучающегося, системное развитие его склонностей и интересов.
Основное общее образование является ключевым этапом для
будущей взрослой жизни младшего подростка! Если на данной
ступени не заложены возможности для получения качественного
среднего (полного) образования (10–11 классы), то говорить о
решении задач современного образования не приходится.
Вот почему вторая ступень общего образования и называется
основной. Именно на этой ступени формируются исследовательские
и метапредметные навыки детей. Именно на этой ступени
закладываются к использованию современные технологии организации учебно-воспитательного
процесса. Всегда ли так?
К сожалению, этот период общего образования не всегда признается в качестве основного
и нередко обеспечивается на остаточном принципе. Основные усилия как в материальнотехническом,
так и в организационном и кадровом плане направлены на третью ступень среднего
(полного) образования. Это объясняется тем, что рейтинг образовательных учреждений и даже
регионов России часто выстраивается согласно баллам Единого государственного экзамена.
Естественно, все усилия направлены на 10–11 классы, а подчас только на 11 класс, чтобы вывести
учащихся на сравнительно высокий выпускной бал.
Если основное внимание уделять только итоговому экзамену, то о системе знаний, о системе
компетентностей выпускников и тем более об уровне воспитанности и здоровья детей говорить
очень сложно.
Мало того, возникнут проблемы с реализацией новых образовательных стандартов. Ведь стандарты
нацелены на системно-деятельностный подход в обучении и воспитании, а каждая ступень
образования имеет свои глобальные задачи, которые тесно коррелируют от ступени к ступени.
Практика показывает, что если обеспечить высокий современный уровень образования на
второй (основной!) ступени и через системные глубокие обобщения заключить общее образование
на третьей ступени, то ЕГЭ подростки сдают более качественно, а обученность выпускников
несравненно прочнее, чем при обычном «натаскивании» для обеспечения необходимых
баллов.
Стр.2